[475x475]
Умение правильно хвалить и ругать незаменимо в офисной жизни. Если после похвал шефа коллеги тут же объявляют себя полубогами и начинают требовать человеческих жертв, а после критики забиваются в дальний уголок офиса, значит, ни хвалить, ни ругать шеф правильно не умеет.
Ошибки руководителя
«Вы допустили грубую ошибку, разместив денежные средства нашей фирмы в банке "Чудесные проценты"»
Как правильно: «Вы — прекрасный специалист. За четыре часа работы в нашей фирме вы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Потому я очень удивился, когда узнал, что вы заключили сделку с банком "Чудесные проценты" , не проанализировав его деловую репутацию и степень надежности».
В чем разница? Доброе слово, как известно, приятно и плоскогубцам. Люди же ценят его еще сильнее, особенно в ситуациях, когда фактически не вправе на нечто подобное рассчитывать. Начав с комплимента, ты деликатно смягчишь любую критику. Поняв, что его ценят несмотря ни на что, нерадивый сотрудник бросится устранять обнаруженные ошибки со скоростью опытного папарацци, заметившего Бритни Спирс на выходе из клиники по смене пола. Правда, вводный комплимент должен быть достаточно скромным, иначе допущенные просчеты даже тебе могут показаться несущественными на его фоне. Еще чего доброго сам застыдишься того, что вынужден делать замечания такому квалифицированному сотруднику.
«Ваша концепция продвижения новых бельевых прищепок на рынке Южного Зауралья, по-моему, несостоятельна»
Как правильно: «Завоевание рынка бельевых прищепок Южного Зауралья с помощью матрешек кажется мне затруднительным».
В чем разница? Правильная критика должна быть обезличенной. Впрямую называя человека, его поступок или плод многодневных трудов глупым, ты рискуешь нанести ему несмываемое оскорбление. Чтобы вместо разбора полетов не пришлось заниматься поиском оружия для предстоящей дуэли, критикуй не конкретный объект, а его содержание. Тогда твои замечания не будут восприниматься как личные выпады и критикуемый товарищ не станет в позу Конька-Горбунка, чтобы их отбить. Это даст ему возможность хорошо обдумать свое неправильное поведение без скоропалительных выводов.
«Вы неплохо справились с балансом, но на будущее постарайтесь все-таки учесть, что дебет находится слева, а кредит — справа»
Как правильно: «Вашей работой я в целом удовлетворен. Если вы в следующий раз еще поменяете местами дебет и кредит, все будет абсолютно идеально».
В чем разница? Слово «но» психологи называют словом-бомбой. Оно разрывает критичное предложение на две части, причем объект критики, едва услышав «но», вторую часть фразы начинает додумывать сам, почти не слушая твои замечания. Возможные варианты продолжения зависят лишь от степени его самоуверенности и пределов фантазии. Например, «но ответственность за разорение фирмы ляжет целиком и полностью на вас» или «но повышение зарплаты и внеочередной отпуск я смогу вам дать лишь в следующем месяце». Естественно, витая в бриллиантовом дыму предстоящих повышений, сотрудник вряд ли сделает правильный вывод о реальном местоположении дебета и кредита. Если же он начал прикидывать в уме, покроет ли продажа его «Таврии» все причиненные убытки, результат критики будет еще более плачевным.
***
Говори с сотрудником только наедине, плотно закрыв двери своего кабинета и отослав из приемной секретаря под благовидным предлогом.
Публично критикуемый человек не слушает делаемые ему замечания. Он сосредоточен на том, как он выглядит со стороны и насколько текущая головомойка уронит его авторитет среди сослуживцев и помешает завоевать сердце Леночки из отдела продаж. Его естественная реакция при этом — попытаться найти оправдание и вступить с тобой в спор. Кстати, если вдруг ему удастся парировать хоть часть твоих упреков, то падение авторитета уже не минуемо ждет тебя. Оно тебе надо? А вот если ты, напротив, решил высказать коллеге или подчиненному несколько лестных слов, нужно поступить с точностью до наоборот: устроить из этого массовое шоу, для пущей эффективности дав Леночке билет в первый ряд. Такое мероприятие резко поднимет твое реноме мудрого, доброго и справедливого шефа.
***
Принимать комплименты и замечания отнюдь не легче, чем раздавать их самому.
* Никогда не пытайся сделать вид, что не заметил похвалу или что данная критика к тебе не относится. Наоборот, исполни пантомиму «я весь внимание», даже если ты считаешь звучащие комплименты лестью, а критику — грубыми нападками.
* Услышав похвалу, сдержанно поблагодари произносящего ее и никогда не заявляй ничего вроде: «Ай, это мелочь, я мог бы сделать и еще лучше, но чуть-чуть не получилось». Это может быть воспринято как намек на низкие стандарты работы того, кто тебя хвалит
* Если критика по существу, поблагодари критикующего и дай торжественное обещание устранить недостатки. Столкнувшись с явно несправедливыми замечаниями, не пытайся тут же доказать оппоненту его неправоту, а попытайся перенести разговор на потом и как следует к нему подготовься.