• Авторизация


Влюбленный в живопись - И.Н.Крамской 18-11-2010 21:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leonsija Оригинальное сообщение

Миром правят люди восторженные, люди умеющие мечтать и  найти дело своей жизни. В один из ноябрьских дней 1853 года в дневнике шестнадцатилетнего юноши, работавшего ретушером у  харьковского фотографа, Ивана Крамского, появится следующая запись: "О! Как я люблю живопись! Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям... Живопись! Я готов это слово повторять до изнеможения, оно на меня имеет сильное влияние; это слово - моя электрическая искра, при произнесении его я весь превращаюсь в какое-то внутреннее трясение. В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени.  Она исключительно занимает... все мое внутреннее существо - все мои умственные способности, одним словом, всего меня."  Сколько страсти, сколько юношеского максимализма... а ведь все это воплотилось в жизнь, мечты сбылись: Иван Крамской стал великим художником, основателем знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок, пропагандистом реалистического национального искусства.

[показать]

Крамской И.Н. Автопортрет 1867
(Государственная Третьяковская галерея)

Многие работы этого замечательного художника большинству из нас знакомы еще со школьной скамьи: это портреты русских писателей, художников, общественных деятелей, людей из народа. Крамскому выпало жить в эпоху, когда Россия меняла свой общественный строй с крепостнического на буржуазный. Идеи народничества, идеи реального отражения окружающей действительности в искусстве,  все больше волновали умы молодежи того времени. В этот период и произошел знаменитый "бунт четырнадцати" в стенах Петербургской Академии Художеств.

[показать]

Иван Николаевич Крамской Фото конца 50-х годов XIX века

Уроженец захолустного городка Острогожска Воронежской губернии, Иван Николаевич Крамской, попал в Петербург в возрасте двадцати лет.  Жизненный опыт уже имелся, и даже было несколько специальностей: от писаря до ретушера. Но главной была мечта - поступить в Академию Художеств, которая и сбылась в 1857 году. Мечта сбылась, но вот творческой радости она не приносила. Обучение проводилось по накатанной схеме: рисование сюжетов на мифологические или библейские сюжеты,  зарисовка гипсовых слепков и никакого отражения реальной жизни. Скучно? Очень, о чем прямо и писал в 1877 году в статье "Судьбы русского искусства" И.Н.Крамской: "Одно за другим стали разлетаться создания моей собственной фантазии об Академии и прокрадываться охлаждение. В классе живописи наступили для меня настоящие муки: я не мог понять, что такое живопись и что значат "краски". Самые колоритные вещи здесь, при натуре, казались мне неестественными; замечания же профессора отличались и в этом случае тем же лаконизмом: "Плоско, коленка дурно нарисована, и чулок вместо следка"; на другой день другой с равнозначащими замечаниями, но с иными вариациями: "Не худо, не худо!.. Э... это не так, да и то не так! Все не так!.." Оставалось товарищество - единственное, что двигало всю массу вперед, давало хоть какие-нибудь знания, вырабатывало хоть какие-нибудь приемы и помогало справляться со своими задачами".

[показать]

Крамской И.Н. Портрет художника Павла Петровича Чистякова 1860
(Государственный Русский музей) 

Однако дела художника были не так уж и плохи: его работы регулярно выставлялись на академических выставках и он получал за них положенные награды. В 1860 году за картину "Смертельно раненный Ленский"  Крамской получает вторую серебряную медаль,  пишет целую серию превосходных портретов своих товарищей  - Чистякова,  Венига, Корзухина, Крейтана и картины на библейские сюжеты  "Молитва Моисея по переходе израильтян через Чермное море" (1861) и "Моисей источает воду из скалы" (1862).

[показать] 

Крамской И.Н. Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море 1861
(Национальный художественный музей Республики Беларусь)

Крамской и его друзья считались лучшими учениками Академии и в 1863 году должны были держать испытание на Большую золотую медаль, награжденный ею ученик получал право шестилетнего пребывания за границей за счет Академии. Вот именно в этот момент и случился знаменитый "бунт четырнадцати", круто изменивший не только судьбу его участников, но и саму историю живописи в России.

Ученики подали в Совет Академии не задолго до экзаменов прошение с просьбой предоставить им полную свободу в выборе сюжетов,  чтобы каждый выбрал тему, соответствующую его характеру и наклонностям. Но Совет остался глух и нем. А дальше вот как описывает сам Крамской произошедшее 9 ноября 1863 года: "Наступило утро. Мы все собираемся в мастерской и ждем роковых десяти часов... Тихо мы взошли, скромно поклонились и стали вправо, в углу... Вице-президент поднялся со своего места с бумагой в руке и прочел не довольно громко и маловнятно: "Совет Императорской Академии художеств к предстоящему в будущем году столетию Академии для конкурса на большую золотую медаль по исторической живописи избрал сюжет из скандинавских саг: "Пир в Валгалле". На троне бог Один, окруженный богами и героями; на плечах у него два ворона; в небесах, сквозь арки дворца Валгаллы, в облаках видна луна, за которой гонятся волки, и проч., и проч., и проч..." Чтение кончилось; последовало обычное прибавление: "Как велика и богата даваемая вам тема, насколько она позволяет человеку с талантом высказать себя в ней и, наконец, какие и где взять материалы, объяснит вам наш уважаемый ректор, Федор Антонович Бруни".  Уполномоченный заговорил:
- Просим позволения сказать перед Советом несколько слов... Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников.
- Все? - раздается откуда-то из-за стола вопрос.
- Все, - отвечает уполномоченный кланяясь; и затем компактная масса шевельнулась и стала выходить из конференц-залы.
Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики, и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом... Когда все прошения были уже поданы, мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились. Дальше вспоминать нечего. Началась действительность, а не фантазии
".

