Это цитата сообщения
Дитя-Дождя-и-Ветра Оригинальное сообщениеЕгорьевское шоссе и Святые места
Храм во имя Святой Троицы, село Хотеичи, 1811-1823
[366x599]
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Хотеичи
Каменная пятиглавая церковь с трапезной, декор в духе провинциального классицизма, сооруженная в 1811-1823 при помощи графини И. И. Воронцовой. Четырёхъярусная колокольня в псевдорусском стиле построена в 1851. В трапезной Благовещенский и Никитский приделы. Богослужения прекращены в 1939, занята складом удобрений. Открыта в 1995, отреставрирована.
Троицкая церковь была построена в 1823 г. с Благовещенским и Никольскими приделами. В 1851 г. владелец села М.П. Позен соорудил каменную колокольню вместо деревянной и соединил её с храмом. К 1879 г была завершена роспись храма.
Закрыли Троицкий храм 7 января 1939 г. после последней Рождественской службы. Через несколько лет в колокольне устроили склад солярки, и гусеничные трактора заезжали внутрь колокольни для заправки. Главную часть храма заняли элеватор и склад удобрений.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приходская жизнь в поруганном храме начала возрождаться в 1995 г. .
[366x599]
После отпуста архиепископ Григорий поздравил прихожан с великим торжеством, передал благословение Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а затем в благословение за усердные труды в деле восстановления Троицкого храма и приходской жизни вручил общецерковные награды: настоятелю храма протоиерею Андрею Коробкову Патриаршую грамоту, орденом благоверного князя Даниила Московского были отмечены: Шагов С.В. – руководитель реставрационных работ Троицкого храма, Койда П.Н. – попечитель Троицкого храма с. Хотеичи и Мясин А.А. – прораб строительной бригады Троицкого храма, медали Даниила Московского был удостоен Снурницин А.А. – помощник руководителя по строительству Троицкого храма с. Хотеичи; Патриаршая грама также была вручена Павлову Б.Н. – попечитель Троицкого храма; Благодарственной митрополичьей грамотой был отмечен священник Александр Нестеров – клирик Троицкого храма с. Хотеичи и Благословенных митрополичьих грамотами были удостоены: Балдёнкова К.С., Пирогова В.М., Жукова М.Ф. и Ромашкина А.И. – служащие Троицкого храма с. Хотеичи.
[669x436]
---------------------------
Храм Вознесения Господня, село Речицы, 1845-1840
Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы, ул. Центральная, д. 52
[366x599]
Кубический четырёхстолпный храм, строившийся с 1845 в духе проектов К. А. Тона в богатой деревне, отделившейся от игнатьевского прихода. Из-за нехватки средств венчание выполнено однокупольным, освящён в 1860. Боковые приделы Казанский и Георгиевский (освящены в 1866). Многоярусная колокольня с тёплым Петропавловским приделом пристроена в 1895-1899. В советские годы не закрывался.
Храм Вознесения Господня в селе Речицы находится на 38 километре Егорьевского шоссе. Впервые село Речицы в документах упоминается в 1744 году, как деревня Гжельской дворцовой волости. В 19-ом веке деревня относится к Удельному ведомству. Основной специализацией жителей было производство майолики. Хорошее месторасположение, быстрый рост населения способствовали увеличению количества заводов. Если к началу 19 века их было семь, то в 1824 году уже тридцать шесть. Для удовлетворения духовных потребностей был необходим храм.
И вот на средства купцов, промышленников, и простых людей в 1859 году была построена церковь. Весной, 26 марта 1860 года высокопреосвященнейшим митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Храм построен по типовому проекту архитектора Тона. По плану вокруг главного купола на четырёх углах должны были быть поставлены четыре малых купола. Но средств не хватило, и здание имеет свой нынешний вид. Тем-же объясняется и отсутствие в алтарной части апсиды. Главный придел храма имеет (почти уникальный ныне) резной липовый иконостас замечательной работы. По штату храму полагался священник, диакон, дьячёк и пономарь. Первым священником в новой церкви стал отец Константин Попов, диаконом Пётр Хивский.
