• Авторизация


Царская охота в России 20-12-2009 16:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения klassika Оригинальное сообщение

Царская охота в России

 

"...Охоту по справедливости должно почесть одним из главнейших занятий человека, - писал И.С.Тургенев. - Русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да где же и охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Мономах в завещании своем оставил нам описание своих битв с турами и медведями; достойный отец великого сына, один из мудрейших русских царей, Алексей Михайлович, страстно любил охоту". 

[500x422]

К.Лебедев. Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии царя Алексея Михайловича

 

Азарт охоты, поединок с сильным и хитрым лесным хищником, соревнование с другими охотниками в ловкости и количестве трофеев превращали охоту из промысла в развлечение и искусство.

Именно в третьей четверти XVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. Это был особый мир со своим церемониалом, призванный демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правительства и государства.

Иностранные послы, купцы и путешественники приходили в изумление при виде парадных выездов русских царей на охоту. Сохранилось описание одного из таких выездов в село Покровское в 1651 году, когда в Москве находились польско-литовские послы. Впереди всей процессии, вспоминает очевидец, двигался "постельный возок" в сопровождении постельничего и трехсот "младших" дворян. Они ехали по трое в ряд на аргамаках, жеребцах и конях "во всякой ратной сбруе". За ними следовали триста конных стрельцов по пять в ряд в парадном одеянии и с карабинами. За стрельцами двигались пятьсот рейтар с палашами и пистолями. Далее вели сорок заводных лошадей в богатой сбруе с позолоченными и серебряными цепями и седлами, покрытыми золочеными покровцами и ковриками. За ними шли запасные каретные лошади, а уже потом ехал сам царь в английской карете. Сопровождавшие его бояре, окольничьи, думские люди, стольники, стряпчие и дворяне следовали по три человека в ряд на "добрых" жеребцах, обряженных в красивую упряжь - узды "оправные" и цепи "поводные".

[400x534]

А.Рябушкин. Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче. 1898.

 

Для царской охоты парадное конское убранство изготавливали мастера Конюшенного приказа. В его создании участвовало несколько мастеров: седельники - делали седла, шорники - сбрую; кузнецы - ковали подковы и стремена, серебряных дел мастера - серебряные украшения.

Русские мастера были известны как искусные седельники. Они изготавливали седла - арчаки с невысокими луками и пристегнутой к остову подушкой, наполненной лебяжьим пухом. Удобные и легкие, они как нельзя лучше подходили для охоты. Седло не прилегало полностью к крупу коня, а опиралось на него лишь "известями" - выступающими досками, снизу оклеенными тисненой берестой. Арчак обтягивали бархатом вишневого цвета, крыльца и тебеньки расшивали серебряным шнуром. Луки седла оклеевали "ящером" - кожей осетровых рыб или морского ската.

Для снаряжения коня использовалась "узда самая легкая". Понятие "узда" включало несколько предметов, необходимых для того, чтобы запрячь коня и управлять им. На голову коня надевали собственно узду - оголовь с железными удилами и поводьями, к седлу спереди пристегивали паперсть - нагрудные ремни сбруи. Морду лошади украшала решма - изогнутая металлическая пластина с цепочками, декорированная чеканным растительным узором. В центре помещали изображение российского герба - двуглавого орла под короной.

[400x552]

Седло (арчак). Россия. Москва. Мастерские Конюшенного приказа. Вторая половина XVII века. Серебро, дерево, бархат, шнур, галун, шелк, ящер; золочение, ткачество, резьба, шитье

 

Мастера Конюшенного приказа превращали каждую деталь узды в неповторимое произведение искусства.

Важнейшую часть парадного конского убранства составляли попоны. Одни из них закрывали грудь и круп коня, другие - подкладывались под седло, третьи - набрасывались на него сверху. На одной лошади могло быть несколько видов попон одновременно. Их шили из разнообразных тканей, украшали камнями и жемчугом, декоративным шитьем.

 

[229x300]

[359x450]

Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля

 

Убор "выводного" коня дополняли подшейной кистью из серебряных или шелковых нитей, чеканными, золочеными наколенниками и серебряными "гремячими" цепями, которые при малейшем движении лошади издавали мелодичный серебряный звон. Коней вели под уздцы именитые дворяне в парадном платье. Традиции парадных охот существовали и в последующие столетия, но именно XVII век привнес сугубо русский колорит в это красочное действие.

 (198x149, 28Kb)

[355x500]

Кожа, тесьма, серебро, золото, рубины, изумруды, бирюза, нефрит

 

[500x508]

В.Серов. Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова на псовую охоту.

 

Сама царская охота - соколиная, псовая и медвежья - отличалась разнообразием церемониала и подчинялась своим правилам и традициям.

Соколиная охота существовала на Руси еще в глубокой древности. Но периодом ее расцвета стало правление царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра I, который был страстным поклонником соколиной охоты. То была истинная страсть, отмеченная печатью постоянства и даже вдохновения. В охоте царь находил радость и сердечную отраду.

По приказу царя ежегодно в столицу привозили более двухсот ловчих птиц: соколов, кречетов, балобанов, сапсанов, копчиков, ястребов. В большой цене были белые кречеты. Они ценились за свою необычную окраску. Места отлова кречетов находились под охраной, и добывать их могли только профессиональные ловцы - "помытчики", имевшие разрешение от государя.

 

[300x637]

Сапсан

[400x493]

Парадные рукавицы сокольника. XVII век

 

 

[455x600]

Г.Х.Гроот Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. Вторая половина XVIII века

 

Соколиную охоту царя Алексея Михайловича обслуживали сто сокольников, которые круглый год, днем и ночью, находились при ловчих птицах в дворцовых селах - Коломенском, Сокольниках и Покровском. Современники оставили восторженные описания деревянных дворцов царя Алексея Михайловича в Коломенском и Измайлове и его кречатен, по словам члена датского посольства Я. Стрейса, "весьма изящно построенных из дерева", с "весьма красивыми помещениями, украшенными чудными обоями и бархатом". Впрочем, для постороннего все, что происходило на кречатне, было покрыто глубокой тайной. Так, в 1673 году один из членов австрийского посольства тщетно добивался разрешения увидеть хоть одного царского кречета и срисовать его. Лишь через полгода такое разрешение было получено в виде особой царской милости. Известен единственный случай, когда на царскую кречатню был принят иноземец, живший в Москве. Это было наградой за то, что ему удалось вылечить двух царских соколов.

 

В XVII веке соколиной охотой русских государей занимался Тайный приказ. Руководитель соколиной охоты - сокольничий - был доверенным лицом московского государя. Зачисление на государеву службу было большой привилегией, оно производилось по присяге, чины царской охоты получали корм с царского стола, ежегодное денежное жалованье и платье.

