Охота: Картины Н.Е.Сверчкова
Этот рассказ можно считать своеобразным продолжением моего предыдущего поста "Псовая охота"
14 мая 1896 года — чудный солнечный день в Первопрестольной. В Успенском соборе древнего Кремля только что закончилась церемония венчания на царство последнего русского Императора. На 3 часа дня назначен торжественный обед в Грановитой Палате по случаю коронации. Вовремя собрался весь разодетый высший свет Российской Империи и именитые иностранные гости.
Приближался момент, когда обер-шенк должен был подать Государю большой золотой кубок с вином и возгласить: «Его Величество изволит пить!». На этот раз традиция была нарушена: тост провозглашен не был, хотя как и полагалось, «чужеземцев» попросили удалиться в другие залы. На пиршестве в Грановитой Палате могли присутствовать только верноподданные Государя Императора. Престарелый Министр Двора граф Воронцов-Дашков и устроитель всех торжественных коронаций генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергеи Александрович неотступно следовали за царем, и оба были на высоте положения. Изысканно составленное меню поражало самых тонких и искушенных ценителей русской и европейской кухни.
«Ваше превосходительство! — обратился совсем юный гость к сидевшему справа от него пожилому действительному тайному советнику. — Не находите ли вы несколько странным вкус и вид этого рябчика?» — «Вовсе нет, сударь. Весь секрет заключается в необычном рецепте его приготовления, и я вам его раскрою, — последовал ответ.— Извольте: рябчиков покупают уже в разложившемся виде. Затем их во всем оперении зарывают в землю и извлекают оттуда лишь тогда, когда в них заведутся черви. Потом их запекают обмазанными в глине. Перья отлетают вместе с глиной, и получается рябчий студень — шедевр кулинарии. А называется это блюдо «рябчик по-сверчковски», в честь его изобретателя — художника Сверчкова, ныне здравствующего»,— закончил свой лукавый рассказ важный сановник. Видимо, не понаслышке он знал о гастрономических увлечениях прославленного живописца. Лишь одно было неизвестно рассказчику: на тот момент Сверчкову оставалось прожить всего два нелегких года. Полуслепой, с почти не владеющей правой рукой, он доживал свой век в Царском Селе, практически не работая.
О придуманном им экстравагантном блюде скоро забудут, а память о художнике Сверчкове жива и поныне. В 2008 году исполняется 110 лет со дня его смерти. Эта дата возможно останется незамеченной, как и в свое время 100-летняя годовщина. Можно еще раз напомнить, в первую очередь охотникам, основные вехи жизненного и творческого пути замечательного мастера.
Вся жизнь Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898 гг.) была связана с Петербургом.
Здесь он в возрасте 10 лет поступил в Воспитательную школу при Императорской Академии художеств, которую из-за болезни был вынужден оставить. Доучивался в общеобразовательном Петропавловском училище. А в 16 лет по желанию отца был определен на службу в Министерство внутренних дел. С детства, однако, страсть к искусству и лошадям отличала его, и он не переставал в основном самостоятельно заниматься рисунком и живописью. Значительное место в его художественном творчестве и увлечениях занимает и охота, где, наряду с лошадями, центральное место занимает образы собак, верных помощников охотника.
Постепенно он развил заложенные в нем природные способности до такой степени, что в 1839 году осмелился выставить свои картины («Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой») на академической выставке. Успех был настолько очевиден, что Академия художеств удостоила его звания свободного художника. Убедившись в несомненном таланте сына, отец разрешил ему на следующий год оставить службу. С этого времени Сверчков всецело отдается любимому увлечению, зарисовывая животных...
[699x481]
За «Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона» в 1852 г. Сверчков получил звание академика живописи, а еще через три года - титул профессора.
Известность и популярность Николая Егоровича росли вместе с его мастерством. Император Александр ІІ подарил Сверчкову участок земли в Царском Селе, на котором тот построил дом с большой мастерской в нижнем этаже и рядом - конюшней.
Картины художника наполнены глубокими чувствами. Например, сколько сочувствия и сопереживания вызывает, например, «Охотник, застигнутый зимней вьюгой» (1872). На картинах этой серии невзгоды охотника, как правило, разделяют его вечные спутники и верные друзья — конь и собака.
[512x699]
Сверчкова увлекает охота.
Поэтому неудивительно, что охотничья тема в его творчестве занимала почетное место.
Он посвятил ей и свои большие многофигурные картины, и множество рисунков и акварелей.
[699x522]
Художник особенно хорошо знал тонкости псовой охоты, чисто русского национального увлечения.
[700x496]
А будучи к тому же умелым рисовальщиком диких животных, собак и лошадей, Сверчков добивался в своих охотничьих произведениях такой достоверности, что они не оставляли равнодушными ни искушенных знатоков живописи, ни опытных охотников, ни обыкновенных зрителей.