Шесть лет служба шла в Вознесенском главном приделе, пока шли работы по устройству боковых приделов. Они сделаны проще, скромнее, но в своей симметрии хорошо вписываются в общий интерьер храма. В 1866 году, 9 октября были освящены антиминсы для священнодействия в Казанском и Георгиевском приделах. Теперь храм соединил в себе три придела: в честь Вознесения Господня, в честь Казанской иконы Божией Матери, как одной из наиболее чтимых на Руси, и придел Великомученика Георгия Победоносца (о том что народ Гжели имел особое почитание этого святого говорит и тот факт, что в соседнем селе Игнатьево в 1863 году была построена церковь "Георгия на глинках".
[669x436]
Храм Вознесения имел большое значение в жизни прихожан села Речицы. С первого дня своего основания много внимания уделялось благотворительности и просвещению. Собирались средства в пользу бедных духовного звания, пожертвования на открытие школы. В 1876 году открыто начальное училище. Первым учителем был диакон Александр Разумовский.
Но, богослужение в храме зимой сопровождалось неудобством: было холодно так как здание не отапливалось. Стараниями прихожан, и с пощью добровольных приношений с других мест был сооружён храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Он пристроен к летнему храму, и ниже и уже его по размеру. Это позволило сделать возможным отопление при помощи двух печек,облицованных кафелем, выработанным на Коняшинском заводе (ныне не существующем). До нас дошла запись на проекте иконостаса для алтаря в честь апостолов Петра и Павла. Надпись гласит: "1899г. Сентябрь 29. Разрешается и благославляется устройство иконостаса по сему плану. Владимир, Митрополит Московский". Таким образом в начале 20-го века открылось богослужение в Петропавловском приделе. Вместе с новым храмом была построена мощная колокольня.
Теперь в зимнее время служба идёт в храме Петра и Павла. Последняя летняя служба совершается в Вознесенском храме на Покров Божией Матери. А в первый день Пасхи,по традиции служба совершается в летнем храме, в главном приделе.
Вознесенский храм села Речицы никогда не закрывался. В этом нужно отдать должное памяти протоиерея Иоанна, служившего в послевоенные годы,когда храм был на грани закрытия.
Особых внутренних изменений храм не претерпел. Отопление было переведено на водяное. Обе печки были снесены(последняя в 1979 году). В том же году была полностью перекрыта крыша летнего храма с заменой обрешётки и балок. В 1947 году,во время грозы, от удара молнии произошёл пожар на колокольне. Пострадал купол колокольни, который был восстановлен уже несколько иначе только в 1998 году. Стены храма расписаны не были, но были отштукатурены и покрашены. Только в 1981 году был расписан алтарь зимнего храма, а в 1985 году обновлены стены, где на южной стороне была нанесена фреска изображающая Успение Божией Матери.
В храме имеется чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери. С этим местночтимым образом происходили многолюдные крёстные ходы от Егорьевска до Бронниц. В настоящее время сей благочестивый обычай почти утрачен, и сохранился лишь в местном значении. Сейчас в деревне Жирово происходит встреча крёстных ходов из приходов Георгиевского храма села Игнатьево, Покровского храма села Карпово и Вознесенского храма села Речицы. Торжество завершается молебном с акафистом в честь чудотворной иконы.
---------------------------
Храм Святителя Алексия, Середникого, 1693 г
Московская область, Солнечногорский муниц. рай, деревня Середниково
[669x436]
Храм во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, построили в 1693 г. владельцы Середняковской усадьбы князья Черкасские. Первоначально храм возводился как однопрестольный.
В середине XIX в. усадьба стала собственностью В.И.Фирсановой. Она реконструировала усадьбу и храм, пристроила два новых придела: в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя святой великомученицы Параскевы (вместо одноименных разрушенных церквей в Благовещенке и Подолино), была возведена колокольня. Иконостас церкви сделали местные мастера-краснодеревщики.
В Середникове, в усадьбе своей бабушки, провел четыре лета поэт М.Ю.Лермонтов; здесь венчался П.А.Столыпин.
Храм в советское время оставался единственным действующим в районе. Известно, что святая блаженная Матрона посещала храм святителя Алексия в последние годы своей жизни.
