Несмотря на то, что наш сегодняшний собеседник — один из самых первых в нашей стране художников, начавших работать в жанре фантастической иллюстрации, и его работы известны множеству читателей и любителей компьютерных игр, он все-таки остается загадкой. Хотя бы потому, что все знают лишь его псевдоним, а не реальное имя. Сегодня Анри раскроет для наших читателей некоторые свои секреты.
Здравствуйте. Для начала — не могли бы вы рассказать немного о себе?
![]() |
Добрый день. О себе рассказывать особенно нечего: история моего детства мало чем отличается от историй многих моих ровесников. Родился в 1975 году. О Советском Союзе у меня остались размытые во времени воспоминания. Наша семья была небогатой, но дома всегда царили любовь и понимание, родители были очень чуткими и умными людьми. Мама — художник, отец — театральный актер, поэтому сама обстановка располагала к творчеству. Большая часть моего детства прошла в атмосфере постоянных переездов и гастролей: я часто играл на сцене среди декораций очередного спектакля, предпочитая сказочную атмосферу театра школе и безликим дворам. Лет в десять поступил в художественную школу, и очень многое из того, что мне старались там привить, помогло в работе в будущем. Потом продолжил обучение в университете, а параллельно работал.
А как началась карьера профессионального художника?
В начале девяностых мама рассказала мне, что двое людей снимают комнату в подвале театра, где она в то время работала. Им нужен был художник, который освоился бы с компьютерной графикой. Никакого опыта общения с компьютерами у меня не было, но мы друг другу понравились, и я остался. А потом все как-то само собой получилось. Всегда буду помнить этих людей, а в особенности Олега Александровича Лештаева, который фактически стал моим учителем и наставником.
Многим известен ваш псевдоним. Не расскажете, как он появился?
![]() |
Оформление книги «Не время для драконов» — одна из первых известных работ Анри. |
Объяснение самое простое — мне просто нужно было как-то писать имя в интернете. Anry — это Андрей на английском языке. Если имя уже занято, приписываю к псевдониму Nemo. Я очень люблю научно-популярную литературу, природу и животных, и в свое время зачитывался книгами Жюля Верна. Образ капитана Немо, человека печального, одинокого и сильного, которого не сгибают невзгоды, а ум его остается стремительным и чистым, был очень близким.
А кто из реальных людей помогал вам своим примером, вдохновлял на творчество?
Их очень много, но некоторые имена сразу всплывают в голове. Норман Рокуэлл, Херлуф Бидструп, творчество сотрудников студии спецэффектов Industrial Light and Magic и вообще вся компьютерная графика в любых ее формах и проявлениях. У меня до сих пор сохранилась папка с рисунками, которыми оформляли книги в шестидесятых-восьмидесятых. Конечно, это Майкл Уэлан, Фрэнк Фразетта, Кейт Паркинсон, Алан Ли, Джон Хоу и множество других отличных иллюстраторов. Из современных художников мне очень нравятся работы Крейга Маллинса.
Очень многие любители фантастики знают вас как художника, иллюстрировавшего книги Перумова и Лукьяненко. Не могли бы вы рассказать о том периоде вашей карьеры? Почему прекратили оформлять романы этих писателей?
В 1997 году благодаря моему будущему другу Николаю Симкину я переехал в Москву с Дальнего Востока. Николай много лет был моим агентом, представляя мои интересы перед заказчиками. Общение с издателями оставило только самые приятные воспоминания. Больше всего работал с издательствами «Эксмо» и «АСТ». Просто удивительно, с каким терпением и вниманием редакторы принимали мою тогдашнюю неопытность. За это никогда не перестану быть им благодарным. В Москве я обзавелся массой знакомых среди художников и писателей. В те времена иллюстрирование книг было не очень денежным делом и скорее напоминало клуб по интересам. Мы много общались и обменивались опытом, но я не переставал двигаться в направлении трехмерной компьютерной графики, и постепенно мой интерес к играм вытеснил желание заниматься книжной иллюстрацией.
