[показать]
Просто так королевские и царские резиденции не строится никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создания Версаля, архитектурного воплощения абсолютного могущества королевской власти и Франции, у Людовика XIV был целый ряд причин. В XVII веке Франция стремительно становится сверхдержавой, но ее столица, Париж, выглядит городом до странности провинциальным. Он совершенно не соответствует новому положению Франции в мировом табели о рангах. Не отягощенный сентиментальной привязанностью к Парижу создатель (заказчик) блистательного Версаля король-солнце Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройстве новой королевской резиденции. Такое решение не могло не показаться монарху более заманчивым, чем возможность реконструкции Парижа (кстати, кое-что в этом направление все же сделано было). Он так и не простил улицам древней столицы измены в дни Фронды. На долгие годы его царствования двор покинет Париж и столицей Франции, а, следовательно, почти столицей мира, сделается Версаль.
[800x600]
Луиза де Лавальер была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Несмотря на то что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля своей миловидностью и приветливым нравом. У неё было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна де Бурбон, мадмуазель де Блуа (родилась в 1666 году) и Людовик, граф Вермандуа (род. в 1667 году). Когда Людовик XIV приблизил к себе маркизу де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и постриглась в монастыре кармелиток, в Париже.
[565x800]
К 1667 году Людовик XIV заметно охладел к своей предыдущей фаворитке Луизе де Лавальер, и красивая и умная Атенаис сумела привлечь его внимание к себе. Их первый ребёнок родился в 1669 году, и прожил всего три года, остальные же шестеро, среди которых Луи-Огюст де Бурбон и Луи-Александр де Бурбон, были королём узаконены в 1714 году без упоминания имени матери. Воспитание внебрачных детей короля и маркизы де Монтеспан было доверено Франсуазе де Ментенон. В конце 1670-ых годов в парижская полиция расследовала так называемое дело об отравителях. Катрин Монвуазен, обвинявшаяся в том, что она поставляла яды своим клиентам из числа французской знати, назвала и маркизу де Монтеспан среди них, якобы та покупала у нее яд, чтобы отравить короля. В отношении маркизы де Монтеспан это дело было замято, но доверие и интерес короля к своей персоне она утратила. Получив солидный пенсион в полмилионна франков, в 1691-ом году она удалилась в монастырь Святого Жозефа. Остаток жизни она провела помогая бедным и участвуя в благотворительности.
[600x606]
По предложению кузена, поражённого её красотой, отец решил отправить её вместе с ним к версальскому двору. Там она стала фрейлиной Шарлотты-Елизаветы Баварской, невестки короля. Вскоре Анжелика привлекла к себе внимание Короля-Солнца и в 1678 году стала его любовницей. Современники отмечали её необыкновенную красоту; сам король называл её «прелестным созданием».
Их связь оставалась тайной до весны 1679 года, когда она была объявлена официальной королевской фавориткой. В конце года она родила от короля мёртвого ребёнка, при этом сильно подорвав здоровье.
В 1680 году Людовик даровал ей титул герцогини де Фонтанж, что по обычаю того времени означало конец официальных отношений с королём. Брошенная и тяжело больная после неудачных родов, Анжелика удалилась в монастырь Пор-Руаяль, где и скончалась. Существуют сведения, что её неоднократно пытались отравить; по крайней мере, молва приписывала тяжёлые роды и внезапное ухудшение здоровья действию яда, поднесённого ей по распоряжению мадам де Монтеспан. Современные медики, изучив сохранившееся описание вскрытия, склоняются к версии о смерти от плеврита.
Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы на версальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить его изысканную архитектуру, но стремление подчеркнуть собственное могущество, повторив, как можно более верно, мир первого двора Европы.
