• Авторизация


Остров Пасхи - модель Земли в миниатюре 15-04-2010 18:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Отрывок из книги Валентина Пономаренко "Проблема 2033 или Джонушка, Иоганнушка да Иванушка дурачки
"
**************************************************************

Остров Пасхи

Остров Пасхи, занимающий 165 кв. км., - одно из наиболее уединенных мест обитания: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн). Остров Пасхи был открыт в 1722 г. экспедицией Роггевена. Мягкий климат и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове было около 2000 человек.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний, расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных изваяниях. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу. Большинство установленных скульптур было высечено в одном и том же карьере и затем каким-то образом доставлено на расстояние более 10 км; высота статуй была более 10 м., а вес - до 82 т. Оставленные в карьерах и на дороге статуе были вдвое выше и весили до 270 т. Гигантскими были и каменные платформы: до 150 м. в длину и 3 м. высотой, они состояли из кусков весом до 10 т.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, но в 1864 г. все они оказались опрокинутыми самими островитянами. Зачем они высекали их в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой.

И Тур Хейердал, и капитан Кук, посетивший остров значительно раньше, показали, что жители острова были выходцами Полинезии, а не Америки, и их культура, включая культуру статуй, выросла из полинезийской культуры. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.


Остров был заселен примерно в 400 г. н. э. Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек.

Археологи оценили, что одна статуя могла быть изготовлена с помощью каменных зубил в течение года. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибальства.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.


По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: "Работа важнее леса!".

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Остров мародеров

Значение истории острова Пасхи для всех нас сегодня ужасающе очевидно: это история Земли в миниатюре. Сегодня мы видим глобальное противостояние растущего населения и сокращающихся ресурсов. У нас нет преград для эмиграции, потому что все человеческое сообщество связано международным транспортом, и мы не можем оставить нашу Землю, как и жители острова Пасхи не могли отправиться в Океан. Если мы будем следовать нынешнему курсу, то истощим мировые запасы рыбы, тропических муссонных лесов, минерального топлива и большую часть почвы к тому времени, когда наши дети достигнут нашего возраста.

Уже сегодня голодают целые страны. Локальные конфликты - это войны за остатки ресурсов. Попытки корректировки курса блокируются узаконенными действиями частных интересов, на защиту которых выступают политики и лидеры бизнеса, а также их электорат, совершенно не замечающий изменений, происходящих с каждым годом. Взаимозависимость между возможностью дальнейшего существования и качеством среды обитания практически не признается и даже не осознается. Тем временем людей становится больше, а средств к существованию меньше.

Легче всего закрыть глаза на происходящее или предаться отчаянию.

Если несколько тысяч островитян с каменными орудиями труда и войны смогли разрушить свое общество, то чего можно ожидать от миллиардов людей, располагающих современной техникой и технологией? Правда, имеется некоторая существенная разница. У островитян Пасхи не было книг; они не знали истории исчезновения других обществ. В отличие от них, мы располагаем знаниями о прошлом, которые мы можем сохранить для будущего.

Итак, перегрузка - это предпосылка к последующему краху. Крах для людей ожидается около 2030 года. Предвестник краха - болезни, вызванные разрушением среды обитания. На первый взгляд, болезни кажутся не связанными с природными ресурсами, однако более детальный анализ показывает, что количество и качество природных ресурсов (например, еда и вода) играют основную роль в здоровье человека. Всего за 10 лет, с 1982 по 1992 гг. смертность вследствие инфекционных заболеваний возросла на 60%. Особенно высок этот показатель в городах с высокой плотностью населения. Около 90% заболеваний в развивающихся странах является результатом дефицита чистой воды. Каждый год 50 миллионов смертей обусловлено болезнями вследствие загрязненной воды, пищи, воздуха и почвы.

У человечества есть некоторый шанс на продление своего существования, если удастся за 2-3 десятилетия сократить население до 2 млрд. человек, чтобы не превысить нагрузочную способность среды обитания. При этом еще возможно стабилизировать состояние природных условий и избежать необратимых последствий ее перегрузки и последующих глобальных конфликтов.

У Природы нет целей и нет причин для беспокойства. Мы ей так же безразличны, как и любой вид насекомых или растений, которые уже исчезли благодаря нашей деятельности. Так, например, долина Тигра и Евфрата, разрушенная людьми из-за неверного воздействия на землю, две тысячи лет спустя так и не восстановилась.

Через несколько десятков тысяч лет на Земле появятся другие формы жизни растительного и животного мира, которые будут жить по прежним правилам: каждый вид будет развиваться до тех пор, пока позволят ресурсы и ограничения в виде хищников, паразитов и природных условий.