Жаль, что в наше время редко увидишь иллюстрации Анри на фантастических книгах. Безусловно, из книгоиздательского бизнеса ушел один из самых выдающихся художников. Но зато появилось новое имя в активно развивающейся сфере компьютерных игр.
![]() |
![]() |
«Лабиринт отражений» и «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко в исполнении нашего собеседника. |
А как появился интерес к виртуальным развлечениям?
![]() |
Фэнтезийная девушка — это не только симпатичная мордашка. |
Я всегда мечтал делать игры — еще учась в школе, — но желания и реальность редко идут рядом. Показательно, что в юности все мои друзья были программистами. Видеоигры сочетали все, что мне нравится, — компьютеры, графику, развлечения, музыку, анимацию... Несколько лет назад я познакомился с моим нынешним партнером по работе и другом Дмитрием Демьяновским — великолепным программистом, который также был одержим идеей создания игр. В настоящий момент мы работаем в компании . dat над игрой Disciples 3.
А вас можно назвать поклонником компьютерных игр?
Да, я сам страстный игрок. Мне нравятся игры, в которых есть мораль и атмосфера. Из последнего, что мне очень понравилось, я бы отметил Shadow of the Colossus и Final Fantasy XII. Правда, в последнее время нечасто удается выделить время, чтобы сесть и поиграть. Но я слежу за новинками и составляю список игр, которые надо посмотреть, как только выдастся свободная минута.
Компьютер для вас еще и инструмент творчества. Правда ли, что создавать цифровые иллюстрации гораздо проще, чем по старинке? Как вы считаете, может ли рядовой читатель нашего журнала стать в этом деле профи, или все-таки без таланта не обойтись?
![]() |
Спи, моя радость, усни... |
Да, в последнее время я работаю исключительно на компьютере, с помощью планшетов компании WACOM. И мне не платят за их рекламу (улыбается). И мнение, что рисовать на компьютере проще, я полностью разделяю. Так же, как и мнение о том, что научиться этому может любой человек, который способен отличить компьютер от коробки с апельсинами. Что же касается таланта, то в понимании этого слова я часто расхожусь с окружающими. Для меня талант — это широта мировоззрения, помноженная на ежедневную работу. Если человеку не отбили желание трудиться и не привили мысль, что он ничего не сможет, как бы ни старался, — у него всегда все получается. Всегда. И абсолютно все. Я не вижу ни одной причины, по которой бы разумный человек не смог бы освоить эту область.
В таком случае, что бы вы могли посоветовать тем, кто мечтает научиться создавать фантастические иллюстрации? Как молодому автору пробиться в профессионалы?
![]() |
Сложно не заметить влияния аниме на творчество Анри. |
Постараюсь обратиться к читателю лично. Во-первых, надо понимать, зачем это нужно. Изобразительное искусство преследует много целей, но две из них основные: утилитарная, чтобы закрывать дырки на стенах, и творческая, когда человеку есть что сказать и хочется это говорить. Чтобы заниматься утилитарной графикой, надо знать назубок инструменты, технологии (хвала небу, в современном мире это не самая сложная задача) и производить продукт, который нравится массовому зрителю. И вовсе не факт, что эта работа будет плохой и неинтересной. У чистого творчества обратный вектор — оно направлено внутрь автора. Это не имеет, на мой взгляд, прямого отношения к умению рисовать. Творчество даже зрителя не требует. Писатели, музыканты, поэты, архитекторы, трехмерные художники преследуют одну и ту же цель — выразить идею. Если вы понимаете это, а главное, принимаете, — вы уже поняли самое основное.
Во-вторых, старайтесь быть частью мировой культуры. Сейчас стремительно развивается трехмерная графика, а из художников получаются лучшие «трехмерщики». Художник мыслит вне инструментов, но именно инструменты придают идеям форму. Многие авторы активно применяют 3D даже в двумерных работах, к примеру, для оценки перспективы или набросков освещения.
