Узнайте больше о гитаре на www.onlineguitar.ru
Как было упомянуто в статье о конструкции электрогитары, звукосниматели – это устройства для преобразования колебания струны в электрический сигнал, который мы слышим в усилителе, когда играем на электрогитаре.
Существуют пьезоэлектрические и магнитные звукосниматели. Магнитные звукосниматели работают со стальными струнами, так как имеют в своей конструкции катушки и магниты, а вот пьезоэлектрические датчики улавливают звуки, независимо от материала струн. Звукосниматели с одной катушкой называются синглами (single), очень чувствительны к окружающим помехам. Звукосниматели с двумя катушками называются хамбакерами (hambucker), произведены специально для подавления шумов. Так как в своей конструкции они имеют две катушки, включены в противофазе, то сигналы, которые наводятся в катушках взаимопоглощаются.
Магниты в датчиках расположены по-разному. В некоторых типах магниты вставлены прямо в катушку, в других – магниты расположены под катушками, а в катушках находятся сердечники. В большинстве случаев сердечники имеют резьбу, благодаря которой можно регулировать высоту и компенсировать разницу уровня высоты струн.
Немного о принципе работы. В звукоснимателе магнитное поле проходит через катушки и струны. Когда струны находятся в спокойном состоянии, поток магнитного поля, который проходит через катушки – постоянен. Когда струна совершает колебания, соответственно меняется и поток и таким образом создается напряжение. Струна в колебании создает переменный ток с такой же частотой, с которой вибрирует она, и напряжение пропорционально скорости колебания струны. Так же напряжение зависит от толщины и проводниковых свойств струны и от расстояния между магнитным полюсом и струной.
В данное время помимо звукоснимателей, которые поставляются вместе с гитарой, существует ряд фирм, которые производят датчики отдельно от гитар, и специализируются только на этом. У разных датчиков, разные частотные характеристики и если поставить один и тот же датчик на разные гитары, то в результате получим совершенно разное звучание. Надо помнить одно, если гитара выполнена некачественно, из плохих материалов, то никакими датчиками ее звучание не исправить.
[271x244]
Одиночный звукосниматель (сингл) очень прост в своей конструкции. Он сделан из магнита или отдельных магнитов под каждую струну, одной стороной обращенных к струнам, а другой к деке инструмента, вокруг них намотана катушка. Количество витков катушки влияет на уровень выходного сигнала датчика и на уровень наводящихся в ней шумов. Очень часто шумы можно услышать при поднесении подключенной в усилитель электрогитары к монитору компьютера. Отсюда выходит заключение – если использовать катушку с большим количеством витков, сигнал, снимаемый с нее, будет мощным, но с помехами. А если брать катушку с малым числом витков, то сигнал будет слабее и без шумов. Но при игре с искажениями (дисторшн, овердрайв), будут наводится шумы в проводе. С этой ситуации можно выйти использованием предусилителя в гитаре, а лучше использовать активные датчики, об этом немного позжеОдиночный звукосниматель (сингл) очень прост в своей конструкции. Он сделан из магнита или отдельных магнитов под каждую струну, одной стороной обращенных к струнам, а другой к деке инструмента, вокруг них намотана катушка. Количество витков катушки влияет на уровень выходного сигнала датчика и на уровень наводящихся в ней шумов. Очень часто шумы можно услышать при поднесении подключенной в усилитель электрогитары к монитору компьютера. Отсюда выходит заключение – если использовать катушку с большим количеством витков, сигнал, снимаемый с нее, будет мощным, но с помехами. А если брать катушку с малым числом витков, то сигнал будет слабее и без шумов. Но при игре с искажениями (дисторшн, овердрайв), будут наводится шумы в проводе. С этой ситуации можно выйти использованием предусилителя в гитаре, а лучше использовать активные датчики, об этом немного позже.
[230x230]
Двойной звукосниматель (хамбакер) являет собой те же два сингла, имеющие один корпус. Особенностью хамбакера является то, что магниты
обращены разными сторонами (полюсами) к струнам, а обмотки их намотаны в стороны и включены в противофазе.
Данная конструкция позволяет, убирать наводящиеся шумы в обмотках (шумы воспринимаются катушками на одинаковом уровне,
а так как они находятся в противофазе, то шумы взаимопоглощаются), оставлять сигнал чистым (так как магниты обращены разными полюсами к струнам). Один из выводов датчика обязательно присоединяется к металлическому экранированию, а он в свою очередь к общему заземлению электрогитары.
[160x257]
А теперь, наконец-то поговорим об активных звукоснимателях. Активный звукосниматель обязательно имеет две
катушки, соответственно это хамбакер или хамкенселлер (по форме напоминает сингл, но отличается звучанием). Особенностью этих датчиков является наявность в схеме операционного усилителя и дифференциального входа. Последний значительно снижает шумы, наводки, нелинейные характеристики, потому что исчезает разделительная емкость буферных каскадов. Так же операционный усилитель дает возможность использования меньшего количества витков в катушках (до 10 раз), более слабого магнита. Это, в свою очередь уменьшает воздействие датчика на струну. Операционный усилитель так же дает более мощный выходной сигнал, с широким диапазоном частот, большей атакой. Датчики помещаются в пластмассовый корпус, после чего заливается компаундом, тем самым устраняется окисление датчика и микрофонный эффект.
Следует заключение, что активные датчики несравненно лучше пассивных как по частотным характеристикам, так и по уровню шума. Имеется лишь единственный недостаток – это потребление электроэнергии, что подразумевает собой установку батареи питания типа «крона», однако не стоит расстраиваться, потому что ее хватает на период около двух лет, так как электроэнергия потребляется только при подключенном шнуре.
Среди изобилия фирм-производителей датчиков, начинающему гитаристу очень сложно выбрать подходящий именно для него датчик. Недавно я тоже столкнулся с этим вопросом, и перешарив множество источников, пришел к выводу, что надо переходить на «актив» из-за перечисленных выше плюсов. К тому же можно достигнуть звучания практически любого пассивного датчика используя различные лимиттеры, эквалайзеры, ну вообще все инструменты регулировки звучания. К тому же после активного бегания по музыкальным магазинам, я заметил что активные звукосниматели на порядок дешевле чем некоторые экземпляры пассивных, выводы делайте сами.
Относительно «пассивов» хочу обратить внимание на то, что нет такого понятия, что один звукосниматель звучит лучше другого (я имею ввиду более-менее известные фирмы-производители), потому что они просто звучат по-разному. А так как они имеют заданный диапазон звучания и частотную характеристику, которая зачастую зависит от нагрузки то говорить что Сеймор Дункан лучше ДиМарцио нет смысла. Тем более не извесно как звукосниматели поведут себя на том или ином инструменте. Все же я склоняюсь к «активам» и меня, наверно сложно будет переубедить.
Постовой:
Помогите спасти жизнь ребенка!