Сегодня речь пойдёт о совсем обычном человеке, ничем не прославившем себя в русской истории, хотя образ его навеки остался в русской живописи. Есть у меня одна особо любимая картина у художника Василия Григорьевича Перова. Это картина "Тройка". Сценка из жизни трёх детей, вынужденных с раннего детства тяжёлым трудом зарабатывать на кусок хлеба. С этой картиной связана печальная история из жизни художника.
Перов В.Г. "Тройка". Ученики мастеровые везут воду. 1866
(Государственная Третьяковская галерея)
Рождественский бульвар начинается на Неглинной, где раньше брали воду. Самой этой речки давно уже нет, её загнали в трубу. И с обеих её сторон были склоны, как это полагается у речек, и довольно-таки крутые. Такими же они остались и сейчас. Картина Василия Григорьевича Перова изображает именно этот крутой склон Рождественского бульвара, по которому дети вдоль стен монастыря везут бочку с водой.
А вот далее даю слово самому художнику:
"Несколько лет назад я писал картину, в которой мне хотелось представить типичного мальчика. Долго я его отыскивал, но не смотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался. Однако раз весною, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день я как-то бродил близ Тверской заставы, и навстречу мне стали попадаться фабричные и разные мастеровые, возвращающиеся из деревень после Пасхи на свои тяжёлые летние работы. Я стал вглядываться и в стороне заметил старушку с мальчиком. Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражён тем типом, который так долго отыскивал..." (В.Г.Перов "Рассказы художника").
Женщина долго не соглашалась позволить сыну позировать художнику. "Он у меня единственный кормилец, - говорила она. - А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?" Среди крестьян в то время бытовало мнение, что изображённого на рисунке человека обязательно постигнет какое-нибудь несчастье. Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.
"Тройку" тут же купил Третьяков и повесил в своей галерее. А вскоре к Перову пришла та самая женщина и со слезами на глазах рассказала, что её сын Васенька через два года, после того как позировал художнику, заболел оспой и умер. "Возьмите всё, что у меня есть, но продайте мне ту картину. Пусть хоть так сынок вернётся ко мне", - просила она Перова. Узнав о том, что "Тройка" теперь принадлежит другому человеку, женщина стала умолять назвать адрес нового хозяина картины. "Да здесь нет никакого секрета, - ответил Перов. - "Тройка" выставлена в галерее господина Третьякова. Давайте я вас провожу".
Крамской И. Н. Портрет художника В.Г.Перова. 1881
"Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжёлое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он", - написал о В.Г. Перове современник.
О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу:
"Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на неё и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол. Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошёл наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит… Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына".
В своих "Рассказах художника" Перов пишет о том, что через год он послал ей портрет сына и получил от неё благодарственное письмо, но вот следы этой работы, увы, затерялись и о ней до сих пор ничего не известно. Но зато мы знаем, что на картине "Тройка" был изображён вполне реальный персонаж, пусть не имевший громкого имени и регалий, но всё же живший в ту эпоху, когда детский труд был очень нелёгким.