Возник Версаль не на пустом месте. К моменту начала знаменитого строительства дворец, охотничья резиденция Людовика XIII, здесь уже существовал. Конечно, стоявшее посреди болот здание было не в пример более скромным. Стараниями архитекторов Лево и Ардуен-Мансара появился новый, величественный дворец. Олицетворение могущества галльской державы и нового стиля. Франция уверенно утверждала классицистические ценности в барочной Европе. Не менее дворца примечателен версальский парк, беспрецедентный по своим размерам. Среди его строго вычерченных главным королевским садовником, а по сути дела ландшафтным архитектором, Ленотром лужаек и рощ, распускаются водяными цветами многочисленные фонтаны. Сама возможность работы, которых чудо инженерной мысли XVII века. Строительство Версаля началось в 1661 году. Небольшой охотничий дворец под Парижем был перестроен в самую роскошную королевскую резиденцию Европы. Королевский дворец Версаль мог вместить около 20 тысяч человек. Проект Луи Лево предусматривал огромные корпуса зданий, просторные площади, большие террасы с выходом прямо в парк, галереи, фонтаны, маленькие дворцы и сады. Ландшафтный парк Версальского дворца - это работа Андре Ленотра. Идеальные газоны, симметричные дорожки, живые изгороди, радужные клумбы, искрящиеся фонтаны – все это было создано в Версале на потеху короля, его семьи, фавориток и придворных.
[800x600]
[800x640]
[800x558]
[800x600]
[800x516]
[800x535]
[800x534]
[800x237]
И для строителей Версаля это был не первый подобный проект. Лево, Ленотр и Лебрен, до начала работы над королевской резиденцией, имели возможность "потренироваться" на строительстве загородного дворца Фуке. Могущественного министра, поплатившегося за стремление к королевской роскоши положением и свободой. Постоянно жить в театральной декорации созданной подавлять своим величием и роскошью не могут даже помазанники Божьи. Поэтому парк Версаля изобилует малыми дворцами. Более простыми и скромными, а главное - уютными. Строительство дворца в Версале, несмотря на размах проекта, было закончено достаточно быстро. Нетерпение короля и огромные вложения ускорили реализацию проекта настолько, что спустя всего 15 лет после начала работ королевская чета смогла переехать во дворец Версаль.
К строительству приступили в 1661 году, 6 лет спустя был выкопан Большой Канал. В 1671 году Лебрен занялся оформлением дворца. В 1682 году Людовик XIV с супругой Марией Терезой вселились в Версаль.
Когда в 1715 году Король-Солнце умер, двор покинул резиденцию. Только в 1772 году юный Людовик XV решил вернуться в Версальский дворец, который после этого ожил.
Позже в Версале жили Людовик XVI с Марией-Антуанеттой, но во времена Великой французской революции супруги были вынуждены его покинуть. В 1883 году Людовик Филипп превратил Версаль в один из крупнейших музеев мира.
[800x534]
[600x800]
Зодчие Возрождения любили фантазировать, придумывать и рисовать идеальные города. Позднее увлечение утопической архитектурой расцвело и во Франции. Версаль стал таким идеальным городом. На всей огромной территории дворцово-паркового ансамбля нет ни одной случайной линии. Расположение каждого архитектурного и декоративного элемента продумано и подчинено строгой математической логике, месторасположение каждой травинки, впрочем, тоже.
Людовик XIV любил театр. И само устройство королевской жизни он превратил в помпезное представление. Но для него была необходима подобающая сцена. Ей и стал Версаль - мир короля-солнца…
[800x536]
[800x600]
[800x600]
[800x600]
[800x534]
[800x600]
[505x800]
[800x534]
[800x600]
[800x535]
[800x600]
[800x451]
[800x548]
[800x600]
[584x800]
[800x554]
[800x534]
[800x534]
[800x535]
[535x800]
[535x800]
[800x535]
[800x535]
[800x600]
[800x600]
[600x800]
[800x600]
[800x601]
[800x533]
[800x534]
[800x600]
[535x800]
[534x800]
[600x800]
[555x800]
[800x600]
[599x800]
[508x800]
[507x800]
[800x600]
[507x800]
[800x629]
[800x603]
[603x800]
[800x603]
[603x800]
[800x603]
[800x630]
Примечание: Большинство представленных фотогафий "кликабельно" и при преводе в отдельные вкладки могут быть увеличены до большого формата