У человечества очень мало времени для принятия решений по спасению себя как вида. Сейчас оно держит экзамен на наличие здравого смысла.

В 1850 г. в США было 23 млн. человек, т. е. меньше, чем в Нью-Йорке и Калифорнии. К 1994 г. стало 260 млн. американцев. Для обеспечения нормальных условий для ныне живущих людей требуются две дополнительные планеты Земля. Через 3-4 десятилетия понадобится 5 таких планет. Кто нам их предоставит?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Cayetana_de_Alba 15-04-2010-18:48 удалить
очень интересно. Так какое же решение, какой здравый смысл предлагает автор книги?
Waldmichel 15-04-2010-20:31 удалить
Исходное сообщение Cayetana_de_Alba
очень интересно. Так какое же решение, какой здравый смысл предлагает автор книги?


Автор предлагает перейти к новому образу жизни, связанному с сокращением потребления. Но сам, похоже, не очень верит в то, что это произойдёт. Он считает, что технической цивилизации скоро конец. А после неё наступит новое средневековье.
Поэтому он предлагает другой выход: сохранить для потомков на долговременных неэлектронных носителях самые важные знания - об истории, географии, геологии, ботанике, зоологии, агрономии, астрономии, медицине, строительстве; основы математики, физики, а также самое важное из философии, инженерных чертежей и искусства. Многие из этих сведений после краха цивилизации окажутся трудными для открывания их вновь.

Моё личное мнение: нужно эти подходы реализовывать параллельно. Причём нужно сохранять знания не только современных технологий, но и относительно давних. Например, о выплавке стали, об изготовлении чернил, спичек; вообще о разных непромышленных способах добычи огня, и т.п.

Что касается подходов к тому, как жить экономно, то они рассмотрены в книге "Модерализм" А. Бурьяка. Вот ссылки на некоторые разделы:

Проект искусственной среды: http://moderalism.narod.ru/Mod0100.htm#10.
Три модели социального развития: http://moderalism.narod.ru/Mod0090.htm#9.21.

Естественно, их нужно дорабатывать с учётом климата и наличных ресурсов. Т.е. для каждого региона будут свои особенности. Для Западной Сибири они более-менее понятны (в моём представлении).

И подходы к политике тоже, конечно, придётся менять. В основном, в сторону избавления от вранья и лицемерия на всех уровнях.
Cayetana_de_Alba 15-04-2010-22:54 удалить
Хороши идеи, но утопичны. Что это за носители долговременные и неэлектронные? И потом - сохранять надо столько, что...короче, жаль, но не получится.
Waldmichel 16-04-2010-06:58 удалить
Исходное сообщение Cayetana_de_Alba
Хороши идеи, но утопичны. Что это за носители долговременные и неэлектронные? И потом - сохранять надо столько, что...короче, жаль, но не получится.