[400x433]

И.Ф.Гроот. Коршун и цапля. Первая половина XVIII века

 

Церемониал посвящения в чин сокольничего был разработан самим царем и подробно изложен в трактате "Книга глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути". Вся церемония предполагала особое "уготовление", которое символизировало этапы "красной охоты". В передней избе к приходу государя стелился "ковер диковатой" (серо-голубого цвета), на который клалась подушка, набитая пухом диких уток. Напротив подушки ставились четыре нарядных стула для четырех лучших, первостатейных птиц - соколов и кречетов. Между стульями клалось крытое попоной сено, где наряжали новопоставленного в чин. Сено и попона - символы коня: нет сокольничего без птицы, но нет настоящей птичьей охоты и без коня. Все это вместе названо "местом". И люди, и птицы, расставленные по месту, все должны быть в лучших платьях и в "большом наряде". Сам нововыборный должен стоять одетым "в государево жалованье" - это новый суконный кафтан с золотыми и серебряными нашивками, в "ферезее" и шапке, обязательно надетой "искривя". Далее следует процедура пришествия царя и приветствия начальных сокольников и рядовых. Затем наступало время "объявлять образец и чин". Процедура открывалась "наряжанием" птиц. То было не повседневное надевание на птиц обнасцов, колокольцев, клобучков, а настоящее священнодействие, исполненное глубокого символического смысла. Неслучайно это действо открывается фразой подсокольничего: "Начальные, время наряду и час красоте". Посвящаемому в чин вручают руковицу, которую он должен "вздевать тихо и стройно". Надевши же, "пооправяся" и перекрестясь, он берет сокола. "Урядник" требует сделать это не просто так, а "премудровато", то есть умело, и "образсцовато". Далее подсокольничий должен был подступать к государю. Здесь "урядник" требовал идти "благочинно, смирно, урядно"; остановиться "поодоле" от царя надо было "человечно, тихо, бережно, весело", птицу при этом надо держать "честно (достойно), явно, опасно (осторожно), стройно, подправительно (исправно, по образцу), подъявительно (напоказ)". Сам обряд демонстрировал всем красоту, честь и меру.

 

Самой красивой из соколиных охот считалась охота с кречетом. Атакующий кречет на высокой скорости сильно бьет жертву когтями, быстро набирает высоту и при необходимости повторяет атаку - "ставку". Хорошо обученные кречеты упорно преследовали добычу на расстояние до 6 верст и делали до 70 ставок. Добычей кречета были гуси, лебеди, утки, тетерева, коршуны, цапли, журавли, вороны и даже орлы.

Сокол-балобан и сокол-сапсан также были излюбленными ловчими птицами царских охот. Они способны были успешно ловить не только пернатую дичь, но и зайцев. Чеглок и дербник использовались для ловли мелких птиц, а также в качестве "дамских" соколов при парадных выездах. Универсальными охотниками считались ястребы, способные ловить самую разную добычу. При царском дворе особенно ценились ястребы белой окраски.

Царь охотился с кречетами почти ежедневно, а то и два раза в день: "после раннего кушанья" или "до и после столового кушанья", т.е. после полудня. Излюбленными местами охоты с соколами были села Покровское, Измайловское, Семеновское, Коломенское, Кунцево, Сокольники, Преображенское, Ростокино.

 
[500x284]

А.Рябушкин. Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле. Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898

 

В соколиных охотах участвовали члены царской семьи и приглашенные иностранные послы. Церемониал выезда на охоту отличался особой торжественностью. Впереди шли выводные лошади, снаряженные роскошными седлами и попонами, в драгоценной сбруе. Их вели на поводу служители Конюшенного приказа. Воины, кареты, всадники, охотники, конюхи, сотни служителей разных специальностей и, наконец, большой обоз со всем необходимым для охоты и праздничного пира - медленно двигались к месту охоты, где все было заранее подготовлено для царской забавы. Там уже были разбиты походные шатры, о которых Самуил Коллинз - англичанин, врач на службе царя Алексея Михайловича - писал, что ему никогда не приходилось видеть ничего более величественного. Шатры самого царя, царицы, их детей составляли круг, в центре которого устанавливалась походная церковь. Впереди на ружейный выстрел от шатров выставлялась стража, не подпускавшая посторонних к месту потехи.

Приглашенные любовались прекрасным зрелищем птичьей охоты. По сигналу царя громкие звуки охотничьих рожков и маленьких литавр - "тулумбасов" - вспугивали с поверхности озера уток и другую дичь. Соколы один за другим взмывали в небо с руки сокольника, защищенной перчаткой, и камнем падали вниз, поражая добычу. Охотникам доставляла наслаждение красота полета сокола, его высота и стремительность. Ловчих птиц приучали прилетать на зов. Если же сокол скрывался вместе с добычей, охотники, оседлав коней, бросались на поиски и находили его по звону серебряных колокольчиков, подвешенных к хвосту птицы.

Все принадлежности соколиной охоты - оружие (луки и стрелы), небольшие барабаны и "вабила" (приспособления для призывания ловчих птиц), суконные цветные кафтаны ( обычно красные) с золотой или серебряной нашивкой, желтые сафьяновые сапоги и рукавицы сокольников - изготавливались в Кремлевских мастерских, а наряды ловчих птиц - в Царицыной мастерской палате.

[223x300]

 

После охоты царю подносили самого удалого сокола. Тот любовался молодцом и ласкал его. Охота по традиции заканчивалась пиром. Царь в своем походном шатре угощал всех участников охоты водкой, медом, пряниками, астраханским виноградом и вишневым вареньем. Напитки подавали в серебряных чарках, кубках, братинах и ковшах.

В царствование Алексея Михаиловича охота приобрела заметное политическое значение, так как способствовала налаживанию контактов с соседними странами. Соколы и кречеты преподносились в качестве дипломатических подарков и являлись социально-знаковыми символами. Обмен охотничьими трофеями между представителями государственной и политической элиты России и других стран содействовал развитию добрососедских отношений. Эти дары напоминали об услугах и благодеяниях уже совершенных и выражали надежду дарителей на такие же отношения в будущем.

[400x555]

К.Лебедев. Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту из Спасских ворот Кремля

 

Охотничьи традиции Алексея Михайловича продолжили российские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II. Для Елизаветы Петровны охота с ловчими птицами также была сильной страстью. Она завела в Царском Селе собственную соколиную охоту. Во время охоты императрица в мужском платье выезжала верхом к Путевому дворцу на Пулковскую гору. Поэтому дорога, идущая среди полей к этому дворцу, до недавнего времени сохраняла свое старое название - "соколиная дорога".

[698x375]

В.А.Серов 

Екатерина Вторая на соколиной охоте. 1902

 

[500x319]

А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя в сопровождении свиты в петергофском Зверинце.

[400x535]

Г.Х.Гроот. Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743

 

Екатерина II предпочитала охоту с дербниками, которых специально обучали для этой потехи. Судя по записям в камер-фурьерских журналах, один-два раза в неделю она отправлялась на прогулку в экипаже - карете или одноколке - в сопровождении сокольников и любовалась полетом сокола, поражающего добычу. Иногда она выезжала на охоту верхом, в охотничьем кафтане или мундире одного из гвардейских полков.

