Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ДВЕ ЛЮБВИ, ДВЕ СВЕТЛЫХ ПОВЕСТИ ЧАСТЬ 3)
Глава 18. «Звездные» ученики Рубенса
В мастерской кипит работа. Рядом с поварятами живописи - учениками, есть здесь и вполне сложившиеся мастера. Это в первую очередь Ян Брейгель, прозванный Бархатным, - как говорят, за его пристрастие к этой ткани. Брейгель долго жил в Италии, ездил в Германию, а с 1597 года обосновался в Антверпене. Он исполняет фигуры людей, животных и цветы в пейзажах Пауля Бриля и Иоса де Момпера.
[показать]
Рубенс Семья Яна Брейгеля 1613-16 г.г.
С 1609 года Брейгель подружился с Рубенсом и охотно поддерживает кипучий талант младшего собрата - Рубенс на девять лет моложе Брейгеля - своим утонченным дарованием. Сотрудничество этих двух мастеров приводит иногда к созданию неожиданных шедевров вроде «Адама и Евы в раю», где Рубенс, стремясь попасть в тон изысканной пейзажной манере своего друга, сумел написать две обнаженные фигуры с редким изяществом.
[показать]
Рубенс и Брейгель Miracle of Saint Hubert 1617 г. Музей Прадо
[показать]
Рубенс и Брейгель Возвращение с войны. Марс, разоруженный Венерой 1610-12 г.г. Музей Пауля Гетти, Калифорния
Еще одна видная фигура в рубенсовской мастерской - Снейдерс, автор картин, изображающих животных, и натюрмортов, друг обоих художников. Франс Снейдерс - приветливый, мягкий человек, с бледным и тонким лицом, темными волосами, остроконечной бородкой и небольшими усиками.
[показать]
Антонис ван Дейк Портрет Франса Снейдерса 1618 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Со Снейдерсом пытается состязаться его зять, Пауль де Вос, брызжущий здоровьем, жизнерадостный человек.
[показать]
Антонис ван Дейк Портрет Пауля де Воса 1625 г.
Он работает в том же жанре, что и Снейдерс, и стремится достичь такой же монументальности.
Два пейзажиста: Ян Вилденс, который пять лет путешествовал по Италии, прежде чем попал к Рубенсу, и Люкас ван Юден - талантливые живописцы, весьма искусно исполняющие пейзажные фоны в картинах.
И, наконец, самый блестящий среди них, самый одаренный и рано достигший зрелости, гордость мастерской - Антонис ван Дейк.
[показать]
Антонис ван Дейк Автопортрет 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
Этот молодой человек с тонким профилем и легкими светло-каштановыми волосами красив, как юный паж, а его чувственные губы, затененные маленькими усиками, свидетельствуют о том, что он жадно любит жизнь.
Рассказывают, будто однажды ученики Рубенса, мечтая увидеть работы самого мастера, вошли без разрешения в его кабинет, и один из них по неосторожности испортил начатую картину. Решили, что только ван Дейк способен помочь беде. И он так искусно справился с задачей, что Рубенс, хотя и заметил происшедшее, не обмолвился ни словом из уважения к мастерству своего помощника.
[показать]
Неизвестный художник Портрет Рубенса и Ван Дейка Лувр
В письме коллекционеру сэру Томасу Говарду, графу Арундел 14-й, который захотел «переманить» ванн Дейка в Англию, поверенный в его делах, пишет «Ван Дейк живет у господина Рубенса, и его произведения начинают цениться так же, как работы его учителя. Этому молодому человеку около двадцати лет, он уроженец этого города и сын очень богатых родителей. Поэтому трудно будет убедить его уехать из этой страны, тем более, что он видит, какое богатство нажил здесь Рубенс».
Впрочем, спустя несколько лет самый известный любитель искусства среди своих соотечественников Томас Говард, граф Арундел, все-таки уговорил его перебраться в Англию.
[показать]
Антонис Ван Дейк Портрет Питера Пауля Рубенса
Не стоит напоминать, что и ван Дейк, и Снейдерс, и де Вос, и многие другие ученики Рубенса стали всемирноизвестными художниками.
Глава 19. «Святой Франциск»
По заказу Яспара Шарля Рубенс пишет «Последнее причащение св. Франциска», предназначенное для церкви францисканцев в Антверпене, и многие почитатели восторженно называют картину чудом.
