Добрый вечер, дорогие читатели! Сегодня в центре внимания - абхазский город Ткуарчал. Когда-то крупнейший промышленный центр, населенный пункт, по численности жителей занимающий второе место в Абхазии после столицы Сухума, после войны 92-93 годов превратился фактически в город-призрак. В настоящее время в городе огромные территории занимают заброшенные и полуразрушенные здания. Крупные улицы фактически пусты. В нижней части города виднеются трубы и гигантские корпуса бывшей ГРЭС. Однако не все так грустно, жизнь в этом городе постепенно возрождается. Об этом и многом другом в сегодняшнем репортаже (много фото!).
This report in English
"Ткуарчал был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткуарчал - уникальное место — это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Во время войны 1992—1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду, продолжавшуюся 413 дней. Жертвами блокады и бомбёжек грузинских войск стали несколько сотен мирных граждан."
Такую статью можно обнаружить, если зайти на википедию и прочитать о городе. В этом году в ходе отдыха в Абхазии было решено отправиться и посмотреть на город собственными глазами. Прочитав разные статьи в интернете, мы составили несколько маршрутов и выделили основные цели, которые хотелось бы посетить. Можно было взять проводников, но мы решили отправиться своим ходом. В столице Абхазии Сухуме на вокзале мы предварительно посмотрели расписание соответствующих автобусов и наметили день, когда отправимся в этот город. И вот в районе 8 утра мы садимся на автобус и двигаемся в путь. За окошком мелькают разные села, поля, реки и горы. Через пару часов дорога начинает заворачивать, мы начинаем проезжать между горами. По GPS видим, что скоро приедем. В конце концов прибываем на городской рынок.
1. Первый пункт, который мы идем смотреть - это известнейший железнодорожный мост в район Акармару через реку Аалдзга. Дугой изогнувшийся над горной рекой, он является уникальным архитектурным сооружением. Если спуститься и отправиться вдоль бывшего ж/д пути, можно попасть в такие любопытные места, как заброшенный район Акармару, радоновые ванны и шахты по добыче каменного угля. Но у нас довольно ограниченное время, поэтому мы отправимся в другую сторону.
[показать]
2. Позади обнаруживаем бывшее кафе "Лашкиндар". Внутри стены украшены рисунками на шахтерскую тематику, однако общее состояние довольно печальное. Направимся по дороге мимо плотины в сторону бывшей ГРЭС.
[показать]
3. Перед тем, как уйти, сделаем кадр бывшего железнодорожного моста с приближением.
[показать]
4. Природа вокруг просто потрясающая. Облака стелются на верхушках гор, вокруг везде буйная растительность, снизу шумит горная река, на этой фотографии вы можете увидеть одну из скал, которая расположилась неподалёку.
[показать]
5. Стоит заметить, что автобус привёз нас в верхнюю часть города. А сейчас мы идем по дороге, которая приведет нас в нижнюю. По пути мы проходим мимо пары разрушенных и пары жилых домов. У одного из них наше внимание привлёк красивый фонтан. Очень атмосферно он смотрится с плавающими осенними листями. В центре фонтана - фигура цапли, по периметру - трёх маленьких лягушек.
[показать]
6. А вот и один из жилых домов. Уже здесь чувствуется архитектура 50-ых годов, но дальше в отчете встретятся и гораздо более красивые)
[показать]
7. Фонтанная лягушка в приближении. Все очень сильно замшело.
[показать]
8. Отправляемся дальше. Мы оказываемся на одном из многочисленных мостов через реку Акармара. На берегу стоит одинокая заброшенная хрущёвка, а внизу грохочат бушующие воды горной реки.
[показать]
9. Но я совсем забыл показать вам бывшую плотину. Если где-то посередине от заброшенного кафе до моста выйти к обрыву, то вдали можно увидеть остатки плотины на горной реке.
[показать]
10. С этого же моста сделаем фотографию в другом направлении - в сторону города. Очень красивые пейзажи. Погода в принципе была к нам благосклонна, разве что порой было слишком солнечно, но это разве проблема?
[показать]
11. А это дерево нас особенно заинтересовало. Обычное дерево, только высокое, было увито зарослями ягоды кустистой ежевики - ажины метров на 5 от земли.
[показать]
12. Вдали показывается главный городской автомобильный мост. Именно по нему автобус и проезжает в сторону конечной остановки - городского рынка.
[показать]
13. С правой части реки снова показываются заброшенные или даже недостроенные хрущёвки. Теперь уже даже и не понять. Дома очень сильно поросли травой и зарослями.
[показать]
14. Ну а мы тем временем идём дальше. По ходу пути в этой части города мы пока что никого не встретили. Вокруг деревья уже постепенно примеряют осенние наряды. Несмотря на южные края, сюда тоже приходит осень. К слову сказать, в городе - превосходные природно-климатические условия. Климат субтропический — лето тёплое (средняя температура июля 28 °C), зима умеренно мягкая и теплая (средняя температура января +8 °C); осадков свыше 2000 мм в год. Проходим под автомобильным мостом, но пока что в центр города не идём.