В-третьих, надо знакомиться со своими коллегами. Активно искать любого, кто сможет поделиться своим опытом. Много, очень много работать, почаще общаться с коллегами. Посещайте тематические сайты. Не бойтесь выставлять работы на суд зрителя. Творчески настроенный живой ум легко делится опытом. Неважно, в какой области вы работаете, но учитесь не зависеть от самочувствия и настроения: в любую минуту вы должны быть готовы. Так вы наберете 90% всех необходимых знаний. Когда ваша работа перестанет зависеть от окружающих — вы станете профессионалом.
Не секрет, что «Мир фантастики» читают многие начинающие художники. Надеемся, слова нашего гостя вселят в их сердца надежду на будущие успехи, а его советы помогут вам в работе. Ведь немного найдется людей, столь хорошо разбирающихся во всех аспектах художественной карьеры, как Анри.
Во многих ваших работах заметно влияние «анимешного» стиля рисования. Что привлекает вас в аниме и манге?
![]() |
В иллюстрации драйва не меньше, чем в игре. |
В немалой степени на это повлияли мои московские друзья. Я немного общался с клубом любителей японской анимации Ranma. Со временем стал понимать, как много разных направлений в том, что сейчас называется аниме и мангой. Для себя я не могу выделить какой-то отдельный стиль или подачу, но в работе японских художников и дизайнеров есть некая... завершенность, что ли. Мне думается, что на Дальнем Востоке люди четче себе представляют, что они хотят сказать и зачем. Это меня привлекает, и я стараюсь уделять внимание мелочам, на которые сам бы обратил внимание. Люблю, когда содержание не обезличено, не изобилует сценами насилия и пустых описаний, а направлено на читателя, зрителя или слушателя. Мне это очень нравится.
И в продолжение предыдущего вопроса — как вы относитесь к японской анимации? Есть ли у вас любимые аниме?
Мне нравится анимация вообще, в том числе и японская, хотя я не считаю себя яростным ее поклонником и не просматриваю все, что попадается на глаза. Работы Ника Парка, к примеру, я не отделяю от творчества его восточных коллег. Очень люблю и уважаю фильмы Хаяо Миядзаки. Я смотрел все работы его студии. Наверное, мое любимое аниме — Kiki’s D elivery S ervice. В этом фильме о маленькой ведьме в большом городе мне нравится решительно все. Даже недостатки, которые я стал видеть с опытом, только оттеняют его достоинства.
![]() |
Добро пожаловать на Карибы! |
В вашем творчестве нередки красивые рисунки фантастических женщин. Вам нравится их рисовать, и вы уделяете этой теме особое внимание, или просто попадаются такие заказы?
Это и удовольствие, и беда всего коммерческого рисования. Красота помогает продать, пусть это и звучит неприятно для моего уха. Заказчики настаивают, чтобы на рисунках были именно приятные, знакомые глазу зрителя образы. И на первом месте, конечно же, женщины. В моей практике было множество случаев, когда заказчики отказывались от работ потому, что они «недостаточно цветные», например. Каждый раз я с ужасом жду, что прозвучит: «Почему девушка на рисунке недостаточно раздета?! Что вы тут намотали за тряпки на нее?!! Это не понравится нашим читателям. Все переделать!». В общем, радуюсь, когда удается избежать рисования очередной миловидной мордашки.
Вы любите рисовать страшных созданий и придумывать новых чудовищ?
Конечно. Фантазировать вообще интересно. Но это не мешает мне следить за творчеством гиперреалиста Карла Брендерса, которого я безмерно уважаю.
![]() |
Зеркало души. |
В некоторых ваших картинах неизгладимое впечатление производит второй план — пейзажи. Иногда они исполнены фантастических явлений и световых эффектов, иногда — просто спокойной красоты. В чем ваш секрет как пейзажиста?
Признаться, никогда не думал, что в этом есть какой-то секрет. Второй план должен помогать зрителю и не мешать воспринимать работу в целом. Есть огромное число художников, которые в триллионы раз интереснее подходят к фону. Могу еще раз упомянуть работы Карла Брендерса.