[показать]
Рубенс The Last Communion of St Francis 1619 г. Антверпен
Она необычна для манеры Рубенса. Хотя композиция развернута по вертикали, Рубенс на сей раз не старался заполнить все пространство картины массой действующих лиц. Напротив, действие развертывается только на переднем плане, в картине нет ярусного нагромождения, и верхняя ее часть даже несколько пустовата.
Движение в картине почти отсутствует, зато религиозное чувство выражено сильнее, чем обычно у Рубенса. Палитра, и та приглушена. Произведение не характерное для Рубенса и стоящее особняком в его творчестве.
Глава 20. Счастливая семейная жизнь. Портреты детей.
Рубенс оставил нам замечательные портреты своих детей. В Эрмитаже даже имеется "Автопортрет Рубенса с сыном Альбертом", правда, в виде копии неизвестного художника с картины Рубенса, следы которой затерялись.
[показать]
Рубенс Автопортрет с сыном Альбертом (копия неизв.художника с утраченного оригинала) 1620е г. Эрмитаж
[показать]
Рубенс Портрет Альберта, сына художника 1618 г. Эрмитаж
[показать]
Питер Пауль Рубенс Nicolaas Rubens 1625-26 г.г.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Albert and Nicolaas Rubens 1626-27 г.г.
Его счастливая семейная жизнь нашла свое отражение в многочисленных картинах Святого семейства. Он переносил на полотно лица своих сыновей, Альберта и Николаса, и делал это с большой любовью и деликатностью.
[показать]
Рубенс The Holy Family with Sts Elizabeth and John the Baptist 1614 г. Коллекция Wallace, Лондон
[показать]
Рубенс The Holy Family with St Elizabeth 1614-15 г.г. Галерея Palatina (Palazzo Pitti), Флоренция
[показать]
Рубенс The Holy Family with the Basket 1616 г. Картинная галерея, Potzdam-Sanssouci
Он легко схватывал на своих набросках, а затем воспроизводил множество жестов, поз, свойственных молодости, - робкие, грациозные, комичные или авантюрные.
Глава 21. Заказ Марии Медичи
В феврале Рубенса 1622 года вызывает в Париж посол эрцгерцогини, барон Вик, который знакомит Рубенса с казначеем Марии Медичи, аббатом де Сент-Амбруаз.
Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Она снова водворилась в Люксембургском дворце. Она хочет украсить галерею дворца картинками, иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Позднее она намерена украсить вторую галерею картинами, прославляющими жизнь ее знаменитого супруга Генриха IV. Рубенсу выпала великая честь - ему заказаны обе эти работы.
И вот его представляют королеве Марии Медичи, которую он видел издали двадцать два года назад, когда вскоре после приезда в Италию присутствовал в толпе придворных на бракосочетании дочери великого герцога Тосканского с Генрихом IV.
Задание Рубенса было не из легких. Мария отнюдь не была красавицей, а ее жизнь не такой уж яркой, полной знаменательными событиями.
[показать]
Рубенс Portrait of Marie de Medici 1622 г.
Сейчас королеве-матери сорок девять лет. Это толстая матрона с довольно грубыми чертами лица и туповатым взглядом.
«Признаюсь, по натуре своей я больше склонен создавать произведения крупные, нежели мелкие вещицы. Каждому свое: мой талант такой, что еще никогда ни один замысел, пусть даже самый необычайный по количеству и разнообразию сюжетов, не оказался мне не по плечу».
(Да, скромностью здесь не пахнет!)
Рубенс писал эти строки за несколько месяцев до предложения королевы и, конечно, не подозревал, что его желания исполнятся так быстро.
Для того чтобы представить прошлое Марии в самом благоприятном свете, Рубенс в аллегорической манере окружает королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями.
[показать]
Рубенс Marie de Medicis as Bellona 1622-25 г.г. Лувр
Рубенс начинает цикл с Парок, прядущих нить жизни будущей королевы. Тут не обходится без Юпитера с Юноной.
А заканчивает «Торжеством Истины», где сын Людовик XIII под эгидой этой богини отдает свое сердце матери!