[показать]

Крамской И.Н.  Голова старого украинца

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет старого крестьянина

[показать]

Крамской И.Н. Девочка в глубой шали

[показать] 

Крамской И.Н. Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев 1883
(Киевский государственный музей русского искусства)

[показать]

Крамской И.Н. Мужской портрет

[показать]

Крамской И.Н. Оскорбленный еврейский мальчик 1874
(Государственный Русский музей)

[показать]

Крамской И.Н. Русский монах в созерцании

Бунтари организовали Санкт-Петербургскую Артель Художников. Для этой цели сняли специальную квартиру (хозяйство вела Софья Николаевна Крамская - жена Ивана Николаевича Крамского) - маленькие комнаты отвели под мастерские, а большую использовали как гостиную.

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой 1867
(Пермская государственная художественная галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Девочка в кресле с книгой 

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет художника Ф.А.Васильева 1871
(Государственная Третьяковская галерея)

В гостиной проводились регулярные собрания и вечера с обсуждениями,спорами и новыми идеями. Здесь вырабатывались концепции и идеи нового национального реалистического искусства. Артель распалась в 1870 году и на ее место пришло Товарищество передвижных художественных выставок, организатором и руководителем которого стал Иван Николаевич Крамской.

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875
(Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского)

[показать]

Крамской И.Н. Портрет Веры Николаевны Третьяковой 1876
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет Павла Михайловича Третьякова 1876
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер 1884
(Государственная Третьяковская галерея)

Передвижники старались с помощью своего творчества показать зрителям реальнуюжизнь народа, жизнь крестьян, простых горожан. Именно в этот период появляется множество живописных работ подобной тематики  и у Крамского. Удивительные портреты простых людей, окружавших его. Одновременно его мучают и философские вопросы, в 1872 году зрителям представляется его знаменитая картина "Христос в пустыне" - картина о проблеме выбора дальнейшего жизненного пути.

[показать] 

Крамской И.Н. Христос в пустыне 1872
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет И.И.Шишкина 1873
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого 1873
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать]

Крамской И.Н. Портрет Александра Сергеевича Грибоедова 1875

[показать]

Крамской И.Н. Портрет Ильи Ефимовича Репина 1876

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова 1877
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Н.А. Некрасов в период "Последних песен" 1877–1878
(Государственная Третьяковская галерея)

В 80-х годах Крамской создает немалое количество женских портретов, к которым ранее обращался крайне редко. Среди них знаменитые "Неизвестная" и "Неутешное горе". Особняком стоят великолепные портреты императрицы Марии Федоровны.

[показать] 

Крамской И.Н. Неизвестная 1883
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Неутешное горе 1884

[показать] 

Крамской И.Н.  Портрет дамы (предположительно Полины Виардо)
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Крамской И.Н. Женский портрет 1867
(Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан)

[показать]  

Крамской И.Н. Портрет императрицы Марии Фёдоровны

[показать]

Крамской И.Н. Портрет императрицы Марии Федоровны в головном уборе, украшенном жемчугом 1880

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет Александра III 1886

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет адмирала Л.Л.Хайдена

И.Н.Крамской был неутомимым тружеником, работал не переставая  до последнего мгновения своей недолгой жизни. Он так и умер за мольбертом, выполняя очередной портрет...

[показать] 

Крамской И.Н. Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса 1887 - последняя работа художника
(Государственный Русский музей)

"...Его портретные сеансы продолжались по пяти часов кряду. Этого и вполне здоровый не вынесет. Стонет, вскрикивает от боли и продолжает с увлечением. Так писал он П. М. Ковалевского. Но бодро и весело чувствовал он себя в последнее утро. Без умолку вел оживленный разговор с доктором Раухфусом, с которого писал портрет. И за этой интересной беседой незаметно и виртуозно вылепливалась характерная голова доктора. Но вот замечает доктор, что художник остановил свой взгляд на нем дольше обыкновенного, покачнулся и упал прямо на лежащую на полу перед ним палитру ... Едва Раухфус успел подхватить его, — уже тело...
Я не помню сердечнее и трогательнее похорон!
Когда гроб его был опущен в могилу и когда целый час заделывали склеп, многочисленная толпа провожавших хранила все время мертвое молчание, стоя не шевелясь. Солнце ярко заливало всю эту трогательную сцену на Смоленском кладбище.
Мир праху твоему, могучий человек, выбившийся из ничтожества и грязи захолустья... Сначала мальчик у живописца  на побегушках, потом волостной писарь, далее ретушер у фотографа, в девятнадцать лет ты попал наконец в столицу. Без гроша и без посторонней помощи, с одними идеальными стремлениями ты быстро становишься предводителем самой даровитой, самой образованной молодежи в Академии художеств.  Мещанин, ты входишь в совет Академии как равноправный гражданин и настойчиво требуешь законных национальных прав для Тебя высокомерно изгоняют, но ты с гигантской энергией создаешь одну за другой две художественные ассоциации, опрокидываешь навсегда отжившие классические авторитеты и заставляешь уважать и признать национальное русское! Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник!"
И.Е.Репин "Далекое близкое" 
 
 
P.S. Все представленные изображения кликабельны и увеличиваются до большого размера.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Благодарю сердечно. Замечательная подборка.
Аль, адресую вашу благодарность Leоnsija, которая эту подборку сочинила. А я лишь её скопировал, да в свой дневник наклеил от того, что самому очень понравилась, как о слово о художнике!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Влюбленный в живопись - И.Н.Крамской | Юрий_Стойда - Дневник Юрий_Стойда | Лента друзей Юрий_Стойда / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»