Последние охоты с ловчими птицами состоялись в период коронационных торжеств Александра II. Тогда по случаю знаменательного события из Оренбургской губернии в Москву были привезены беркуты для травли волков и лисиц.

[500x328]

М.Зичи. Семья Александра II на псовой охоте. 1866

 

 


 

А вот Петр I, по его собственному признанию, охоты не любил. "Это не моя забава, - говорил он. - И без зверей у меня есть с кем сражаться: вне отечества с дерзким неприятелем, а внутри укрощать моих грубых и неугомонных подданных" . Однако и ему в разные годы приходилось охотиться на оленей, лосей, кабанов, зайцев. Монарха обязывал к этому придворный церемониал.

 

[500x310]

И.Е.Репин Петр Великий на охоте

 

Преобразования Петра I изменили традиционный строй русской жизни. Активное восприятие западноевропейской культуры, формирование новой политической элиты, изменение форм придворной жизни, перенос столицы в Петербург постепенно сказались на формах императорской охоты и ее организации. Императорская охота в России стала развиваться в общих традициях европейской придворной охоты.

Охота в обеих столицах - Москве и Петербурге - перешла в подчинение новых придворных охотничьих ведомств - Обер-егермейстерской канцелярии и Придворной Конюшенной конторы. Первая, в частности, отвечала за изготовление ружей для императорской охоты. Они изготовлялись на Сестрорецком и Тульском заводах, Петербургском оружейном дворе и в других оружейных центрах России. Появились новые охотничьи должности: егермейстер, обер-егермейстер, обер-егерь, яхт-юнкер, парфорс-егерь и пикер. Многочисленный штат пеших и конных егерей, музыкантов, прислуги разных наименований был занят в "парфорсной" охоте, особенно увлекавшей правителей того времени. Заманчивую особенность этого вида охоты составляли бешеные скачки с препятствиями по неизвестной местности, что впоследствии превратило ее в опасный и захватывающий спорт.

Среди российских правителей XVIII столетия самым страстным поклонником псовой охоты был Петр II.

[400x506]

Г.Молчанов. Портрет Петра II. Первая треть XVIII века

 

Воцарившийся на русском престоле в одиннадцать с половиной лет император отличался ранним физическим развитием и телесной крепостью. "Он очень высокий и крупный для своего возраста. У него белая кожа, но он очень загорел на охоте; черты лица его хороши, но взгляд тяжел, и, хотя император юн и красив, в нем нет ничего привлекательного или приятного", - писала о Петре II леди Рондо, супруга английского посла. Переехав для обряда коронации в Москву, все время он посвящал охотничьим забавам. "Царь не терпит ни моря, ни кораблей, а страстно любит псовую охоту. Здесь, в Петербурге, негде охотиться, но в Москве очень можно, поэтому никто не сомневается, что приехав туда один раз, он едва ли возвратится сюда..." - доносил своему правительству испанский посол. Большую часть времени царь проводил в своем любимом селе Измайлово, под Москвой, где для него устраивались охоты с собаками.

Самыми ценными подарками для императора были собаки и ружья. Зная о пристрастии Петра II к охоте, испанский посол при русском дворе герцог де Лирия преподнес ему ружье работы известного испанского мастера Диего Искюбеля. В знак благодарности император пригласил посла на обед, что по тем временам считалось большой честью, и подарил ему охотничьи трофеи - застреленных оленя и кабана.

[500x124]

Ружье охотничье с кремневым замком. Тула. Мастер Иван Лялин. 1790-е годы. Сталь, кость; гравировка

 

[500x213]

Пистолеты седельные. Голландия, Утрехт. Около 1650 года. Мастер Ян Кел. Сталь, серебро, дерево; гравировка, литье, инкрустация

 

Петр II умер в ранней молодости, когда ему не было и пятнадцати. Он не успел оставить заметного следа в политической и государственной истории России. Но именно ко времени его короткого царствования относится оформление императорской охоты XVIII столетия, с характерным для нее явным преобладанием псовой охоты над охотой с ловчими птицами.

Для Анны Иоанновны охота также была сильной страстью. Став российской императрицей, она устроила в Царском Селе все необходимое для охоты. При ней в парках, разбитых вокруг дворцов, были устроены вольеры, менажи, зверинцы, в которых содержались зайцы, тетерева, олени, кабаны и косули. Ухаживали за ними специально привезенные для этого люди северных народностей - лопари и самоеды, которые хорошо знали повадки животных.

[500x289]

И.Я.Меттенлейтер. Зверинец в Гатчинском парке. 1792

 

[500x368]

П.Ф.Лоран. Усадьба Кусково. Беседка в Зверинце. 1770-е годы

 

По свидетельствам современников, императрице была свойственна страсть к стрельбе в цель. Во всех углах дворца у Анны Иоанновны под рукой были заряженные ружья. В любой момент она могла палить из окон в пролетающих птиц. Для этой забавы при дворе содержали огромное количество птиц (соловьев, зябликов, овсянок, снегирей, канареек, чижей и коноплянок). По приказу императрицы их выпускали на свободу, начиналась стрельба, комнаты наполнялись дымом и запахом пороха. Придворные дамы пугались пальбы и треска, но Анна Иоанновна заставляла и их следовать ее примеру.

 

[400x437]

И.Ф.Гроот. Собака с зайцем в зубах. Первая половина XVIII века

 

Оружие для императорской охоты закупалось в лучших центрах Западной Европы. В 1736 году по личному распоряжению императрицы Анны Иоанновны шесть французских ружей были выписаны лично для нее из Парижа.

Анна Иоанновна страстно любила и псовую охоту. В XVIII столетии на парфорсную охоту выезжали верхом или в особых экипажах - яхт-вагенах. Охотники устраивали облаву на диких коз, кабанов, оленей, лосей, зайцев, а придворные во главе с императрицей стреляли и травили их собаками. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" за 1740 год извещала читателей об охоте императрицы Анны Иоанновны: "С 10 июля по 26 августа ее величество, для особливого своего удовольствия как парфорс-яхтою, так и собственноручно... застрелить изволила: 9 оленей (с 24, 18 и 14 отростками на рогах), 16 диких коз, 4 кабана, 1 волка, 374 зайца, 68 диких уток и 16 больших морских птиц".

После восшествия на престол Елизавета Петровна свою любимую забаву в Царском Селе возвела в ранг официальной государственной церемонии: на охоты приглашались иностранные послы и гости. Обер-егермейстером был назначен Алексей Разумовский, который устраивал великолепные выезды. Государыня выезжала обычно в мужском платье. Ее окружала пышная свита кавалеров и дам, одетых чрезвычайно роскошно. В Царском Селе, в центре зверинца назначался сборный пункт, где разбивались богато украшенные палатки. Императрица довела до невероятного великолепия обстановку выездов, наряды охотников и сам ритуал проведения охот. О том, насколько пышны и великолепны были царские охоты в то время, дает представление сохранившееся описание одной из них, состоявшейся в окрестностях Царского Села в 1751 году. В охоте,- писал один из очевидцев,- "участвовало более 30 знатнейших особ обоего пола, одетых в одинаковое платье, в бирюзового цвета черкески и в алые кафтаны, обшитые золотом и галунами". Охота началась в двенадцатом и кончилась в шестом часу вечера. При прибытии императрицы Елизаветы на сборное место там уже находилось до семидесяти егерей в черкесском платье, в алых суконных кафтанах и в длинных камзолах с золотыми позументами; при них было более трехсот гончих и борзых собак. Охота началась по звуку призывных рогов. Великолепие этого охотничьего праздника усиливалось еще более участием богато одетых слуг и придворных лакеев. Лошади всадников блестели драгоценной сбруей. По возвращении с охоты участникам был предложен роскошный обед в великолепной палатке. Во время застолья играла музыка. Императрица возвратилась в Петербург с этого праздника только в три часа ночи.