[показать]
[показать]
Рубенс Судьба Марии Медичи 1622-25 г.г. Лувр
Рубенс Триумф Истины 1622-25 г.г. Лувр
Для «Воспитания Марии Медичи» Рубенс пускает в ход Минерву, Аполлона, Меркурия и трех Граций.
В «Рождении Людовика XIII» торжествуют Плодородие и Здоровье.
В «Смерти Генриха IV» короля оплакивает Франция.
«Правление королевы» славят чуть ли не все боги Олимпа.
В «Совершеннолетии Людовика XIII» явлены все добродетели.
Отталкивая разъяренную Распрю и испепеляя чудовищ, Меркурий примиряет молодого короля с его матерью.
Всего в цикле 24 картины, представляю здесь 22 из них, еще 2 - это портреты родителей Екатерины Медичи.
Правда в хронологической последовательности изображенных событий не ручаюсь!
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Рубенс Рождение Марии Медичи 1622-25 Лувр
Рубенс Образование Марии Медичи 1622-25 Лувр
Рубенс Представление портрета 1622-25 Лувр
Рубенс Брак по доверенности 1622-25 Лувр
Рубенс Встреча Марии Медичи и Генри IV в Леоне1622-25 Лувр
[показать]
Рубенс Смерть Генриха IV и провозглашениe регентства Марии Медичи 14 мая 1610 года 1622-25 Лувр
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Рубенс Учреждение регентства 1622-25 Лувр
Рубенс Победа при Жюлье 1622-25 Лувр
Рубенс Счастье регентства 1622-25 Лувр
Рубенс Совершенолетие Людовика XIII 1622-25 Лувр
Рубенс Бегство из замка Блуа 1622-25 Лувр
[показать]
Рубенс Совет Богов 1622-25 Лувр
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Рубенс Договор в Ангулеме 1622-25 Лувр
Рубенс, Заключение мира в Анжи 1622-25 Лувр
Рубенс Рождение Людовика XIII 1622-25 Лувр
Рубенс Обмен принцессами 1622-25 Лувр
С помощью такого приема он не только облагородил Марию с ее дурным характером, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать.
Он окружает ее такой роскошью аксессуаров, что они едва ли не оттесняют ее на второй план. Посмотрите хотя бы на «Прибытие в Марсель». Взоры зрителя привлекают роскошные нереиды, а отнюдь не королева, которую Франция принимает в свои объятия.
[показать]
Рубенс Приезд Марии Медичи в Марсель 1623-25 г.г. Лувр
Даже в «Короновании Марии Медичи» - одном из немногих эпизодов, где художник обошелся без аллегории, - на первом плане мы видим двух великолепных собак в церкви Сен-Дени!
[показать]
Рубенс Коронация Марии Медичи 1622-25 Лувр
А вот, отталкивая разъяренную Распрю и испепеляя чудовищ, Меркурий примиряет молодого короля с его матерью.
[показать]
Рубенс Примирение с сыном 1622-25 Лувр
Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя её, Рубенс писал портрет Марии Медичи, хранящийся в музее Прадо.
[показать]
Рубенс Мария Медичи, королева Франции 1622 г. Прадо
Практически всё поле холста занимает пышное платье королевы с огромным кружевным воротником, который широким веером расположился за головой Марии Медичи. На богатых тканях костюма выделяются изящные с длинными тонкими пальцами руки королевы, схваченные у запястья белыми кружевными отворотами на пышных рукавах.
К концу 1624 года аббат де Сент-Амбруаз начинает торопить Рубенса: сестра французского короля выходит замуж за принца Уэльского. Галерея должна быть закончена без промедления.
Ришелье, который в результате примирения короля с королевой-матерью получил кардинальскую мантию и пост первого министра, тоже хочет приобрести произведение, написанное Петером Паулем.
Арману дю Плесси де Ришелье сорок лет. Всего год он находится у власти, но ужо все называют его не иначе, как кардинал. Под аристократическими манерами кардинал прячет железную волю. У него есть заклятые враги и фанатичные приверженцы. Впрочем, можно открыть и перечитать Дюма.
В феврале 1625 года Рубенс приезжает в Париж. Его картины уже в галерее, некоторые закончены прямо на месте. Высокопоставленные лица приходят посмотреть, как они выглядят. Впрочем, по сути дела, важно только одно мнение - первого министра.
Создавая этот цикл, Рубенс в равной мере был преисполнен как желанием успешно выполнить работу и укрепить свою репутацию, так и практическим расчетом.