В 1941 г. последний рубеж обороны Москвы проходил по руслу реки Горетовка в 100 метрах от храма. Колокольня была разрушена, но богослужения не прекращались.
В 2000 г. колокольню восстановили на пожертвования прихожан. Сейчас в храме ежедневно совершаются богослужения.
Храм Святителя Алексия существует с 1693 года, и ни разу не закрывался, во все светлые и смутные времена жизни нашей земли. Храм построен на средства прихожан и владельцев усадьбы Середниково и более чем три века, благодаря усилиям простых и знатных людей, знаменитых и незамеченных благоукрашался и пополнялся. Мы с благодарностью вспоминаем князей Черкасских, дворян Всеволожских, Нестеровых, Салтыковых, Малышевых, Столыпиных, купцов Фирсановых и благодарны Лермонтовым за их посильный вклад в строительство и поддержание Храма. В истории отмечены талантливые люди, мастера, художники оставившие памятный след на стенах, в образах, других реликвиях Храма. Зайдя в Храм, прислушайтесь - здесь звучал голос Шаляпина. У стены Храма растет многовековое дерево - вяз, в дупле которого юный поэт Лермонтов писал свои первые стихи. Прихожанином Храма был маленький Петр Столыпин - в будущем великий реформатор России.
Расположенный в живописном месте ближайшего Подмосковья, рядом с восстановленной Центральной частью усадьбы Середниково, Храм посещают миллионы москвичей, путешественников, гостей и туристов из России и зарубежных стран.
17 ноября 2009, в храме Святителя Алексия в Середниково (Московская обл.) состоялось торжественное возвращение икон "Богоматерь с младенцем" и "Св. Алексий митрополит Московский", похищенных в 1987 г. Передал иконы храму руководитель Росохранкультуры А.В. Кибовский.
В 2008 г. иконы были выставлены на аукционные торги в Москве. Росохранкультуре их удалось обнаружить и вернуть при содействии Национального Лермонтовского центра в Середниково.
Возвращенные образа были в 1902 г. в числе других икон подарены храму представительницей семейства московских купцов и промышленников В.И.Фирсановой – владелицей усадьбы Середниково. В иконостасе храма сохранились еще две иконы с аналогичным оформлением окладов.
[669x436]
---------------------------
Церковь Николая Чудотворца в Жабках,1907-1916
Московская обл., Егорьевский р-н, д. Жабки
Краткое описание Кирпичная однокупольная церковь в духе эклектики, построенная в 1907-1916, колокольня, видимо, не была достроена по проекту. Боковые приделы Скорбященский и Живоносный Источник. Закрыта в 1930-х. В настоящее время пустует.
[669x436]
Жабки одно из древнейших поселений Егорьевского края. Существует несколько версий происхождения этого названия, в т.ч., связанных с изобилием здесь земноводных и растения, именуемого жабенка. В письменных источниках сельцо впервые упоминается в XVI столетии. Деревянный летний Никольский храм в Жабках документально известен с 1765 г., а тёплый, с тем же посвящением, составивший с деревянной церковью храмовый комплекс в ограде - с 1871 г. В 1907 г. была заложена, сохранившаяся до наших дней, кирпичная церковь во имя св. Чудотворца Николая. Внутренняя отделка завершена к 1916 г. Разорённая в советское время культовая постройка сегодня является заброшенной. Её окружает сельское кладбище, с востока примыкает живописная берёзовая рощица.
Литература: В. И. Смирнов "Мы егорьевцы" М., 1999
[699x466]
---------------------------
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Карпово, 1864-1870
Московская обл., Раменский р-н, с. Карпово
Четырехстолпная церковь в псевдорусском стиле, увенчанная декоративным пятиглавием, с многоярусной колокольней. Выстроена на средства купца Глазкова по типовому проекту. Закрыта в 1940, открыта в 1990, ремонтируется.