Долговременным носителем может быть, например, бумага, не подверженная химическому разрушению.
Что касается утопичности идей (в том числе тех, на которые я дал ссылки), то таковыми они выглядят сейчас - когда жизнь ещё относительно благополучна, и катастрофичность жизни большинством не осознаётся. Осознание придёт, когда процесс развала цивилизации наберёт силу. Фактически он уже начался: такие катастрофы, как на Гаити, или как недавнее падение самолёта, показывают это отчётливо, а дальше будет только хуже.
В любом случае, получается только у тех, кто пробует.
не, Елисей, ты не прав, дружище, как и автор книги. Ну, сожрут всё какие-нибудь америкосы, нечего им будет жрать, и что тогда? Помирать станут. Как в той же Африке. И никакое бабло не спасет. Собственно к нам это тоже относится. Будем дохнуть, пока природа не выравняет баланс...
А крах цивилизации... А что для нас цивилизация? Туалетная бумага? Игры NHL? Картины Пикассо? Интернет и зомбиящик? Да провались оно всё! Цивилизация - это уровень общественных отношений и этот уровень будет иным. И вовсе речь не идет о дегенерации - общественные отношения практически неспособны к деградации - речь пойдет о трансформации. Вполне вероятно, что нам такая трансформация не понравится, но ведь и дедушки наши не приняли рэп)). Так что хорош мутить, Елисей, всё будет по-другому, но всё будет хорошо. А мы сдохнем, вне зависимости от того будем мы с тобой мусор сдавать на переработку или станем батарейки с балконов швырять прям в природу... Такие дела.
Waldmichel 16-04-2010-19:45 удалить
Опытный_камикадзе, в части "провались оно всё" почти согласен. (Хотя могут быть и другие варианты, и лучше бы обойтись без катастроф.) Согласен так же с тем, что общественные отношения в результате катастрофы преобразуются. Но вот вопрос: куда? Мне он далеко не безразличен. Я бы в этом вопросе не полагался на естественный отбор: всё-таки он слеп. Так что не согласен, что всё само собой будет хорошо. Общественные отношения таки способны к деградации. Простейший пример - крах античного мира и наступление средневековья.
В какую сторону общественные отношения преобразуются после катастрофы - в сторону повышения разумности человека или наоборот, зависит не только от того, как именно произойдёт крах, но и какие выводы люди из этого сделают. Многие выводы можно сделать заранее, аналитически. Что некоторые люди и пытаются делать. Может, у этих людей ничего и не выйдет. Но это ещё надо доказать.
Античный мир и средневековье. А ведь общественные отношения в этом случае не деградировали, Елисей. Античная культура была тупиковой, ее стёрли варвары, но и сами варвары ее же восприняли и развили на этой основе свою культуру. Да, может и был "цивилизационный откат" лет на 200, но зато потом всё наладилось и стало прогрессировать. Да в общем, конечно, дело даже не в этом. Просто мы уже вряд ли примем трансформированную модель общественных отношений. Что ни говори, а нас будет душить ностальгия по "хорошим временам".
А может быть именно ты и станешь тем, кто выработает новую систему поведения людей. Только вот для того, что бы она прижилась - ее следует поливать кровью. И чем больше народу помрёт - тем эффективнее будет внедрение новой морали. Будет ли это серия глобальных катастроф (как я думаю) или метеорит, врезавшийся в АЭС - не важно. Важно то, что такова человеческая природа - мы не признаем изменений, ущемляющих наш эгоизм, если эти изменения не оплачены кровью. Ну, вот представь себе америкоса-бургера. Ходит он на работу, вечером жрет свои гамбургеры, запивает пивом из холодильника, забитого под завязку этими же продуктами). Представил? А теперь скажи как его убедить перестать пить пиво в стеклянной бутылке и потом выбрасывать ее в специальный пакетик? Скажу больше. Если пиво будут разливать в Тетра Паки, я его пить не буду. Буду больше платить за стеклянную бутылку, которую выброшу туде, куда мне это будет удобно. А ты нет?
Waldmichel 17-04-2010-09:23 удалить
Я пиво вообще не пью. По молодости покупал кока-колу (в бутылках), но уже лет десять, как перестал это делать.
Американцев с бургерами и пивом (и их неамериканские аналоги) бесполезно пытаться переагитировать. Вообще, тащить кого-то в "светлое будущее" насильно не получится. И не надо.
Основная задача - не грохнуться вместе с цивилизацией. А для этого нужно переорганизовываться на новых началах, и начинать это тогда, когда признаки распада будут видны невооружённым глазом. Конечно, получится это не у всех, а у тех, кто задастся такой целью. Таких и принуждать не придётся.
link77 17-04-2010-20:37 удалить
Америкосы сожрав всё своё( а скорее всего китайцы и индусы) будут жрать чужое, буквально вырывая еду из ртов окружающих не американцев(китайцев, индусов). И так до тех пор, пока ради выживания собственного народа не вымрут окружающие, ибо свои всегда "ближе к телу"... А потом каннибализм и далее по тексту... Да ни в жисть подавляющее количество населения планеты не откажутся от благ, даже когда вокруг всё будет рушиться. Такова природа человека,- разрушать и уничтожать всё и вся вокруг ради собственного блага. Может ты и способен сейчас выключить комп, собрать нехитрый скарб(набор неандертальца), уйти в лес, выкопать землянку и жить в соответствии с законами природы(хотя для их соблюдения в чистом виде нужно отказаться и от скарба и от землянки а залезть на дерево и кушать что придётся...), но сколько народа повторит твой подвиг во имя спасения человечества?
Тот идеалистический выход (который предлагаешь) из ситуации возможно воспримет небольшая кучка(по отношению к остальным) "отщепенцев", осознавших, что близок конец и нужно осознанно отказаться от чего-либо. Но и они, сколько бы не ограничивали себя едой, благами, деторождением, всё равно погибнут вместе с неограничившим себя большинством, ибо "на одном корабле" находимся...
Одного не пойму... Зачем чего-то спасать, ограничивать и т.п. когда сама история развития и вселенной и земли подразумевает рождение, молодость, расцвет, зрелость, старость, смерть для любого организма, процесса, предмета, материала и т.п.?
Человек начал процесс самоуничтожения десятки тысяч(до сих пор не знают точно) лет тому назад. Благодаря прогрессу в знаниях, умениях и развитию медицины(в широком понимании этого понятия) произошло разделение на природный естественный отбор(единственно правильный и рациональный на этой планете) и искусственный человеческий(деструктивный, ведущий к истощению ресурсов планеты и перенаселению). Только уничтожив этот второй отбор можно надеяться, что процесс самоуничтожения остановится... Но... Кто и что этот отбор добровольно прекратит?
Waldmichel 18-04-2010-07:02 удалить
Нда, люди, как всегда, всё превратно понимают...
При чём здесь землянки и добровольный уход в них? "Назад в пещеры" люди будут ВЫНУЖДЕННО уходить (те, кто выживет) - именно потому, что не примут никаких мер для избежания этого. Уже высказывались в рунете такие идеи: жить в землянках, выращивать рапс на дизельное топливо, а питаться друг другом - так проще и дешевле.
А нужно-то всего лишь перестраивать города на пониженное энергопотребление: более плотное и прочное строительство; в таких странах, как наши (с холодным климатом), бОльшая часть зданий может быть подземной (подземная часть используется под склады, магазины и различные мелкие производства); автомобили - нахрен из городов, в деревнях - универсальные автомобили-трактора; между городами основной транспорт - скоростные поезда; и вообще стремиться к минимизации перевозок.
Ничего тут принципиально неосуществимого нет.
Это сейчас такие меры выглядят нереально. Чтобы они стали реальными, нужна активность в этом направлении всего лишь от 0,5 до 5 процентов населения. Остальных можно не принимать в расчёт: 95 % людей так или иначе ничего не решают, и быстро подчинятся новому порядку (особенно, если увидят, что конец близко).
Waldmichel 18-04-2010-07:19 удалить
Исходное сообщение link77
Одного не пойму... Зачем чего-то спасать, ограничивать и т.п. когда сама история развития и вселенной и земли подразумевает рождение, молодость, расцвет, зрелость, старость, смерть для любого организма, процесса, предмета, материала и т.п.?


