[360x300]
Остатки" бумажных коллекиций Яши Каждана выставлены в галерее "Зураб".
Платье Сольвейг из проекта "Пер Гюнт"
фото Олега Шагапова
Яша Каждан - номинант на премию в области современного искусства "Инновация", призер фестиваля "Изолента", участник многочисленных видеофестивалей и групповых выставок в России, Германии, Бельгии, США, востребованный видеохудожник, чьи работы находятся в ведущих московских музеях и крупнейших международных частных коллекциях. В течение нескольких последних лет Яков Каждан занимается почти исключительно видеоартом, успешно эксплуатируя тему рекламы и брэндов.
Выставка "233ºC" посвящена раннему периоду творчества Каждана, берущему начало в конце 90-х, к которым у Яши особое отношение. Недаром одна из его видеоработ носит название "Как хорошо, что мы не умерли в 90-е". Тот период своего творчества художник именует "бумажным". И это не метафора - десять лет назад Яша шил бумажные платья, делал с ними же перформансы и называл себя Бумажным модельером.
На выставке представлена документация перформансов бумажного периода и предметы бумажной одежды, запаянные в пластиковые параллелепипеды. Перформансы выставлены на одной стене на плазменных панелях в хронологическом порядке, начиная от наивного и милого "Пьеро - заклинатель змей", где перед началом говорит теплые слова в адрес Яши Тимур Петрович Новиков, культовая фигура 90-х, и до "Communication Food" - последнего перформанса бумажного периода, где Яша самоотверженно поедал изображения, распечатанные на офисном принтере. В этом же ряду две документации проекта "Да здравствует искусство Татлина!", для которого Каждан реконструировал по эскизам утраченную "нормаль-одежду" авангардиста Татлина. Этажом ниже выставлены телевизионный фильм о Татлине и огромная фотография, где пять человек в бумажной одежде шагают по Дворцовой площади Санкт-Петербурга с растяжкой "Татлин" в руках.
[300x250]На одной из плазм демонстрируется перформанс "Бумажная свадьба", где в сшитом вручную из белоснежной офисной бумаги платье бродит среди деревьев постоянная участница ранних перформансов Каждана, а сейчас авторитетный арт-критик Мария Кравцова.
На женские платья, преимущественно свадебные, приходится львиная доля бумажной одежды.
Их можно разделить на два типа - многоразовые, отличающиеся от обычных только своим горючим материалом, и одноразовые, которые создавались непосредственно на девушках. Создание такого платья занимало от полутора до двух с половиной часов, существовало оно несколько минут, а запоминалось на всю жизнь. Стоит обратить внимание на документацию перформанса "Пер Гюнт", где среди прочих бумажных костюмов присутствует так называемое платье Сольвейг - оно не оставило равнодушной ни одну из известных мне девушек.
[300x250]На противоположной от экранов стене выставлена еще одна бумажная коллекция из перформанса "Ноль за поведение" - два платья и аксессуары, сделанные из школьных конспектов. При ближайшем рассмотрении на платьях можно разглядеть нарисованные синей шариковой ручкой рожицы, красные пятерки с минусами и такие перлы школьной программы, как "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни" или "Идейно-тематическое содержании "Дубровского" и "Капитанской дочки".
В этом же пространстве выставлен проект "Дикие лебеди" - одиннадцать бумажных рубашек (в настоящий момент запаянных в пластик), у одной из которых вместо рукава - бумажное крыло.
Вместе с горячими и буйными 90-ми закончилось и тотальное увлечение перформансом, к холодным и рациональным нулевым Яшино бумажное творчество постепенно сошло на нет.
Долгое время платья пылились на полках в мастерских и квартирах друзей, пока художник не решил их сжечь.
Собрал всех, кто когда-либо носил его бумажную одежду, купил фрукты и шампанское и устроил на Арт-Стрелке большой костер. Именно к нему апеллирует название выставки, 233ºC - это то же самое, что 451ºF, температура горения бумаги, воспетая Брэдбери.
Задокументированное сожжение стало центральным событием полнометражного фильма "Дохлая кошка", к созданию которого, собственно, и приурочена эта выставка. Фильм является вольной авторской интерпретацией событий бумажного периода и его можно посмотреть в специально отведенном для этого зале.
Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9 (Галерея "Зураб"): Яков Каждан. 233ºC. 19 августа - 14 сентября
|