[669x436]
[669x436]
Здание каменной церкви было построено с 1864-1870 гг. (там, где раньше была ветхая деревянная) на средства заводчика Глазкова из деревни Минино о чем сказано в предании (У одной семейной четы не было детей, и как-то во сне приходит к кормильцу Богородица и говорит: "Заложи каменную церковь и начни ее строительство, и появится у тебя первенец." Так он и сделал . И пока строилcя храм, жена родила ему четырех ребятишек). Храм кирпичный с отделкой белокаменными деталями. Главный объем - четырехстопный четверик с высокой полукруглой апсидой. С запада примыкает трехярусная колокольня с луковичной главой. Церковь отличается монументальностью и скромным решением декора. Фасады пятиглавого четверика членятся рядом спаренных пилястр, арочными входными и оконными проемами, по верху объема происходит пояс антамблемента с профильным карнизом, разорванный двумя - северным и южным фронтонами. Яруса колокольни имеют арочные сквозные и глухие проемы, ряд ложных закомар. Здание церкви просматривается издали и является доминантой села Карпово.
До 1940 года храм был действующим, затем был закрыт и на его территории размещен склад аммиачной селитры, которая привела к разрушению внутреннего убранства, позже стали разрушаться и стены снаружи.
В 1990 году храм снова передан общине верующих. С 1991 года ведется реставрация. Восстановление ведется на пожертвования местных жителей, но из-за недостатка средств реставрация идет очень медленно, и за прошедшие 8 лет было сделано намного меньше задуманного. Несмотря на это, церковь действует, ведется служба, происходит таинство крещения и венчания.
О селе Карпово.
Село Карпово имеет древнюю историю. В XIV веке на службу в Москву выезжают князья Фоминские, представители одной из младших ветвей смоленского княжеского дома. На службе у московских князей особо выдающихся постов они не заняли, а их потомки, к тому же, утеряли свой княжеский титул. Вскоре разразилась феодальная война XV века, тянувшаяся не один год, и поэтому один их потомков князей Фоминских - Федор Коробьин с сыновьями Семеном Бокеем и Карпом решили отъехать в Тверь. Карп Федорович, ставший родоначальником фамилии Карповых, основал село Карпово в 1440 году. Но в связи с его отъездом из Москвы оно отбирается у него и, несмотря на то, что сыновья его возвратились в последней четверти XV века на московскую службу, не отдается им обратно.
[466x699]В документах начал XVII века село именуется как "Карповское, Большовское тож". Второе название село, возможно, получило от фамилии Большовых, которые некоторое время владели им. По описанию 1646 года в селе Карпово строится деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К тому времени в селе насчитывается 8 крестьянских дворов. В 1719 году в селе насчитывается 62 двора. По сведениям 1852 года село нахордится в удельном ведомстве и здесь располагается Карповский уездный приказ. В селе имеется церковь и 90 дворов. В престольный праздник Покрова ежегодно 1 октября устраивалась Покровская ярмарка. В 1864 году на средства заводчика Глазкова из деревни Минино начинается строительство каменного храма
О Глазкове.
Заводчик Глазков конец своей жизни прожил в Германии, где и скончался в начале XX столетия. По его завещанию его тело было привезено на родину в село Карпово и захоронено на территории храма.На могиле была установлена большая черная гранитная плита, которая впоследствии была украдена. Сейчас место захоронения взято под защиту церкви.Погребение огорожено.
---------------------------
Церковь Святого Великомученника Георгия Победоносца (Старообрядческая), Новохаритоново 1910-1913
Московская обл., Раменский р-н, с. Новохаритоново
Краткое описание До нач. ХХ в. молитвенный дом размещался в частном доме. Затем на средства И. Е. Кузнецова был построен кирпичный шатровый храм с невысокой звонницей у угла, хороший образец стиля модерн. Церковь принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1929, занята складом. Открыта в 1990, отремонтирована, ныне принадлежит Древлеправославной Церкви (новозыбковцам).
[366x599]Совершенно особого внимания заслуживает старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Ново-Харитонове, возведенная в 1910 году.
Долгое время краеведы не знали, кто же именно разрабатывал проектное решение церкви. Известно было лишь то, что Георгиевский храм - старообрядческий и строился по заказу владельца местного предприятия Ивана Емельяновича Кузнецова. Теперь имя зодчего известно. Это замечательный русский архитектор Борис Михайлович Великовский.