По приказу Елизаветы Петровны в Царском Селе в центре зверинца по проекту Ф.Б. Растрелли был построен охотничий павильон "Монбижу". Это был прелестный павильон в два этажа, с куполом в центре, с четырьмя боковыми корпусами. Легкая, элегантная, яркая постройка заключала средний зал с 16 колоннами. Между крыльцами и по карнизам здание украшали белоснежные алебастровые статуи, чередующиеся с вазами и цветочными корзинами. Крыша и купол были окружены деревянной балюстрадой и позолоченной резьбой. Самое пышное убранство имели покои, увешанные картинами, покрывавшими все стены зала наподобие шпалер.

Управляющий работами 15 декабря 1748 года получил указ от императрицы о том, что "яхт-камера" (охотничий зал) будет украшена картинами, исполненными немецким художником Иоганном Фридрихом Гроотом. Мастер написал 43 картины "всякого звания и всех родов птиц и зверей", которые были развешаны в простенках центрального зала. Гроот также разместил живописные композиции в куполе, на парусах и плафоне. Охотничьи сцены вошли составной частью в пышный архитектурно-декоративный ансамбль и вызывали большой интерес у гостей резиденции.

Оформление Гроотом охотничьего павильона было событием совершенно новым для художественной жизни России. Его картины воспроизводились в гравюрах и шпалерах, у него было много учеников и последователей. Серия охотничьих картин в павильоне "Монбижу" стала уникальным явлением в развитии анималистического жанра России.

[300x350]

И.Ф. Гроот. Сокол и голубь

[350x316]

И.Ф. Гроот. Сокол, сидящий на суку дерева

[290x350]

И.Ф. Гроот. Убитый кабан

 

Молодая Екатерина не менее императрицы Елизаветы Петровны увлекалась охотой, о чем оставила любопытные воспоминания. Лето и осень 1747 года "малый двор" проводил в Ораниенбауме, а Петр Федорович, как правило, в других резиденциях отдельно от своей юной супруги. "Как только он там очутился, - вспоминала Екатерина, - все стало военным; он с кавалерами весь день проводил в карауле или в других военных упражнениях. Я покорилась своей участи: весь день с ружьем на плечах я охотилась". В другом месте "Записок" дано более подробное описание: "Вот образ жизни, который я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились - он, я, легавая собака и рыбак, который нас вез - в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумского канала, который на две версты уходит в море".

 

С годами из непосредственной участницы она превратилась в заинтересованную зрительницу пышных придворных охот. В годы ее правления императорская охота стала еще больше, чем во времена Елизаветы Петровны, напоминать театрализованное празднество, которое отнюдь не ограничивалось собственно охотой на зверя. В один из приездов в Москву Екатерина II навестила шталмейстера Льва Александровича Нарышкина в селе Знаменском под Москвой, на берегу Москвы-реки: во время обеда при каждом тосте стреляли из пушек; играл духовой оркестр из кларнетов и валторн, а в разных местах сада придворные егеря играли на охотничьих рогах. После обеда императрица вышла на крыльцо и любовалась на псовую охоту на оленей и зайцев, на поле за Москвой-рекой. В это время напротив дома Нарышкина крестьяне плавали на лодках под флагами, а в роще за рекой крестьянки водили хороводы с песнями. После прогулки Екатерина II отбыла в Москву при пушечной пальбе и колокольном звоне.

Однако и старые формы царской охоты еще не были забыты. Следуя традициям московских государей, в XVIII столетии императрицы часто совмещали охоту с богомольными поездками в Троице-Сергиев и другие знаменитые древние монастыри.

Среди российских правителей XIX столетия были также страстные охотники. Александр II и Александр III оказались поклонниками больших зверовых охот на медведей, лосей, зубров, Николай II запомнился современникам как любитель ружейной охоты.

[272x420]

Александр II

[314x420]

Александр III 

 

О том, что охота составляла неотъемлемую часть досуга императора Александра II, свидетельствуют многочисленные документы - записные книжки, камер-фурьерские журналы, мемуары современников. Страсть к этой забаве пробудилась у Александра II весьма рано. По свидетельству его воспитателя К.К. Мердера, наследник-цесаревич уже в возрасте десяти лет неплохо владел техникой ружейной стрельбы. С тринадцати лет великий князь Алексей Николаевич охотился на уток и зайцев, в четырнадцать он впервые принял участие в охоте на волков. Страсть к охоте у цесаревича была столь велика, что порой он отдавал ей предпочтение перед учебой.

Это увлечение наследника естественным образом переросло в особые охотничьи сезоны императора, начало которым положили коронационные торжества Александра II.

 

Императорская охота представляла собой хорошо продуманный ритуал. Помимо обычных приготовлений вырабатывался подробный план действий, составлялся список участников охоты, а по ее завершении - подробный отчет о результатах охоты каждого участника и сводные данные. Выбор места самой охоты зависел от общего количества дичи в угодье и конкретного участка обнаружения и обложения зверя. В программе, помимо намечаемых для охоты кварталов, указывались схемы передвижения людей, время и место стоянок экипажей и т.д. Обычно в императорской охоте принимали участие государь, великие князья, свитские генералы, высокие иностранные гости, представители дипломатического корпуса, великие князья Николай Николаевич, Михаил Николаевич, Владимир Александрович и герцог Георгий Мекленбург-Стрелицкий - муж великой княгини Екатерины Михайловны. Среди иностранных гостей мы находим имена австрийского императора Франца Иосифа, великого герцога Карла Саксен-Веймарского, страстного охотника и коллекционера оружия принца Карла Фридриха Александра Прусского, третьего сына Фридриха Вильгельма III; принца Августа (Фридриха Эбенгарта) Вюртембергского, курфюрста Фридриха Вильгельма I Гессен-Кассельского, испанского посланника герцога де Осуна, германского посла Швейница, прусского посланника принца Рейсса, французского посла Морни, австрийского военного агента барона Бехтольсгейма, сардинского генерала графа Долгрони, других высокопоставленных лиц.