Типичный псевдофилософский вопрос. У меня на такие всегда возникает встречный вопрос: а где доказательства, что это так?
Никто не обладает монополией на истину. Практика покажет, кто прав.
К тому же, я уже говорил о 95 процентах инертного населения. Никто их насильно спасать не собирается. На мой взгляд, каждый имеет право вымирать так, как ему нравится. Но и не вымирать вместе со всеми у нормальных людей тоже есть право. И сопротивляться своему личному вымиранию я собираюсь ло последнего. ;)
А там видно будет.
Waldmichel 18-04-2010-07:36 удалить
Исходное сообщение link77
Одного не пойму... Зачем чего-то спасать, ограничивать и т.п. когда сама история развития и вселенной и земли подразумевает рождение, молодость, расцвет, зрелость, старость, смерть для любого организма, процесса, предмета, материала и т.п.?


Подумав, добавлю: в известном смысле ты прав. Цивилизация - это процесс. Закончится нынешняя цивилизация - ей на смену придёт другая (потому что люди изменятся). Или вообще никакая. Одно из двух.
link77 18-04-2010-12:39 удалить
Вот кстати ещё пример этого Эйяфьядлайёкюдля... Все упорно думают, что это ненадолго(несколько недель или месяцев)... Но что бы было, если бы он повторил "подвиг" Пинатубо или вообще превзошёл по массе извергнутой породы все известные извержения вулканов? И "работал" бы не неделю-месяц а несколько лет? И всё... никакие ограничения и изменения в социуме не предотвратили бы неизбежность... Мы висим на охренительно тонком волоске
[680x520]
Ответ на комментарий Waldmichel #
Исходное сообщение -Елисей-
Исходное сообщение link77
Одного не пойму... Зачем чего-то спасать, ограничивать и т.п. когда сама история развития и вселенной и земли подразумевает рождение, молодость, расцвет, зрелость, старость, смерть для любого организма, процесса, предмета, материала и т.п.?


Подумав, добавлю: в известном смысле ты прав. Цивилизация - это процесс. Закончится нынешняя цивилизация - ей на смену придёт другая (потому что люди изменятся). Или вообще никакая. Одно из двух.

короче мы пришли к тому, что жизнь-это прыжок из пиз*ы в могилу)) А нафлудили-то.... как обычно)))
Waldmichel 19-04-2010-16:58 удалить
Исходное сообщение Опытный_камикадзе
короче мы пришли к тому, что жизнь-это прыжок из пиз*ы в могилу))


А (с)


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Остров Пасхи - модель Земли в миниатюре | Waldmichel - Санитар леса, отмороженный | Лента друзей Waldmichel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»