Храм этот, несмотря на небольшие размеры, воспринимается монументальным произведением. Этому способствуют пропорции всего объема и, в частности, шатрового завершения.
Большой род Кузнецовых, исповедовавших старообрядчество, играл на рубеже XIX и XX веков немалую роль в хозяйственной и культурной жизни России. Кузнецовым принадлежали наиболее крупные керамические предприятия Подмсковья: Конаково, Вербилки, Дулево. Владельцем Дулевского завода был двоюродный брат И.Е. Кузнецова - М.С. Кузнецов. Отец же последнего, Сидор Терентьевич Кузнецов, похоронен здесь, в Гжельском крае, недалеко от Речиц, на Коптевском старообрядческом кладбище. Церковь же Георгия Победоносца в Ново-Харитонове была домовой церковью И.Е. Кузнецова - неслучайно заказчик в подклете предполагал разместить фамильный некрополь.
---------------------------
Церковь Святой Троицы, Рязанская обл., с. Тума, 1823-1851
[466x699]В старинном селе Тума издавна существовала деревянная церковь, выстроенная неизвестно когда. С годами она ветшала и приходила в негодность. В 1823 году в селе началось строительство нового каменного храма в честь св. Троицы. Деньги на возведение церкви собрало местное купеческое сословие. Тума считалась крупным торговым селом, поскольку находилась на пересечении торговых путей, и поэтому там процветало купечество.
В храме устроено четыре придела: один в честь Покрова Богородицы, другой во имя Архангела Михаила, третий в память св. Николая Чудотворца и четвертый в честь пророка Ильи. Главный престол посвящен св. Троице. Дополнительные приделы освящены в 1841 году. К 1848 году был готов и центральный престол, но произошло непредвиденное – в храме случился пожар, который сильно повредил иконостас. Пришлось изготавливать иконостас заново, и к 1851 году строительные работы в храме были завершены. Тогда же состоялось и освящение главного престола. Через двенадцать лет, в 1861 году, рядом с храмом вознеслась колокольня, сложенная из белого камня. Высота шпиля с крестом около 15 метров, а общая высота составляет около 80 метров.
Чудесный иконостас выполнен из белого мрамора итальянскими мастерами. Настенные фрески написаны ученики художника Васнецова по его эскизам.
Храм хорошо сохранился и дошел до наших дней. В советские времена его закрывали только на шесть лет, поэтому в церкви многое сохранилось и не подверглось разорению и разрушению. Сегодня храм открыт для верующих, и там проходят церковные богослужения.
---------------------------
Церковь Троицы Живоначальной в Шарапово, 1869-1882
[466x699]Московская обл., Шатурский р-н, с. Шарапово, ул. Центральная, д. 1А
Деревянная церковь была перевезена в 1869 из Лелечей, с 1882 заменялась по частям каменной. Состоит из основного объема типа восьмерик на четверике, трапезной с Зачатьевским и Успенским приделами, и колокольни. Закрыта в кон. 1930-х, с годами заброшена. В 2002 возвращена верующим, отреставрирована.
Установлен крест на храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Шарапово Шатковского района. Об этом сообщает сайт Нижегородской епархии.
Благочинный Шатковского округа иерей Василий Лютянский рассказывает: «История храма поучительна и интересна. Построен он в 1803 году в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. В 1937 году храм закрыт и вскоре разорен. В том же году был расстрелян последний настоятель храма иерей Павел Васильевич Иорданский.
В 1990 году храм снова открыт, а в 2005 году, по воле Божией, выпало новое испытание: в июле бурей сломало крест, и он повис на куполе.
Все приходы нашего благочиния отозвались на беду храма села Шарапово и собрали некоторую сумму денег для восстановления креста. Нашлись и спонсоры из областного центра.
[466x699]Особенность храма - его высота с крестом составляет 40 метров. В районе не нашлось подъемного крана для установки креста. Пришлось ставить леса. Сегодня сделан деревянный каркас шатра, который, как и маковку и крест, будут покрывать современным качественным материалом - нитротитаном. Прихожане молят Бога о своих благодетелях».
На сегодняшний день правый придел храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы остается разобранным до основания
Восстановительные работы продолжаются.