У вас немало работ на «пиратскую» тематику, нарисованных для компьютерных игр. Близка ли вам тема корсаров? Опирались ли вы на исторические источники при создании иллюстраций?
![]() |
От эскиза до финала. |
Мне посчастливилось трудиться в компании «Акелла» над проектом Pirates of the Caribbean. Коллектив, с которым я работал, удивительным образом сочетал в себе все, что я так ценю в людях, — творческое начало, живой ум и желание работать. Начальная эйфория от того, что я участвую в разработке игры про пиратов, сменилась пониманием проблем, с которыми сталкиваются разработчики. Тем более разработчики игры, основанной на историческом сеттинге. Многое в рамках проекта приходилось адаптировать. Исторические пираты не были романтиками. Это разбойники и воры, которые убивали людей и грабили корабли. Женщин-пиратов, которые часто упоминаются, вообще было всего две, и они, мягко говоря, далеки от голливудского представления. Системные требования к компьютеру, на которые приходилось ориентироваться, не давали реализовать многие вещи: паутину вант на парусниках, многочисленную команду, непроходимые заросли джунглей... Все это — и многое другое — приходилось причесывать, стилизовать и втискивать в рамки проекта. Пусть это и не всегда мне нравилось, но в такой «подгонке» и состоит прелесть работы.
В творчестве Анри нашлось место и батальным сценам, и красивым пейзажам, и работам в «анимешном» стиле, и реалистичным изображениям морских разбойников... Это несложно понять как по нашему разговору, так и по работам художника, которые представлены на этих страницах.
Какую из ваших работ вы бы назвали любимой?
![]() |
Одежды хватает. Но не понравиться зрителю ей будет сложно. |
Как ни странно, у меня нет любимых работ. Пока работаю, я вижу все так, как это было в минуту создания рисунка, а после того, как он закончен, уже воспринимаю мир иначе и жду следующей работы, где будут исправлены ошибки и внесены новые изменения. Так я двигаюсь от одной картины к другой.
Иллюстрация по своей сути статична, и все же во многих ваших картинах есть действие. Как вам удается создавать столь напряженные и полные драйва картины?
Признаться, мне сложно судить об этом. Привык считать, что все, что я делаю, строится на жесточайших правилах композиции, которым неизменно следую. Как только я заканчиваю предварительный эскиз, для меня заканчивается творчество. Потом начинается чистой воды арифметика и геометрия. Возможно, секрет в том, что я не позволяю себе принимать решений, которые бы не понравились мне самому, и чаще думаю о зрителе.
В нашей стране фэнтезийная иллюстрация и художники-фантасты появились сравнительно недавно. Как вы полагаете, далеко ли нам до ведущих западных мастеров и каковы перспективы развития?
![]() |
Оформление сингла одной из самых фэнтезийных музыкальных групп. |
Вопрос и сложный, и простой одновременно. В нашей стране привыкли противопоставлять себя целому миру. Мировая культура настолько обширна, что зачастую не хватает даже специализированных знаний, чтобы охватить ее целиком. В западной культуре фэнтезийная иллюстрация успела зародиться, развиться и трансформироваться в десятки новых направлений еще до того, как стала популярной у нас в стране. Это реальность. Западное общество управляется конкуренцией еще более жесткой, чем многие могут представить. Необходимость драться за зрителя, слушателя и так далее — двигатель западной культуры. К сожалению, такая простая мысль еще не нашла в нашей стране массового понимания, но это несомненно придет со временем.
И в заключение — просто несколько слов или пожеланий нашим читателям...
Мне бы хотелось пожелать читателю не потерять интерес к окружающему миру. Решительно не важно, чем вы при этом занимаетесь. Беречь в себе ощущение мимолетности бытия и восхищаться каждой секундой. И много, много, много трудиться, если вы хотите чего-то добиться в жизни.
Большое спасибо за беседу!
Мне было бесконечно приятно пообщаться.