Это цитата сообщения
-KRASOTA- Оригинальное сообщениеИероним Босх (Hieronymus Bosch), "Воз сена", (1500—1502)
Грех и наказания за него — одна из главных тем работ Босха.
Одним из примеров является триптих, названный Босхом «Воз сена».
Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице:
«Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».
Художник Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Воз сена (триптих)
1500-02гг, дворец Эскориал, Новая Кастилия, копия ? - музей Прадо, Мадрид
[699x498]
Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает
великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных
эпизодов и символов.
На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) — странник, идущий по дороге.
Для современников Босха дорога была символом земной жизни.
[564x699]
Внутри (триптих открыт) — тема продолжается.
Иероним Босх Рай Воз сена - Левая панель
Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей
и их изгнание из Рая. Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает
за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они превращаясь в монстров,
подобных крылатым насекомым, падают на землю.
[241x697]
Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай.
Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама. Ниже — встреча со Змеем-искусителем.
И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит
Ангела простить их. Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.
Центральная панель
Здесь Босх показывает один из смертных грехов — Жадность, и то, что следует из неё: разногласия,
насилие, убийство, гордыня, разврат и обман. Ирония Босха в том, что в Нидерландах сено имело
небольшую ценность и часто использовалось как символ бесполезности мирской выгоды.
И выражeние "везти воз сена" с кем-то значило дразнить или обманывать этого человека.
[700x946]
По дороге, среди природы, свойственной Босху, движется воз сена. Вверху Христос, благословляет людей на праведную жизнь
[350x343]
Сцена ниже совсем не духовна.
На вершине стога, на заднем плане — обнимающаяся пара. Перед ними, под маской урока музыки,
учитель соблазняет ученицу. Ангел молит о помощи, о прощении, что допускает всё это,
но флейта демона побеждает.
А над ними символы греха: сова (зло, ересь) и кувшин (ненасытность)
[700x530]
А внизу торжествует Жадность. Каждый стремиться урвать побольше сена (благ).
Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё, что они хотят и сколько хотят,
они берут силой власти.
[588x624]
Ниже — простой народ. Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленях у женщины с ребёнком.
Кто с вилами, кто с лестницей...
[640x682]
И вот, уже драка! Жадность породила насилие. Человек с вилами пытается защититься от
нападающего с ножом. Лежащему на земле — приставили нож к горлу. Монах отчаянно
сдерживает женщину, избивающую другую. Рядом с дорогой — сцены обычной жизни.
Они говорят, что те, кто не участвуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают
внимания на происходящее.
[700x536]
Жарится мясо на огне, а перед ним женщина моет ребёнка; дантист "лечит" пациента
[700x379]
В правом углу ненасытный священник наблюдает за монахинями,
которые наполняют большой мешок сеном
[700x642]
Все же, несмотря на все это, воз продолжает продвигаться, размалывая всё, что попалось под колёса.
Тянут его демоны (справа) с большой рыбой (символ жадности, ненасытности). И тянут прямо к дверям ада.
[700x635]
Цель Босха — показать современникам, что занятие, не приносящее пользы людям,
не имеет ценности, оно — сено, используемое Сатаной.
Идея картины:" Жадность, желание обогатиться без труда порождают разногласия, насилие,
убийство, разврат, обман и ведут человечество к разрушению"
[699x498]
Ад-это отсутствие Бога
Марк Твен/Письмо ангела-хранителя
Hieronymus Bosch.Семь смертных грехов
Hieronymus Bosch.Сад земных наслаждений
Hieronymus Bosch.Поклонение волхвов