[392x510]

Великий Князь Николай Николаевич конец 1870-х

[405x602]

Великий князь Владимир Александрович

[300x480]

Великий князь Михаил Николаевич

 (160x200, 7Kb)

Фридрих Вильгельм, принц Гессен-Кассельский

[662x699]

Фридрих Карл Александр, принц Прусский

[326x400]

Император Франц Иосиф австрийский

[366x698]

Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий

 (98x125, 13Kb)

великий герцог Саксен-Веймарский

 

Перед началом охоты обычно устраивался завтрак в лесу. По воспоминаниям очевидца, "утром рано кухня с метрдотелем и камер-фурьером отправлялась на место охоты; выбирали недалеко от зверя, хотя бы и в глуши леса, по возможности открытое место; порасчистят несколько снег, приготовят стол, здесь же в сторонке разведут плиту, и завтрак готов. Государь подходит к столу, делая рукою жест, приглашающий к завтраку; все подходят, окружают стол и завтракают стоя; стульев не полагалось. Великолепная картина! Государь и вся свита одеты одинаково; только посреди этой группы вы видите рослую и величественную фигуру Государя".

Охота, как правило, завершалась торжественным обедом. Вся добыча свозилась ко дворцу и укладывалась в определенном порядке. Первый ряд занимали трофеи, добытые императором, затем - прочих участников охоты. К этому времени составлялись списки добытой крупной дичи, часть которой передавалась участникам охоты, другая - в собственность анатомических музеев Академии наук, Академии художеств и университетов.

Как и у каждого охотника, у Александра II были свои любимые виды охоты. Он любил ружейную охоту на оленей, лисиц, зайцев, тетеревиные тока и тягу вальдшнепов, но особенно его привлекали большие зверовые охоты на медведей, лосей, зубров. Именно при Александре II медвежья охота вошла в моду высочайшего двора. Охота на медведя проводилась по определенному сценарию.

[316x300]

Выезд на охоту. Иллюстрация А. Бенуа

[500x260]

М.Зичи. Александр II целится в медведя. 1869

 

Как только егермейстерская контора получала известие от крестьян о найденном медведе, она сразу же направляла на место опытного егеря, чтобы он караулил зверя до Высочайшей охоты. Ко дню охоты из соседних деревень нанимали крестьян-загонщиков, которые поступали в распоряжение служителей императорской охоты. Участникам охоты раздавались номера их мест, на которых они должны были находиться, не меняя своей дислокации. Егеря были вооружены охотничьими ножами, рогатинами и охотничьими ружьями, которые для облавы заряжались холостыми зарядами. Когда начиналась охота, егеря умелыми действиями выставляли обложенного медведя на номер государя.

Охота на медведя всегда представляла собой большую опасность. Так, во время охотничьего сезона 1872 года произошел несчастный случай. Охота проходила в Малой Вишере. Раненый медведь бросился на Александра II, и только меткость унтер-егермейстера И.В. Иванова и расторопность рогатчика спасли жизнь императору. Позднее Иванов был награжден специально отчеканенной золотой медалью на Владимирской ленте с надписью "Благодарю", а рогатчик - медалью "За спасение".

Для императорских охот существовали специальные угодья с охотничьими дворцами, зверинцами и целым штатом придворных егерей.

Среди многочисленных царских охотничьих угодий Беловежская пуща являлась особо ценным заказником. На ее территории обитали зубры, лоси, косули, кабаны, зайцы, волки, лисицы, куницы, рыси, а из птиц - глухари, тетерева, рябчики, бекасы, журавли, цапли, совы. Осенью 1860 года Александр II положил начало высочайшей охоте в Беловежской пуще. Выбор места был не случаен. Охоту приурочили к важным дипломатическим переговорам между Россией, Пруссией и Австрией. Поэтому и участвовали в ней вместе с Александром II высшие представители государственной элиты немецких государств.

 

В ночь с 5 на 6 октября 1860 года Александр II с герцогом Саксен-Веймарским прибыли в Беловеж. Там их уже ожидали приглашенные на охоту принцы Карл и Альберт Прусские, Август Вюртембергский и Фридрих Гессен-Кассельский со свитой. В честь высоких гостей устроили фейерверк, и затем всех коронованных особ разместили в охотничьем дворце императора.

Охота началась утром следующего дня, но ей предшествовала долгая и тщательная подготовка. В течение нескольких дней до начала охоты две тысячи загонщиков устраивали в заповеднике облавы на зубров, лосей, серн, кабанов, лисиц, волков, барсуков, зайцев и загоняли их в зверинец. На его же территории построили для охотников 12 крытых галерей - штандов, замаскированных ветвями. Первый штанд предназначался для Александра II, следующие пять - для австро-германских принцев, остальные - для свиты императора. Для публики у стен зверинца был устроен амфитеатр.

 

На рассвете 6 октября все действующие лица заняли свои места в крытых галереях и амфитеатре - согласно табели о рангах и отведенной им роли. По сигналу императора загонщики погнали зверей к стрелковой линии, а после ружейного выстрела лесничие спустили гончих. Охота, продолжавшаяся до четырех часов пополудни, оказалась удачной: было убито 44 зверя, в том числе 16 зубров и 4 кабана, из них охотничьими трофеями императора стали 4 зубра и один кабан. Вечером того же дня Александр II устроил в честь высоких гостей обед в сопровождении оркестра Великолуцкого пехотного полка. 7 октября охота продолжалась до двух часов: было убито 52 зверя, добычей императора стали 6 зубров.

Александр II был удовлетворен организацией и результатами охоты, которая обошлась казне в 18 тысяч рублей серебром. Местные чины управления государственных имуществ были представлены императору и награждены бриллиантовыми перстнями, некоторые из объездчиков - золотыми часами, крестьянам выдали денежные премии.

Шкуры животных, убитых принцами, были переданы в их собственность. Несколько зубров, подстреленных на охоте, стали экспонатами университетских музеев (в частности, музея Фрейбургского университета в великом герцогстве Баденском).

[335x226]

Арсенальный зал Гатчинского дворца

 

В память об охоте Александр II и принц Карл Прусский обменялись подарочными кубками и все участники охоты расписались в альбоме почетных гостей.

Увлеченность большими зверовыми охотами передалась и Александру III. По воспоминаниям графа Сергея Дмитриевича Шереметева, человека осведомленного, близкого и преданного императору, "государь был в душе охотник и хороший стрелок". Излюбленным местом охоты Александра III стали окрестности Гатчины, которую он избрал местом своего постоянного проживания. Здесь царская семья и обычно сопровождавшие ее великие князья участвовали в веселых пикниках на лоне природы, в загонных охотах или прогулках по лесу с ружьем. В этих местах охотились на волков, оленей, ланей, лисиц, зайцев. Из птицы чаще били тетеревов, фазанов, глухарей, реже - уток

Группа егерей Императорской охоты в Беловежской. [700x472]

[335x232]

Император Александр III и императрица Мария Федоровна

[300x472]

Собственноручная записка Александра III егермейстеру Г.А.Черткову о времени проведения охоты на медведей со списком приглашенных лиц. 15 марта 1883 

 

Но государь не упускал случая поохотиться и на крупного зверя. "...Их Величества намереваются ехать на медвежью охоту на будущей недели в среду, - сообщал великий князь Владимир Александрович начальнику императорской охоты Г.А.Черткову. - Выезд из Гатчины на 10 ч. утра. Полагаю, что кроме И

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руcи». Том I После нескольких авторитетных решений, публиковавшихся в конце XIX – начале XX вв. в русской периодической печати в связи с выходом в свет четырехтомной истории великокняжеских, царских и императорских охот на Руси, на долгое время она остается вне поля зрения искусствоведов. Интерес к этой работе начал понемногу проявляться в последние годы. Роскошные книги Н. И. Кутепова стали экспонироваться на выставках, состоялось их переиздание, наконец, референт АО «Охотничьи просторы» О. А. Егоров сделал сообщение «Царская охота генерала Н. И. Кутепова», приуроченное к 80-летию музеефикации императорских дворцов. Но он рассмотрел лишь историю создания кутеповских изданий и ознакомление с личностью их автора. Мы поставили своей главной целью изучение иллюстративно-оформительского ряда кутеповских книг, в создании которого принимали участие такие выдающиеся художники, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. и В. Васнецовы, А. П. Рябушкин, А. Н. Степанов, В. А. Серов, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере. Большинство исполненных для издания Кутепова работ никогда не воспроизводилось, оставаясь белыми пятнами в творческой биографии их авторов и в истории русского искусства. Публикуемый очерк – первая часть исследования, охватывающего все издание в целом. Для полноты картины в силу малой изученности материала статью сопровождают краткие сведения об основных особенностях сочинений Кутепова, истории их издания и о самом авторе. Как-то, в конце своего царствования Александр III поручил полковнику Н. И. Кутепову [1] написать обзор придворных охот во всей полноте их исторического охвата, т. е. от X до начала XX вв. включительно. На первый взгляд, подобный выбор императора мог показаться более чем странным – Кутепов не был ни историком, ни писателем. Но Александр III не ошибся. К придворным охотам Кутепов имел непосредственное отношение, заведуя их хозяйственной частью. Кроме того, Государь был уверен в его природной сметливости, без-укоризненной репутации, образцовом трудолюбии и добросовестности, а также в беззаветной ему преданности, которую Кутепов сохранил до конца дней своих. Все четыре тома истории придворных охот открывает одно и то же посвящение: «Блаженной и вечной памяти Государя Александра III благоговейно посвящается сей труд, по его Царственному желанию начатый, по его мысли исполненный». После своей отставки и вступления в должность заведующего хозяйственной частью придворных охот Кутепов обосновался в Гатчине, в Егерской слободе, куда она переместилась в 1850 г., продолжая числиться в ведомости Импера-торского Двора. К работе над своим высоким поручением Кутепов, по его словам, приступил в 1891 г., будучи еще сравнительно молодым – сорокалетним. С самого начала и до завершения своих, как он их называл, очерков-манускриптов автор трудился с отменным усердием. «Думается, – сообщал он в одном из писем, – что честно отнесся к принятой задаче, труда было поло-жено немало, то, о чем я говорю, мне так дорого, новизна его так ощущается» [2]. Читая историю придворных охот, трудно предположить, что она написана не профессионалом – столь логичен и упорядочен текст. Быть может, не всегда строгий отбор фактических сведений, особенно перегруженные примечания, выдает недостаток профессионального опыта. Однако Кутепова выручает четкость поставленной задачи: - осознание придворных охот на Руси как части отечественной истории и верное представление об их эволюции; - обширный исторический материал, которым пользовался автор; - его постоянная забота о духе подлинности в изложении; - опора на знатоков русской истории и старины [3]. Отметим также, что Кутепов логично поделил свои очерки поглавно в полном соответствии с количеством исторических материалов и тем местом, которое занимают в них придворные охоты. В 1894 г. Кутепов смог подвести первый итог своей работы: был выпушен 1-й том очерков, поначалу только в 10 экземплярах, по словам автора, «специаль-но для товарищей, людей хороших – пока совершенно келейно, так как его Величество его еще не знал» [4]. Затем, уже с Высочайшего одобрения, в типографии Главного Управления Уделов 1-й том был отпечатан тоже скром-ным, но уже большим тиражом в 35 экземпляров. Усердно продолжает свой труд Кутепов и после кончины своего патрона. В той же типографии были опубликованы: 2-й том - в 1895 г., 3-й - в 1900 г., 4-й - в 1905 г. Убедившись в полезности своих «манускриптов» и продолжая работать над ними, Кутепов готовит их второе издание, уже иллюстрированное, и не в одном, а в двух вариантах. Внешний вид первого (основного) был побогаче: кожаный переплет с серебряными углами, коленкоровая суперобложка, картонный футляр. Второе издание было более скромным – полукожаный переплет без серебряных углов. Художественное оснащение первого издания было разнообразным: фрагменты из древнерусских документов, старинные гравюры отечественных и иностранных мастеров, старинные портреты высокопоставленных лиц, причастных к охоте, и, наконец, иллюстрации современ-ных художников. Печаталось это издание на прекрасной бумаге в престижной типографии – Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг – значительно большим тиражом (1-й том – 400 экз., остальные – по 500 экз.). Качество нового издания определялось также опытностью и мастерством главного техника по художе-ственно-графической части Густава Игнатьевича Франка. Публикация первого тома новой истории «Охот» состоялась в 1896 г., второго – в 1898 г., третьего – в 1902 г. К четвертому тому, несмотря на трудности, связанные с событиями первой русской революции, Кутепов в 1907 г. загото-вил иллюстрации, но это был последний год жизни автора, и издание завершила его жена в 1912 г. [5]. Как же был иллюстративно оснащен первый том? Сразу же скажем: он отличался от остальных трех томов, изобиловавших иллюстрациями современных художников. Акцент здесь ставился на ретроспективном историко-художественном материале. Так, в нем воспроизводилось изображение Московии при великом князе Василии III, ее географическая карта, изданная при нем же. Страницы первого тома пестрели фрагментами старинных документов и рисунками с древних реликвий, в частности, со знаменитого рога, найденного на Черной могиле, драгоценного меча, обнаруженного при раскопках княжеского двора в Киеве, подлинной рогатины великого князя Бориса Александровича Тверского (1425 г.) Наконец, там были помещены рисунки сцен охот и охотников XI в., счастливо сохранившиеся в северной башне Софийского со-бора в Киеве. Здесь же Кутепов разместил ряд портретов великих князей-охотников, извлеченных из известного «Титулярника» царя Алексея Михайловича [6]. Кроме того, был воспроизведен исторический рисунок все еще популярного тогда В. Г. Шварца «Царь Иван Васильевич Грозный на соколиной охоте». Что же касается современных автору мастеров, то Кутепов привлекает к изданию первого тома всего лишь двух из них, и в том числе В. М. Васнецо-ва, разумеется, благодаря его непререкаемому художественному авторитету. Ему принадлежит иллюстрация «Владимир Мономах на отдыхе после охоты» [7]. Чем же руководствовался Васнецов в выборе этого сюжета? Впрочем, не он один, но и другие художники-иллюстраторы кутеповских текстов. Из писем составителя следует, что в ряде случаев именно он заказывал сюжеты, но категоричным в этом отношении не был. Порой сами авторы избирали сюжеты по своему усмотрению и своим творческим интересам. Одно лишь было несомненным: Кутепов обязывал иллюстраторов, во-первых, не выходить за рамки текста, и, во-вторых, добиваться исторической достоверности, того духа подлинности, который и для него самого был непреложным законом. Впрочем, с Васнецовым все было достаточно просто. Владимир Мономах имел в русской государственности, и в частности в истории придворных охот особое значение. В данном случае наиболее важным было то, что Мономах, обладая мощной силой и охотничьей сноровкой, представлял собой законченный тип князя-охотника. Он относился к охоте не как к забаве, княжеской потехе, но как к серьезному делу, потому и охотился «не блюдя живота своего, не щадя головы своей (...), полагая, что смерть наступит не раньше, чем в час урочный, Богом положенный час» [8]. Добавим также, что требования Куте-пова определили в иллюстрационном ряде его жанровую окраску. Их место – среди произведений исторического характера. Художники, как правило, при-держивались дозволенной временем исторической достоверности, будь то характеристика персонажей, их одежда или фон. Степень трудности решения этой основной задачи определялась обычно разработанностью и доступностью исторического материала. Начало этого пути – иллюстрация Васнецова к первому тому. Конечно, ему было сложнее, чем иллюстраторам других томов, добиваться жизненных, реалий в своей композиции в силу скудности имеющихся исторических данных, но он использовал все, что было ему известно. Кроме того, помогала логика развития сюжетной мотивировки. Разумеется, он определил для князя центральное место, выделив его среди бражничающих участников охоты, но при этом избежал наивной центричность, отодвинув влево его фигуру. И посадил он князя не под какую-то там сосенку или березку, а выбрал под стать ему мощный кряжистый дуб, а для того, чтобы подчеркнуть княжескую недюжинную силу, контрастно противопоставил ему нежного в своей безмятежной юности отрока-кравчего с по-детски льняными волосами. И охоту художник изобразил не зверовую, с участием охотничьих собак, а соколиную, предпочи-таемую Мономахом. Отметил Васнецов и обилие охотничьей добычи – богатство тех далеких времен. Справа, в углу листа, свалена груда разнообразных охотничьих трофеев, в том числе внушительная медвежья туша. Возможно, она включена в композицию как памятка о той охоте на медведя, изображенной на северной башне киевского Софийского собора. Также непросто сочи-нил Васнецов пейзажный фон. Известно, что Мономах часто охотился близ Вырубецкого монастыря, где кругом степей стояли дремучие леса, переме-жавшиеся с открытой местностью, изрытой оврагами. Именно таков фон ил-люстрации. Немного об образной трактовке Васнецовым великого князя. Здесь художник, по-видимому, исходил из своего личного опыта. Мономах был в числе глав-ных персонажей Владимирского собора в Киеве. Даже непокрытая встрепанная голова князя (все остальные персонажи в шапках), надо полагать, исторически оправдана: так же простоволос его возможный прообраз – великий князь в Георгиевском приделе (в позе Оранты) того же собора. Любопытно и небольшое погрудное изображение Мономаха в церковном облачении в Государственном Русском музее, где он, как и в иллюстрации, исполнен суровой силы и строгости, и руки у него по-мужицки (и по-передвижнически) крепкие и мозолистые. Казалось, наибольшие трудности ожидали художника за дальностью времен в костюмировании своих героев. Но и здесь он нашел историческое подспорье. Вновь на помощь пришла фресковая роспись в Софийском соборе. Кстати, сцены охоты в его северной башне – единственный памятник светской живописи, сохранившийся от близких Мономаху времен [9]. Особенно полезной для Васнецова оказалась сцена охоты на медведя. В ней прекрасно сохрани-лась одежда охотника. Как и на нем, на Мономахе длинная просторная рубаха до колен, обрамленная по низу каймой и подобранная поясом – некое византийски-национальное производное от древнегреческой туники [10], а также облегавшие штаны – результат уже чисто азиатского влияния. Несколько большую вольность Васнецов позволил себе в изображении шапок прибли-женных князя. Во избежание монотонности художник использовал разновре-менные образцы, распространенные в начале второго тысячелетия. Отметим, что вскоре многие материалы, связанные с работой над данной иллюстрацией, Васнецов удачно использует в иллюстрациях к пушкинской «Песне о вещем Олеге» (1899 г.). В творчестве Васнецова акварель «Великий князь Владимир Мономах на отдыхе после охоты», выдержанная в хорошо гармонизированной мягкой, чуть притемненной красочной гамме, с тактом декорированной, стала еще одним свидетельством основательности его мастерства. Более того, она имела для художника этапное значение. Правда, эта иллюстрация во многом все еще основывалась на прежних станковых традициях искусства художника – отсюда иллюзорность в передаче пространства и пластической формы, а также круго-вая композиция, центрирующая главного героя. И все же в ней наметились грядущие художественные перемены, ощутимо стало преддверие стиля модерн. Новые веяния проявились в сюжетной мотивировке, в отсутствии актив-ного действия, столь типичного для передвижников и чуждого для времен мо-дерна, в сумрачности князя, но особенно в романтическом настроении, вею-щем от закатного, порозовевшего к вечеру неба и дымков горящих костров, возле которых бражничают дружинники. Вторым мастером, приглашенным Кутеповым для иллюстрирования первого тома, был Н. С. Самокиш (1860–1944). Он был тогда молод, но очень удачлив: большая золотая медаль в Академии художеств, четырехгодичное заграничное пенсионерство, а по возвращении в Петербург – на редкость быстрое получе-ние звания академика [11]. Кроме того, автора очерков устраивала батальная специализация Самокиша, а также то, что он безотказно и быстро работал, никогда ничего не переделывая и даже не подправляя [12]. Еще не искушенный в оформительских делах, Кутепов возлагает на Самокиша ответственейшее поручение - художественное оформление всего издания. И этот заказ выполняется сполна. Самокиш придает книге весьма импозантный, можно сказать, роскошный вид, поражающий даже в наше время, щедро распределяет