Вопрос журнала «Новый маркетинг» к специалистам Агентства «Маркет»: «Что делать со скидками – давать или нет? Если давать – то как правильно посчитать их объем, чтобы не ударить по прибыльности бизнеса? Если не давать – почему?»
Комментирует Козлова Наталья,
Заместитель генерального директора по вопросам управления
ООО Агентство рыночных исследований и консалтинга «Маркет»
Прежде чем принять решение о том, давать скидки или нет, нужно ответить на следующие вопросы:
- Какова себестоимость Вашего товара/услуги (ниже какой цены Вы будете продавать с убытком для компании или при какой цене критично возрастают риски по ведению бизнеса)?
- Какие цели вы ставите для своего бизнеса, рассматривая в качестве инструмента их достижения скидки?
- Насколько сильно Ваши потребители реагируют на изменение цен на Ваши товары и услуги (какова эластичность спроса)?
- Какова стоимость переключения Ваших потребителей на другого поставщика товаров/услуг?
- Что могут предпринять ваши конкуренты в ответ на Ваши действия?
- Что Вы готовы предпринять в ответ?
Вводить скидки имеет смысл в ситуациях, когда, например
- Спрос на Ваши товары/услуги высокоэластичен
- Стоимость переключения на нового поставщика у Ваших потребителей невелика
- Планируемое снижение цен обеспечивает такое увеличение объемов продаж, при котором достигается увеличение прибыли за счет снижения издержек.
- Спрос подвержен сезонным колебаниям (скидки должны стимулировать спрос в моменты спада продаж (по определенным дням неделям, часам работы магазина, по месяцам…)
- Затраты на хранение сезонного товара или риски на его моральное и физическое устаревание превышают возможные потери при проведении сезонной распродажи.
- Вы хотите стимулировать Ваших клиентов к заключению контрактов на выгодных для Вашей компании условиях (по срокам платежа, по валюте платежа, по объему закупок, по потреблению дополнительных товаров/услуг)
- Компания обладает достаточным запасом прочности для выдавливания конкурентов с рынка за счет предоставления существенных скидок своим потребителям
Скидки могут навредить в ситуациях, когда, например
- Планирование скидок осуществляется без расчета их эффективности.
- Снижение цены не имеет ограничения по времени действия акции (это может привести к перепозиционированию товара/бренда, из-за чего могут быть потеряны текущие покупатели (для них товар перестал быть престижным), а новые могут не появиться (их может смутить снижение цены на некогда более дорогую продукцию, к тому же ей придется конкурировать с уже другими продуктами на рынке)).
- Скидка дается на новинку на стадии вывода ее на рынок (компания просто лишает себя возможности получения повышенной прибыли, кроме того, в дальнейшем будет сложно увеличивать цены)
- Скидки предоставляются на всю линейку товаров/услуг (например, в розничных магазинах скидки целесообразно вводить на определенный круг товаров, цены на которые хорошо известны покупателю, на остальные товары наценка может быть увеличена для компенсации потерь от предоставления скидок)
- Информация о системе скидок или о проводимых акциях не доведена до потребителей
- Предоставляется слишком маленькая скидка, к которой потребитель оказался нечувствителен. Психологи утверждают, что скидка менее 5% не оказывает стимулирующего влияния на покупателей (характерно для потребителей товаров массового спроса)
- Когда стоимость переключения на другого поставщика велика
- Когда потери от предоставления дилерской скидки, равны или превышают расходы на построение и содержание собственной системы сбыта
- Предоставляемые скидки превышают 20% от среднерыночных цен, и это не имеет обоснования во внутренней политике предприятия (ситуация может послужить поводом для налоговой проверки и доначисления налогов и пени в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ).