Статья была размещена на англоязычном готическом портале, называется "Мазохизм как духовный путь". Это по своему известная работа американского психиатра, готы
решили поместить ее в своей электронной библиотеке "типа чтобы пипл просвещался".
Я решил перевести ее (частично), так как в статье затрагивается аспект религии, о котором не писали часто.
"Masochism as a Spiritual Path" by Dorothy C. Hayden, CSW
Под катом текст перевода и фотки с русских готических сейшенов соот. тематики.
"Masochism as a Spiritual Path" by Dorothy C. Hayden, CSW
...Мазохизм долго рассматривался как извращение.
В девятнадцатом веке психиатр Крафт-Эбинг в известной книге "Psychopathia Sexualis" определил мазохизм в рубрику "общая патология", и с тех пор мазохизм пользуется дурной славой.
Еще несколько десятилетий спустя Фрейд пишет о мазохизме как функции детской
сексуальности, неполного развития, задержке роста, детской безответственности.
Таким образом, мазохизм был опять определен в гетто "извращение",
понимался клиницистами как патологическое отклонение, которое необходимо лечить. Но за тысячу лет до описанных событий мазохистские духовные связи преобладали в большей части цивилизации. То, что современные психологи считают болезнью, религия до девятнадцатого века считала лекарством.
Люди прошлых времен знали духовные, физические и эмоциональные ценности
мазохизма. Для них мазохизм являлся неотъемлемой частью реальности - они знали о сложных связях духовного и боли, о пытках и восторженной радости, о невыносимых страстях, которые приводят к союзу личностей, большему, чем простое сосуществование "эго".
В западной религиозной традиции желание быть избитым и избивать отражает
стремление к "покаянию", понимаемому через чувство унижения, стыда, боли,
поклонения и покорности.
Мы постоянно видим подобные самоуничижения в монастырях и церквях, когда люди представлены со склоненными головами, на коленях, в полной прострации, что полностью дает нам картину основных мазохистских поз.
Авторы Нового Завета часто упоминали о бичеваниях, физической боли.
Весь "passion play" христианства, по сути, повесть, встроенная в нашу
коллективную психику уже тысячи лет, предполагает зависимость, бичевание и
распятие как часть деятельности высшей силы, связанное с последующем воскресением трансцендентного сознания.
Псалмопевцы упоминают о боли каждый день. Бичевание было частью еврейской традиции и до времен Христа и после Христа; хлестать друг друга после того, как закончили молитвы и признали свои грехи дело обычное.
Флагелляция в средневековых монастырях в порядке вещей. Такие святые как Уильям, Рудольф, Доминик заставляли своих учеников хлестать их по голой спине. А после этих святых священники ввели практики не только самобичевания, но и порки кающихся как часть покаяния. Порка стала рассматриваться как необходимый акт подчинения Богу.
Некоторые святые утверждали, что порка спасает души от ада.
Они считали унижение и физическую боль необходимым условием для становления личности верующего.
Все ранние христианские уставы пишут о необходимости бичевания для практик
духовной дисциплины.
Св. Тереза, основательница ордена кармелиток, использует самобичевания в своей ежедневной практике.
Посредством кнута и бича она достигает восторженного мистического состояния.
Монахиня-кармелитка Катерина из Кардона постоянно носила железные цепи,
которые врезались в ее тело. И она сама секла себя очень часто, иногда по два-три часа. Было отмечено, что благодаря этой практике она имела мистические
восторги и видения небесной благодати.
Подобные истории изобилуют в среде францисканцев, доминиканцев и иезуитов.
Видимо, большая доза мазохизма является неотъемлемой частью христианской
монашеской жизни. И в начале одиннадцатого века монахи-отшельники в Италии практиковали самобичевания уже на улицах.
Флагелланты шли из одного города в другой стройной процессией, и в каждом городе к ним присоединялись новые кающиеся. Иногда численность флагеллантов достигала десятки тысяч. Голые до пояса, они поют гимны и падают ниц в раскаянии, затем приступая к бичеванию.
Но западная культура не может претендовать на мазохизм как на свое эксклюзивное
изобретение.
Известно, что в дзен-буддийских монастырях также практиковали битье палками и пощечины для пробуждения сознания адептов. Боль и мучения характерны даже для этой религии.
Также индусские ученики подчиняют свою волю воле гуру; тибетские буддисты,
несомненно, будут следовать приказам ламы.
Известный ранний тибетский святой, Milarapa, был вынужден пройти жесткий, болезненный и трудный путь для того, чтобы его приняли в ученики.
В самом деле, история цивилизации наполнена рассказами о мазохистских
духовных опытах, но как мазохистские отношения связаны с духовной трансформацией?
Один из возможных ответов: современное общество в значительной степени зависит от того, что Элджер Хорейшо (Alger Horatio) называет "менталитетом надежного индивидуализма".
Цели современной психотерапии направлены на создание рациональных решений проблем эго. Возьмите на себя ответственность, возьмите под свой контроль эго.
Но какой ценой?
Создание сильного эго не может представлять все "личное" в человеке.
Чтобы ощутить полноту человеческого опыта, мы должны также быть пассивными и
восприимчивыми, а не только самоутверждаться. Ибо нам также необходимо чувство мистического, как и способность к рационализации.
Мы должны быть в контакте с тем, что Карл Юнг называл "тенью" - слабой,
ограниченной, деградировавшей, грешной стороной своей личности, а не только сильной, любящей, сострадательной, компетентной стороной сознания.
Мы должны уметь избавляться на время от эгоцентрического восприятия жизни, отрекаться от контроля и принимать чужую волю.
Мазохизм дает нам эти возможности, восстанавливая связи с нашей целостностью.
Через мазохизм мы познаем оборотную сторону жизни.
Религиозные люди знали о необходимости страданий для души.
Они знали, что страдания хранят нас от высокомерия, гордости, которые держат
нас в ограниченных рамках иметь слишком много веры в наши
компетентность и силу.
Это знали христианские и восточные мистики.
"Унижение это путь к смирению, а без смирения ничто не угодно Богу",
говорит святой Франциск Ассизский.
Еще одно сходство между мазохизмом и мистическим экстазом - оба
мотивированы стремлением к забвению своей воли, избавления от
бремени самоуправления со всеми его конфликтами и ограничениями.
В некотором смысле, это можно назвать стремлением к мистическому
экстазу, в котором индивид выводится за рамки самоконтроля, его
личность угасает в возвышенном союзе с божественным.
Вездесущая реальность человеческого страдания, мучительного поражения ведет нас к великолепию духовного путешествия.
[700x465]