Из Парижа он пишет 13 мая 1625 года своему другу Пейреску:
«В общем я задыхаюсь при Парижском Дворе, и может статься, если мне не заплатят с быстротой, равной исполнительности, с какой я служил Королеве-Матери, что я не так легко вернусь сюда (это пусть останется между нами), хотя до сих пор я не могу жаловаться на Ее Величество, так как задержки были законны и извинительны».
Королева-мать в восторге. Аббат де Сент-Амбруаз тоже.
Наконец, в галерею является король Людовик XIII.
[показать]
Галерея Медичи в Лувре. Цикл из 24 картин.
Кажется, он вообще впервые наносит визит в Люксембургский дворец.
Рубенсу поранил ногу неловкий сапожник. Художник лежит в постели, поэтому пояснения к картинам дает аббат де Сент-Амбруаз, «ловко изменяя их толкование там, где это необходимо». Король вполне доволен.
Одиннадцатого мая произошло заочное бракосочетание Генриетты Французской, третьей дочери Марии Медичи, с Карлом I, который стал английским королем всего за месяц до этого.
Рубенс присутствовал на брачной церемонии и едва не переломал себе кости: помост, на котором он стоял, рухнул, и он чудом не упал вместе с ним.
Празднества и приемы по случаю свадебного торжества, устроенные теми, кого Рубенс в этот период называл «наши враги-французы», позволили ему завязать полезные знакомства.
Глава 22. Портрет Бекингема
В Париже Рубенс свел знакомство с собратом по искусству, неким Балтазаром Жербье, который состоит в свите герцога Бекингема. Бекингем явился во Францию, чтобы отвезти молодую королеву к ее царственному супругу. Жербье представил Рубенса Бекингему.
Нарисовать портрет - лучшее средство изучить лицо человека и узнать его характер. Рубенс добивается разрешения написать портрет герцога Бекингема. По милости слабовольного монарха Иакова I безвестный Джордж Вильерс в течение нескольких лет стал виконтом Вильерсом, виночерпием короля, потом графом, маркизом, потом герцогом Бекингемом, главным конюшим, главным управителем королевскими заповедными водами и лесами, хранителем Пяти Портов, председателем суда королевской скамьи, управляющим Вестминстерским дворцом, коннетаблем Виндзора и первым лордом Адмиралтейства Англии.
[показать]
Рубенс Герцог Бекингем 1625 г. Галерея Palatina (Palazzo Pitti), Флоренция
И вот перед ним блестящий щеголь, любимец двух королей, всесильный хозяин английского королевства. Бекингему тридцать три года. Это красавец с холодными глазами, тонким носом и капризным ртом. Усы и бородка у него светлые, волосы золотистые. Высокомерный, изысканный аристократ, он способен на любую дерзость.
В Париже ходят упорные слухи, что он страстно влюблен во французскую королеву.
[показать]
Рубенс Анна Австрийская 1622-25 г.г.
Дочь Филиппа III, Анна Австрийская - высокая двадцатичетырехлетняя красавица. Король относится к ней весьма прохладно. Мудрено ли, что смельчак Бекингем решил попытать счастья. Может быть, художник принимал какое-то участие в событиях, описанных Дюма в «Трех мушкетерах»?
«Если посчитать, сколько раз мне приходилось ездить в Париж, и сколько времени я там потерял зря, нельзя не признать, что мой огромный труд в честь королевы-матери был для меня весьма невыгоден. Не относить же в самом деле к выгодам этой работы щедрость герцога Бекингема».
Правда пребывание в Париже дало ему возможность написать портрет короля Людовика XIII в военных доспехах, а также парадный портрет королевы Анны Австрийской.
[показать]
Рубенс Людовик XIII 1620-е г. Лувр
[показать]
Рубенс Портрет Анны Австрийской 1621-25 г.г. Лувр
Глава 23. Клара Серена
В 1623 году семью Рубенса постигает жестокий удар. Умирает его старшая дочь Клара Серена, которой едва исполнилось двенадцать лет.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Clara Serena Rubens 1615-16 г.г. Метрополитен, Нью-Йорк
Интересны и необычны, например, обстоятельства создания известного «Портрета камеристки».
[показать]
Рубенс Портрет камеристки 1625 г. Эрмитаж
Существует весьма убедительное предположение, согласно которому портрет этот представляет собой несколько идеализированное посмертное изображение старшей дочери художника. Предположение основывается на сходстве модели эрмитажной картины с другими живописными изображениями (например, в музее Метрополитен в Нью-Йорке), по традиции считающимися портретами Клары Серены.
Название эрмитажного портрета восходит к надписи, сделанной, вероятно, в XVII веке на подготовительном рисунке к нему (графическое собрание Альбертина, Вена), которая переводится как «Камеристка инфанты в Брюсселе».
[показать]
Рубенс Portrait of a Chambermaid 1625 г. Вена
На венском рисунке, исполненном, несомненно, с натуры, изображена еще совсем девочка, худенькая, болезненная, с узкими плечиками и большой головой. Возможно, этот рисунок был сделан художником во время предсмертной болезни дочери.
На эрмитажном портрете она выглядит намного старше. По видимому, художник писал его уже после смерти дочери, в своем воображении рисуя ее взрослой, и, соответственно, убрал из портрета черты, характеризующие угловатость подростка.
Глава 24. Смерть Изабеллы
В середине июля 1626 г., вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, возрасте 34 лет умирает и его жена, Изабелла Брант.
Она жила незаметно, так скромно держалась в тени, что невольно забывают о том, что в течение 16 лет она была верной подругой художника. Она родила ему троих детей: дочь Клару Серену, которая умерла в возрасте 12 лет и двоих сыновей Альберта и Николоса. Она была скромной свидетельницей восходящей славы мужа.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Портрет Изабеллы Брант 1626 г.
Некоторые авторы даже утверждают, что Рубенс бросил живопись и на время удалился в аббатство св. Михаила, где Изабеллу Брант погребли рядом с матерью художника, Марией Пейпелинкс. Откуда они это взяли? Неизвестно.
До нас дошло довольно много писем Рубенса, относящихся именно к этому периоду.
15 июля 1626 года Рубенс пишет письмо другу Пьеру Дюпюи.
Этот отрывок дает представление не только о том месте и значении, которое имела Изабелла Брант в жизни Рубенса, но и показывает высокие душевные качества самого художника, тонко чувствовавшего и глубоко ценившего все лучшее в людях.
«Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, дитя времени придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Глава 25. Рубенс – дипломат. Портреты царственных особ.
«Думаю, что путешествие помогло бы мне, оторвав меня от зрелища всего того, что меня окружает и роковым образом возобновляет мою боль» - заканчивает свое письмо Дюпюи Рубенс.
После смерти жены многие путешествия Рубенса были связаны с дипломатическими миссиями в королевских дворах. О Рубенсе – политике можно говорить много и подробно, поэтому буду краток. Замечу лишь, что решая политические проблемы Европы, он старался не забыть о себе, торгуя своими полотнами и заключая сделки.
В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема.
[показать]
Рубенс Equestrian Portrait of the George Villiers, 1st Duke of Buckingham 1625 г. Kimbell Art Museum
Рубенс посещает Англию, Францию, Испанию. Он встречается с Карлом I, Филиппом IV, кардиналом Ришелье.
Секретные совещания с Карлом I он проводил, одновременно работая над его портретом.
Рубенс содействует ведению мирных переговоров между Англией и Испанией. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров.
Глава 26. Рубенс и Веласкес
Посетив Мадрид, Рубенс увидел, что испанский король больше интересуется живописью, чем политикой. У него великолепные собрания картин, а в его придворном живописце Рубенс обнаруживает блистательно одаренного человека. Ему двадцать девять лет. Его зовут Веласкес.
[показать]
Диего Веласкес Автопортрет 1623 г.
Фламандскому художнику доставляет большое Удовольствие беседовать с ним и давать ему советы. Можно себе представить, какое впечатление произвел на Веласкеса приезд Рубенса во всем блеске его славы. Дон Диего впервые в жизни увидел живого великого художника.
Веласкес держится очень скромно в присутствии Рубенса, и не исключено, что в этой скромности, о которой свидетельствует его друг Пачеко, есть привкус горечи. Ведь Веласкес - личный живописец короля и ему обещано исключительное право изображать монарха. Но едва приехал Рубенс, как ему заказаны портреты короля, королевы, членов королевской семьи.
[показать]
Рубенс Портрет короля Филиппа IV
Какими жесткими кажутся портреты, написанные Алонсо Сапчесом Коэльо, Бартоломео Гонсалесом, даже Сурбараном и самим Веласкесом, в сравнении с этим темпераментным творением.
В правдивости этих слов я решил усомниться, поэтому и отыскал портреты Филиппа кисти соперников. Во-первых, Коэльо и Сурбаган, если и писали Филиппа, то крошечным инфантом, поскольку творили они раньше и писали папашу нашего короля. А вот портреты Гонсалеса и Веласкеса (помещаю всего один, ибо их у художника несколько! Нашел даже конный, но, увы, в малюсеньком формате!) Так что сравнивайте!
[показать]
[показать]
Бартоломео Гонзалес Портрет Филиппа IV в кольчуге 1622 г. Palacio Pitti. Флоренция
Веласкес Портрет короля Испании Филиппа IV 1624-27 г. Прадо
Глава 27. В сетях международной политики
В апреле 1629 года происходит первый благоприятный сдвиг: Англия согласилась отправить посла в Мадрид при условии, что Испания отправит посла в Англию. Выбор Филиппа IV пал на Рубенса.
Рубенс выезжает из Мадрида. На пальце у него кольцо, усыпанное бриллиантами, которое ему перед отъездом подарил король.
13 мая он прибывает в Брюссель. Инфанта умоляет его без промедления ехать дальше, так как положение осложнилось: оскорбленный увертками испанцев, английский король заключил мир с Францией. 5 июня Рубенс прибывает в Лондон.
Рубенс добился от английского короля, что посол - дон Карлос Колома будет послан в Испанию.
Он мечтает вернуться на родину. И не потому, что его плохо принимают в Англии:
«Ко мне здесь во всех отношениях относятся очень хорошо и уважительно, - пишет он. - Я пользуюсь даже большим почетом, чем мне положено по праву, но я не могу оставаться здесь дольше, чем этого требует королевская служба. Этому мешает состояние моих собственных дел».
Наконец в начале марта Рубенс выезжает из Лондона.
Когда он нанес прощальный визит в Уайтхолл, Карл I вручил ему шпагу, кольцо, золотую цепь и ленту на шляпу и произвел его в рыцари. До этого, посетив Кембриджский университет, он получает там звание «магистер ин артибус».
В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан, то есть окончена морская война, в которую Испанию втянула в 1625 году Англия и от которой страдали и Южные Нидерланды. Правда, на саму церемонию в Лондон приехал знатный вельможа дон Карлос Колома, который и подписал от имени испанского короля подготовленный Рубенсом договор.
Инфанта Изабелла, которая после смерти мужа носит только монашескую одежду, пытается удержать художника при своем дворе, назначив ему годовое содержание в 250 флоринов, и дает ему одно за другим секретные поручения. Он ведет огромную переписку, часто тайную.
[показать]
Рубенс Portrait of Archduchess Isabella Clara Eugenia, Spanish Regent of the Low Countries, as a Nun 1625 г. Форд Симона Нортона, США
Рубенс пишет: "Я очутился в настоящем лабиринте, днем и ночью осажденный множеством забот".
Дипломатические поручения мешали его работе живописца, он соглашался на них все более неохотно. И, несмотря на все звания и почести, Рубенс отказывается от своей тяжкой миссии тайного дипломатического агента.
Его дипломатическая деятельность получила высокую оценку: Карл I пожаловал его в кавалеры Золотых шпор, а Филипп IV в июле 1630 года приводит его к присяге в качестве личного секретаря короля и добавляет обещание, что в случае смерти его или отставки должность перейдет к его старшему сыну.
В апреле 1632 года Рубенс пытается полностью отказаться от политической деятельности.
Своему другу Жербье, поверенному английского короля в Брюсселе, он пишет: «Я вовремя удалился от дел и еще ни разу в жизни не сожалел столь мало о принятом решении».
1 декабря 1633 года в возрасте шестидесяти семи лет умерла инфанта Изабелла. В ее лице Рубенс потерял неизменную покровительницу, доверенным лицом которой он был много лет.
Использованы материалы из Википедии и
книги Роже Авермата "Питер Пауль Рубенс" (Вольное описание жизни художника).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...