Одна из таких работ — «Преследуют волка» — посвящена травле хищника из-под борзых.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
к сожалению, в лучшем качестве фоторепродукции этого картины художника у меня нет
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запечатлен тот миг, когда лихие борзые, спеющие за зверем, совсем уже близко от него. Через мгновенье правая, скамьистая борзая сделает бросок и возьмет его по месту. Другая борзая почти не отстает от первой - они вместе накроют волка. Сверчков совершенно точно подметил момент, когда в предчувствии броска собаки борзятник уже осаживает разгоряченного коня, чтобы стремглав соскочить на землю и заколоть или сострунить серого.
В картине «Псовая охота» (1863) на первый взгляд трудно понять, что же хотел изобразить художник. Двое выжлятников и доезжачий показаны верхом с поднятыми в правой руке арапниками, рядом — англо-русские гончие.
Наверно, Сверчков сознательно избегал здесь введения конкретного зверя, давая шанс зрителю самому решить, о какой охоте идет речь. Знавшим о существовании пантомимных сигналов псовой охоты специалистам несложно было определить смысл этой композиции, означавшей травлю лисицы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
фоторепродукции картины "Псовая охота" (1863) у меня нет, поэтому поместил другую, которая близка по теме к выше названной
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
На другом полотне — «Затравили» — дана сцена окончания сборной охоты. Затравленный зверь уже принят от собак спешившимся борзятником, который держит его за уши и приготовил палку для сострунивания хищника. Его напарник подносит ему для этой цели веревку. К английскому седлу стоящего в стороне коня приторочен лисовин. Двое товарищей во весь опор спешат к месту действия.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
Опять-таки фоторепродукции картины "Затравили" у меня нет, поэтому поместил выше другую, которая близка по характеру к выше названной
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Николай Егорович дружил со многими знатными и состоятельными современниками. Совместное с ними участие в охотах в богатых раздольных угодьях давало ему неоценимый художественный материал. Он работал без устали по 10 —12 часов в день. Только в 1854 г. им было написано 50 картин маслом.
Отсутствие специального образования заметно сказывалось на его ранних произведениях, в которых видны преобладание рисунка над колоритом, определенная скупость красок, однообразие цвета и т. п.
Однако постепенно Сверчков избавляется от первоначальных недостатков и уже в 1850-е г проявляет себя как вполне тонкий колорист, в живописи которого исчезают локальность и сдержанность красок. Многие картины его наполнены лиризмом, светлым и радостным настроением, цветовая гамма их ласкова и нежна.
Рисунок художника с годами приобретает уверенность и легкость, а вместе с тем и динамическую выразительность, что особенно заметно в большинстве сюжетов, посвященных псовой охоте.
Николай Егорович близко сошелся с Н. А. Некрасовым и подолгу гостил в его ярославском имении Карабиха. Вместе ездили на крестьянские праздники, участвовали в литературных вечерах. Ну и, конечно, охотились.
Дружбе с "кающимся помещиком" обязаны несколько картин и рисунков к его произведениям: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок»...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
выше представленная фоторепродукция картины Н.Е.Сверчкова - в качестве отдыха от темы "Охоты"
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Последний тоже не терял время даром и гусиным пером прославлял любимое занятие:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
фрагмент из поэтического произведения «Псовая охота»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[699x441]
Приобщение Сверчкова к медвежьим охотам помогло ему в создании целого ряда живописных и графических работ на эту тему.
Очень динамично и экспрессивно представлены усилия лошадей и охотников в картине «Везут убитого медведя». Никакая пурга не остановит «победителей». Редкая удача удесятеряет их силы. Так же профессионально выполнена «Охота на медведя» (1885). Хорош и пейзаж: от запорошенного снегом хвойного леса, слабо освещенного вечерним закатным солнцем, веет величавым спокойствием русской зимы.
В аналогичном произведении «Облава» (1889) автор показал медвежью охоту, которую мог позволить себе только состоятельный барин: с привлечением многочисленных кричан и опытных загонщиков.
Как раз «Возвращение с медвежьей охоты» и покорило французского Императора Наполеона III, купившего представленную на Всемирной выставке в Париже в 1863 г. картину Сверчкова. Счастливый художник, о мастерстве которого с похвалой отзывались в парижских салонах, был ко всему прочему награжден орденом Почетного легиона. Позже на Всемирной выставке в Лондоне были куплены его 8 картин и 32 акварели.
Николай Егорович слыл добрым, отзывчивым и общительным человеком. Но далеко не все в его жизни было светло и радостно, были утраты, размоловки (об этом можно немного рассказать в последующих постах).
И все же Н. Е. Сверчкова не постигла судьба многих его соотечественников: С. С. Ворошилова, К. С. Высотского, В. Л Муравьева и многих других. Большая часть того, что он создал, сохранилась, украсив личные коллекции, многочисленные музеи и галереи необъятной России.
Завершить этот пост можно суждением корифея охотничьей живописи - Н. С. Самокиша, утверждавшего, что «Сверчков вписал свое имя в летопись русской культуры многими блестящими произведениями своего таланта, и его имя займет место наряду с самыми видными представителями нашего родного искусства». С тех пор прошел целый век, и время подтвердило, что он прав.
[699x436]
Продолжение о живописи и жизни Н.Е.Сверчкова ожидается