по страницам текста свои зооморфные и охотнические рисунки. На обложках очерков меняется лишь сюжетика, сопряженная с тематикой каждого из четырех томов [13]. Композиция же строится по фрагментарному принципу, напоминая об-ложки популярных в то время иллюстрированных журналов вроде «Нивы». В акварелях и текстовых рисунках Самокиша радует вкус к натурности; его точное и быстрое перо свидетельствует о хорошей профессиональной выучке. И все же все они, равно как и две его иллюстрации «Медвежья потеха при Царе Иоанне Васильевиче Грозном» и «Великий князь Владимир Всеволодович Мономах на охоте», предваряющие васнецовскую акварель и художественно явно ей уступающие, не стали самым удачным графическим решением изда-ния, удручая своей стилистической одинаковостью, несмотря даже на то, что первые из них от последних были отделены более чем десятью годами. Как графически, так и в цвете эти иллюстрации типичны для позднеакадемическо-го искусства. Несколько живее они смотрятся в оригинале (Государственный Русский музей), типографская печать их заметно сушит. После выхода в свет нового первого тома истории придворных охот в I896 г. в «Историческом вестнике» появилась о нем большая благожелательная рецен-зия П. Н. Полевого. Сам Кутепов приложил немало сил для того, чтобы русские люди узнали об этой книге, «ибо многие, живущие в отдалении от Петер-бурга, не в состоянии ее видеть» [14]. Безмерно радостный, он сообщал И. В. Помяловскому, что книга была выставлена в магазине эстампов Фельтена и что, несмотря на высокую цену в 50 рублей и значительно возросший тираж, ее раскупили уже наполовину [15]. Примечания 1. Кутепов, Николай Иванович (I85I–I907), родом из дворян Владимирской губернии. Получил хорошее образование, окончив по первому разряду Алексан-дровское военное училище. Определенный затем в Лейб-гвардии 4-й Стрелко-вый Императорской Фамилии батальон, зарекомендовал себя как образцовый дисциплинированный офицер. Он был кавалером четырех почетных орденов – святых Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени и Анны 2-й и 3-й степеней. В 1885 г. Кутепов неожиданно для многих по собственному желанию оставляет военную службу для определения по статским делам с получением чина надворного советника. Осенью того же года он принимает дела заведующего хозяйственной частью Императорских охот, в декабре 1886 г. по вы-сочайшему указу вновь оказывается в списках своего прежнего батальона, где проходит военную службу без оставления службы гражданской. Благодаря этой Высочайшей милости Кутепов продолжает носить военный мундир и по-лучать причитающиеся ему по выслуге лет военные звания. Вполне вероятно, что благоволивший к Кутепову Александр III знал о его личных успехах в стрельбе. В формулярном списке Кутепова значатся неоднократные призы по стрельбе по цели и фехтованию. Ко времени своей гражданской отставки в 1906 г. Кутепов был в звании генерал-майора. 2. Письмо Н. И. Кутепова С. Н. Шубинскому от 8 апреля 1895 г. РО ГНБ, ф. С. Н. Шубинского, ед. хр. 61, лл. 190, 191. 3. Целыми реестрами посылал Кутепов библиографические списки на одобрение своему основному советчику С. Н. Шубинскому – главному редактору «Исторического вестника», с тем, чтобы тот «своим опытным взглядом увидел, в чем пробелы и какой документ их сочинения не назван» (Письмо Н. И. Кутепова к С. Н. Шубинскому от 9 апреля 1899 г. - РО ГНБ, ф. С. Н. Шубинского, оп.1, ед.хр.61, с.145). Кроме Шубинского, Кутепов весьма продуманно выбрал своими советчиками И. В. Помяловского, филолога и археолога, декана историко-филологического факультета Петербургского университета, П. Н. Полевого, известного писателя, литературоведа и филолога, А. В. Половцева, принявшего в 1897 г. должность заведующего общим архивом Министерства Двора, многоопытного В. В. Стасова. На титульном листе второго тома перво-начального издания, хранящегося в Российской национальной библиотеке, имеется посвящение Стасову: «Глубокоуважаемому Владимиру Васильевичу Стасову на добрую память». Дорожил Кутепов и своей дружбой с известным коллекционером П. Я. Дашковым (они были знакомы домами), обладателем ценнейшей коллекции старинных гравюр, которые были опубликованы в иллюстрированном издании «Охот». Кутепов ценил записки иностранных послов о Московии, и, конечно же, многочисленные источники, которые без устали изучал. Особенно часто он ссылался на обширнейший, хотя в то время еще не упорядоченный архив Министерства Двора, поскольку именно к нему была приписана Придворная охота. 4. Письмо Н. И. Кутепова В. В. Верещагину от 24 февраля 1894 г. (ОР РНБ, ф. 17809). 5. По замыслу Кутепова, оба иллюстрированных издания "Охот" должны были быть переведены на французский язык и печататься во Франции, но там вы-шли только первые два тома. 6. Отметим, что рецензент первого тома П. Н. Полевой не преминул упрекнуть Кутепова: «Вопрос о древних царских изображениях порешен уже давно на-шими учеными исследователями, достоверность некоторых весьма немногих изображений, начиная с Иоанна III, выяснена и подтверждена вполне, и пото-му думаем, что ставить этот вопрос на иную почву и приводить из позднего «Титулярника» вымышленные изображения Владимира Мономаха, Дмитрия Донского было по меньшей мере увлечением со стороны Кутепова» (См. По-левой П. Н. Рецензия на 1-й том «Истории великокняжеских и царских охот на Руси». //Исторический вестник. 1896. №№ 4-6. С. 64). 7. Васнецов В. М. Отдых Владимира Мономаха после охоты. 1895. Б., акв. 30 х 39, 7. Новосибирская картинная галерея. 8. Кутепов Н. И. Великокняжеская и царская охота на Руси. СПб., 1896. С. 78, 79. 9. Васнецов мог познакомиться с ними только по воспроизведениям. Во время капитального ремонта Софийского собора живопись была заштукатурена, в 1840 - 1850-х гг. расчищена, но вновь записана маслом и раскрыта только в 1934 г. 10. Для большего впечатления народности Васнецов дополняет рубаху воро-том-пелериной, а также нашивками на запястьях и в верхней части рукавов. Все нужные ему детали художник мог найти в трудах известных историков И. Горностаева, Ф. Солнцева, А. Прохорова и др. 11. Небезынтересно отметить, что Самокиш благополучно остается «на коне» и после 1917 г. В 1936 г. он получает звание заслуженного деятеля искусства, а в 1941 г. ему присвоена ученая степень доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации. 12. К тому же материальная сторона содружества Кутепова и Самокиша не была для первого слишком обременительной. Министерство Двора финансировало издание «Охот» далеко не щедро. В отделе рисунка РНБ сохранилась расписка Самокиша от 9 августа 1897 г. За свои 60 рисунков ко 2-му тому он получил вознаграждение в 1500 рублей (ОР РНБ, ф. 1000, оп. 3, ед. хр. 1106). 13. Приводим описание обложки первого тома. Вверху – заставка, мотив ор-намента XII в. На ее фоне слева – парящий орел в охотничьем клобучке – олицетворение охоты. В центре на ярком (слишком откровенно взятом) серебряном круге – шапка Мономаха, осененная золотой лавровой ветвью. Ниже размещено название книги, еще ниже, справа – имитация красной сургучной пе-чати великого князя Василия Ивановича (1514 г.). 14. Письмо Н. И. Кутепова И. В. Помяловскому от 3 декабря 1896 г. (РО РНБ, ф. 608, оп. 1, ед. хр. 912). 15. Там же.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Царская охота в России | хранитель_древностей - Дневник хранитель_древностей | Лента друзей хранитель_древностей / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»