• Авторизация


"400 ударов" 11-03-2011 01:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Мы выйдем к морю, мы увидим лед,

черное море вдруг станет белым, так может продлиться тысячи лет,

если не бросить на лед свое тело (с) С. Сурганова

 

В центре картины несовершеннолетний подросток (роль которого прекрасно исполнил 14-летний Жан-Пьер Лео) в достаточно трудный период своего развития. Мать, занимающаяся только своей внешностью и романами с другими мужчинами, не уделяет должного внимания воспитанию, да и вообще не вникает в жизнь сына. Слабохарактерный,амебоподобный отчим, безумный учитель в школе и такая же шпана в школе - вот все то, что окружает Антуана.

Он спит в мешке от картошки ("Ну ведь ему нравится спать в мешке,правда,Антуан?" - спрашивает мать), живет в нищете и полностью предоставлен сам себе. Все это порождает такое страшное явление как социальное сиротство.

Не выдержав унижений и оскорблений в школе, не находя защиты в лице отца и лбви в лице матери, Антуан решает сбежать из дома и начать самостоятельную жизнь, а, повзрослевши, вернуться домой "и обо всем поговорить". Но послевоенный Париж совсем нерадостно встречает юного скитальца (очень показательна сцена, когда Антуан подходит к фонтану и проламывает тонкий слой льда чтобы умыться-это как бы символизирует то, что в дальнейшем ему всего придется добиваться самому), и в итоге он снова нехотя возвращается домой. Здесь очень ярко показано асоциальное поведение родителей (не только Антуана, но и его друга, у которого пьющая мать, а отец, вроде бы состоятельный и приличный человек, тоже занимается только походам по клубам и проч.) Но несмотря на все трудности социального харектера у Антуана было одно неотъемлимое преимущество - свобода, которой он лишается, когда родители обоюдным решением "заполняют форму о передаче родительских прав государству". И поездка по ночному Парижу в автомобиле полиции в компании проституток и бандита - это как бы намек на то, что в дальнейшем именно туда (в преступную среду) и вольется Антуан. А сами виды города сквозь решетку машины - кадры жизни, которым вряд ли когда-нибудь суждено повториться.

Оказываясь в спец. школе для несовершеннолетних преступников, Антуан никак не может привыкнуть к порядкам, к правилам ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ("Если врач уронит ручку и ты ее поднимешь, то не смотри на ее ноги, а то на тебя заведут дело"). Какое ограничение свободы, когда только вчера он прогуливал школу, таскал деньги из кармана родителей, подделывал записки, ночевал в типографии и пил вино за игрой в нарды.

Поэтому он сбегает. Он бежит с мыслью о том, что теперь он точно ОДИН,что самые близкие люди его предали. Он бежит и не оглядывается назад.

Антуан видит море. И вот этот последний кадр, когда он поворачивается и смотрит в камеру. В этом взгляде мы видим все: Горечь предательства, боль, страх иСВОБОДУ, безграничную свободу.

Вот только что делать с этой свободой, когда тебе 13 лет, ты сбежал из спец. школы и дома тебя никто не ждет...

 

Кстати, проблемы, затронутые в фильме, находят свое отражение и в других картинах. "Мев и Фундер" (1991, реж. Нильс Граболь) рассказывает про одиночество 12-ти летнего подростка, которому важно быть для кого-то нужным, "Август Раш" повествует о нелегкой жизни маленького музыканта, который оказался в приюте по стечению обстоятельств и который был вынужден оттуда бежать,чтобы найти родителей "по музыке", из советских фильмов очень схож по сюжету С.Э.Р (1989, реж. С. Бодров) и проч.

 

10 из 10

 

[511x699]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "400 ударов" | Dream_pain - Dream_pain | Лента друзей Dream_pain / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»