Много говорить о творчестве нидерландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) не стоит, это уже сделано во множестве каталогов с его выставок и жизнеописаний. Однако до сих пор картины Рембрандта полны загадок, с ними связаны весьма невероятные истории и они привлекают к себе массу заинтересованных зрителей. Достаточно в этой связи вспомнить трагическую историю "Данаи" (в настоящее время находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге) или же попытаться исследовать судьбу картины "Александр Македонский в доспехах Афины-Паллады". Сюжеты картин Рембрандта - мифология христианства, портретная живопись и пейзажи. Однако, оригинальный подход и свое видение казалось бы известных тем, сделали художника по-настоящему великим живописцем.
Рембрандт Харменс ван Рейн Юнона (Саския в образе Юноны)
Юнона (Juno) - древнеримская богиня, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.
Один из каталогов Рембрандта 1900 года издания представляет читателям 663 его работы. И вероятно это еще не все из его творчества, так что каждый вполне может найти себе что-то "из Рембрандта", что захватит ум и тронет сердце. Например, многие известные нам личности, как то директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский или же писатель Даниил Гранин, считали самой своей любимой картиной всю жизнь - "Возвращение блудного сына" Рембрандта и могли часами стоять около этого полотна. Другие же обожали Саскию, ту самую Саскию ван Эйленбюрх, жену художника, которую мы можем видеть на многих картинах в различных образах и облачениях (а порой даже и без них)...
Рембрандт Харменс ван Рейн Пророчица Анна за чтением книги 1630
Рембрандт очень часто изображал на своих картинах членов своей семьи и родственников. В образе пророчицы Анны он запечатлел свою мать. Это одна из ранних работ художника.
Рембрандт Харменс ван Рейн Автопортрет 1634
Рембрандт Харменс ван Рейн Амур с мыльным пузырем 1634
Рембрандт Харменс ван Рейн Рембрандт Харменс ван Рейн Афина Паллада или Александр Великий. 1660-1661
( Музей Калуста Гюльбенкяна. Лиссабон (до 1930 года - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) )
Более подробнее об этом полотне Рембрандта можно прочесть вот здесь: Интересная судьба знаменитой картины
Рембрандт Харменс ван Рейн Пожилой мужчина в доспехах 1630
Рембрандт Харменс ван Рейн Пожилой мужчина в берете с пером 1632
Рембрандт Харменс ван Рейн Аристотель с бюстом Гомера 1653
Рембрандт Харменс ван Рейн Фауст Этюд 1652
Рембрандт Харменс ван Рейн Анатомический театр
Рембрандт Харменс ван Рейн Урок анатомии в анатомическом театре
Рембрандт Харменс ван Рейн Так художник видел "своих" Адама и Еву Этюд 1638
Рембрандт Харменс ван Рейн Проповедь Христа Этюд
Рембрандт Харменс ван Рейн Давид и Джонатан 1642
Рембрандт Харменс ван Рейн Пир Валтасара 1635
Рембрандт Харменс ван Рейн Симеон и Анна признают Господа Иисуса Христа 1627
Рембрандт Харменс ван Рейн Благословение Иакова 1656
Ну вот мы и добрались до "Блудного сына", написанного на основе одной из библейских притч: "У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его..."
Рембрандт Харменс ван Рейн Возвращение блудного сына 1669
Рембрандт Харменс ван Рейн Возвращение блудного сына (оно могло быть вот таким) Этюд к задуманной картине 1636
Обратите внимание на дату этюда - 1636 год, а всемирно известная картина, которую мы сейчас можем увидеть в Эрмитаже, написана спустя... 33 года! Удивительная вещь, как долго художнику приходится вынашивать в душе свой замысел и доверить его потом холсту. Но это еще не все...как утвержают некоторые исследователи жизни и творчества Рембрандта персонажи картины удивительно похожи на изображения... русского царя и одного из его приближенных, а именно на царя Алексея Михайловича и дипломата Ордина-Нащекина. Вот даже как! Опять загадка и нечто невероятное... в этом весь Рембрандт.