• Авторизация


Тонкая и душевная организация 28-09-2010 20:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Мужское мнение Арсения Виноградова
“Святая Анна” — 42-футовая (чуть больше 12 м в длину) спортивная яхта, построенная на таганрогской верфи по проекту известного конструктора Брюса Фарра. Ключевое слово — “спортивная”. Она легкая (пластиковый корпус, карбоновая мачта стоимостью порядка 80 000 евро), на борту — ничего лишнего и каждая мелочь на своем месте. Когда попадаешь на нее первый раз в качестве ученика, пугаешься обилия снастей: везде тросы, лебедки, блоки, стопоры, карабины, и каждый из них за что-то отвечает. Как запомнить, что к чему, — непонятно. Но в том и смысл парусной школы: учишься не по книжке, а в море, своими руками прощупывая каждую деталь судна. Шести дней, проведенных на палубе, для этого хватает. И что самое главное, разобравшись с устройством одной парусной яхты, ты за три минуты сообразишь, где что находится на другой, пусть она и будет с виду по-иному устроена. Но это только с виду — принцип-то везде один.
В бухте, где пришвартована “Святая Анна”, полно других яхт — пузатых, исполненных комфорта и духа хорошей жизни, стоимостью по $2-3 млн. Но каждый из наших инструкторов смотрит на них так же, как мальчик, мечтающий о воздушном змее, смотрит на Барби с розовым домиком. Гена говорит, что особенно эти гиганты без парусов хороши вот здесь, у причала, — как дача на воде. И это он не из зависти:
— Да, у нее два здоровых движка и сумасшедшая скорость. Но если мы выйдем отсюда в Стамбул (500 миль по прямой), то еще неизвестно, кто придет первым. Мы-то пойдем напрямик, а они — от заправки до заправки вдоль берега. Вот у этой 57-футовой “Принцессы” расход солярки — 10 л на километр, суди сам. Ну и на большой скорости даже при небольшой волне в трюме такая тряска, что находиться там не так приятно, как может показаться.
День за днем мы все отчетливее понимаем, в чем различие. Пафосная прогулочная яхта с баром, кожаными диванами и хихикающими девчонками по сравнению с нашей “Святой Анной” — как навороченный синтезатор по сравнению с большим церковным органом. Первый проще в использовании и может почти все. На втором — даже под ногами два ряда педалей и не обойтись без помощника, который регистры переключает. Но разница… что называется, небо и земля.
Парусная яхта — это идеальный организм, к которому если прирастешь, то будешь идти куда нужно, сколько нужно и с какой нужно скоростью.
 

— Бить грота-фал! — кричит шкипер. — Бить-бить-бить-бить, быстрее, быстрее!
Огромный белый парус, заполаскивая на ветру, ползет вверх по мачте. Четыре матроса тянут, направляют, страхуют.
— Еще бить! Лебедкой давай! Еще! Стоп!
Удивительно: я понимаю, что нужно делать.                       

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ
“Бить” значит “тянуть, натягивать”. Грота-фал — это трос, с помощью которого поднимается грот, большой треугольный парус позади мачты. Шкипер — это капитан нашей “Святой Анны” Гена, голос у него поставленный и вид что надо. С лебедкой надо быть осторожным — если трос сорвется и затянет палец в стопор, будет больно, а пальца не будет.
Еще пару дней назад все это было для меня темным лесом и мутной водой, в которой не разглядеть ничего конкретного. Ну да, вроде знакомые слова с морским духом, осевшие в памяти со времен чтения Рафаэля Сабатини (“Одиссея капитана Блада”, помнишь?). Но ничего более.
А теперь вот мы вчетвером — Антон, Макс, Сергей и я — на ходу ставим грот. И я знаю, почему Антон всем своим весом виснет на грота-фале (зачем вытягивать парус одними руками, когда можно делать это проще?), для чего рядом с ним Макс (нужно следить, чтобы грот ехал вверх строго по направляющей), зачем Серега освобождает сложенный парус от фиксирующих его тесемок постепенно, а не сразу весь (иначе грот или свалится на палубу, или наполнится ветром раньше времени) и сколько шлагов, то есть петель, нужно накинуть на барабан лебедки, чтобы трос не проскальзывал, а накручивался (не меньше трех).
Да, мы делаем это медленно: профессионалы укладываются секунд в 30, нам же требуется минуты четыре. Но ведь делаем, и каждый занят чем-то своим — никакой бестолковой неразберихи. Лишь Геннадий прикрикивает, координируя нас и подсказывая, когда бить, а когда не бить.
Вообще это забытое и потому интересное ощущение, когда тебе кто-то кричит, что делать, а ты подтупливаешь и никак не можешь ухватиться за нужный конец (на судне нет веревок, любая веревка — конец). Точно так же я мог бы кричать на какого-нибудь практиканта, пришедшего стажироваться в журнал и не знающего, чем вводка отличается от выноса, но на палубе “Святой Анны” я сам как первокурсник, хожу на полусогнутых и цепляюсь за все что можно, чтобы не сковырнуться за борт.

  [600x400]
 
В ГЕЛЕНДЖИК
Сегодня четверг и финальное испытание — ночной переход из Большого Утриша в Геленджик и обратно. Стартовать должны часов в шесть вечера, впереди — более 60 морских миль, или почти 120 км. Говорят, вернемся часам к десяти. Утра.
Усвоенная за прошедшие дни информация перерождается в шутки.
— Ген, у тебя есть собака?
— Да, Дик.
— Гик?! — пробиваются смешки.
— Нет, Дик.
— А гулять ты ее водишь на дика-шкоте?
Все ржут.
Как обычно, к вечеру поднимается ветер, но не как в предыдущие дни — сегодня действительно подуло. У моряков это называется “свежая погода”. Отойдя от берега, ставим грот и ложимся на курс. Миновав поселок Большой Утриш, вытаскиваем на палубу и начинаем ставить спинакер — большущий передний парус, который работает только при попутном ветре. Наше первое большое плавание началось.
Разгоняемся до шести, семи, восьми узлов — а во время обучения было максимум пять. Но, чтобы не затормозить яхту, надо постоянно работать: кто-то управляет спинакером, двое — на гика-шкотах, один — рулевой. На лодке, кстати, два штурвала — при сильных ветре и волне один человек может и не осилить поворот. Но и сейчас рулить не то чтобы спокойно: ветер ведь не дует строго в одном направлении, волны сносят яхту вбок, поэтому постоянно нужно следить по приборам за курсом и подруливать. Полчаса такой работы — и ты уже чувствуешь, что не просто на ветерке постоял.
Первые часы пролетают незаметно, солнце садится, ветер не стихает. Гена спускается в нутро яхты, и минут через пять оттуда вырывается запах жареного лука. Еще минут через 20 каждому достается миска гречневой каши с тушенкой, но понять это можно только по вкусу: стемнело, а из наружного освещения на яхте только фонарики на баке (то есть на носу) и на корме. Внутрь же, где светло, спускаться не хочется — ведь давно на небе не было столько звезд, да еще вперемешку с парусами. Наш главный ориентир — светящийся на всем протяжении маршрута берег. Вот уже Новороссийская бухта, значит, недалеко осталось.
Часам к двум ночи, меняя друг друга на парусах и руле, доходим почти до Геленджика (вон его маяк, милях в двух-трех от нас) и разворачиваемся.
И вот тут начинается настоящая гонка. Спинакер больше не нужен — быстро убираем его, идем под одним гротом, но ветер только усиливается, и из-за того, что он теперь встречный, кажется, что скорость у “Святой Анны” запредельная. На самом деле — 10-11 узлов (порядка 20 км/ч) — как на велосипеде, но ощущения совершенно другие. К тому же крен 40-45о, просто так по палубе уже не походишь. И волна, разбиваясь о нос, то и дело долетает до нас. И так три часа подряд. Да уж, девчонок тут катать бессмысленно — только визг будет. А так — ветер, море, адреналин. И понимаешь, что ни яхта без тебя так не сможет, ни ты без нее.
Ночь выдалась настолько энергичной, что швартовались мы не в десять, как рассчитывали, а уже в начале седьмого утра. Смотрю на парней — как говорится, усталые, но довольные. 12 часов в море на парусной яхте не фиг собачий.
И должен тебе вот что сказать. Пройдя недельное обучение, я думаю, что эта история — лучшая альтернатива пляжному отдыху, если моря все-таки хочется, а брюхом в песок лежать надоело. И даже в нашей незабываемой Анапе с “магаданами” в прибрежных шалманах и сумасшедшими таксистами, после которых москвичи седеют, можно устроить такую тренировку головы и тела, что год будешь в тонусе. А потом вернешься, чтобы повторить.
Ну и рассказывать будешь что-нибудь вроде: “Помню, пошли мы как-то ночью на яхте из Анапы в Геленджик. Погода свежая, идем полным бакштагом, скорость 9-10 узлов, Новороссийская бухта уже показалась, Серега на руле, и тут, значит…” 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Фоток надо добавить ! Спасибо !!
Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов # Александр_Ш_Крылов, добавила! Так тебе больше нравится?) [600x410]
Ответ на комментарий Magnificent_summer # Семь футов под килем !!!
Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов # Александр_Ш_Крылов, для тебя. Классика.)
Прослушать запись Скачать файл
[401x592]


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тонкая и душевная организация | Magnificent_summer - Дневник Magnificent_summer | Лента друзей Magnificent_summer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»