[показать]
15. Мост позади, перед нами показывается бывшее железнодорожное полотно и яркий брошенный вагончик. В тот момент, как я делал этот кадр, сзади нас окликнул сторож ГРЭС и предложил отправиться к нему. Что мы и сделали.
[показать]
16. Он рассказал нам историю предприятия и предложил отправиться на самостоятельное изучение фабрики. Ну, нас долго упрашивать не надо, уже скоро мы направились к производственным зданиям. Но перед тем, как начать показывать фотографии заброшенной ГРЭС, приведу памятную доску на административном здании и краткую историю Ткуарчала как промышленного центра.
"Ткуарчал в годы после ВОВ был развивающимся промышленным городом. В советский период шахтёрский город был уникален – как в масштабах Абхазской АССР, так, пожалуй, и на всем Черноморском побережье Кавказа. Его официальный статус индустриального центра Абхазии лишь в малой степени отражает ту необыкновенную атмосферу, которая царила в этом городе и которая до сих пор объединяет почти всех его бывших жителей, где бы они ни находились. Ткварчельские угольные месторождения, ставшие основой процветания города в 50–70-х гг. ХХ века, эксплуатировались очень интенсивно. Истощение угольных запасов, давшее о себе знать еще до распада Советского Союза, стало причиной того, что задолго до начала грузино-абхазской войны население Ткварчели, насчитывавшее одно время до 40 тысяч человек, сократилось до 20 – 25 тысяч. Но к этому времени на месте бывшего абхазского села у слияния рек Галидзга и Геджирка, в ущелье, огражденном лесистыми хребтами, сложился совершенно своеобразный мир. Город, разбросанный островками на нескольких террасах; многоэтажные дома на склонах гор; жилые кварталы, соседствующие с обрывами и водопадами; природа, сочетающая в себе лучшие пейзажи Абжуйской Абхазии. И вместе с тем – сложный комплекс предприятий: шахты с горно-обогатительной фабрикой; гидроэлектростанция, способная снабжать энергией весь регион; множество заводов, выдававших самую различную продукцию – от асфальта и доломитовой крошкидо средств электронной связи. Ткварчели был в полном смысле слова трудовым городом, воплощением мечты коммунистических пропагандистов, обеспечивавшим заводы и фабрики квалифицированными рабочими и инженерами. И в то же время город был необычайно культурным даже по меркам Кавказа: школы с нестандартно высоким уровнем преподавания; интеллигенция, ничем не уступающая сухумской или тбилисской; Дворец культуры, впечатляющий своей монументальностью и изысканностью архитектуры."
"В 80-х началось свёртывание добычи угля, и Ткварчельская ГРЭС, которая изначально и многие годы потребляла весомую долю добытого рядом угля, была переведена на работу от специально подведенного газопровода. Уголь везли в основном в сторону Кутаиси. В 1992 году началась грузино-абхазская война, в результате которой погибло огромное число жителей, города, а после войны многие жители покинули город. К концу 2000-ых годов численность населения города составляла порядка 5000 человек."
[показать]
17. Ну а мы после небольшого разговора со сторожем на КПП отправились в сторону заброшенных зданий. Зрелище открывается просто необыкновенное, масштабы поражают. К сожалению, огромная территория и здания на ней довольно сильно разрушены, поэтому назначение далеко не всех зданий поддаётся пониманию... Перед нами - наполовину разобранная часть основного корпуса. На заднем плане виднеются две высоких фабричных трубы.
[показать]
18. В разрушенную часть мы не пойдём, а вот в корпус слева - пожалуйста. Тем более, что и сохранилась она гораздо лучше. Внутри буйствует растительность, присутствуют целые залежи чермета. Войдя в помещение, я даже застыл от удивления. Не ожидал увидеть настолько впечатляющую картину (это надо видеть, чтобы понять).
[показать]
19. Направимся к месту, где ранее располагался генератор гидроэлектростанции. Здесь следует заметить, что абсолютно все здания на территории ГРЭС находятся в крайне аварийном состоянии. Очень много дыр, провалов, аварийных перекрытий, разрушенных от бомб стен, торчащей арматуры и прочих опасных элементов, так что тут следует быть крайне осторожным! По замшелой лесенке поднимаемся на второй этаж.
[показать]
20. Честно - я не могу корректно написать, что тут и как работает. Но судя по прошлым отчетам комрада [показать]vmulder, это остатки генератора, а чуть дальше можно встретить панели управления.
[показать]
21. Если в начале этого корпуса приподнять голову, можно обнаружить огромный трансформатор, висящий на крюке грузового крана. Такая "милая" картина.
[показать]
22. А вот, что мы увидим, если пройти чуть дальше по этому корпусу.
[показать]
23. Ещё несколько фотографий. Кстати, за окном виднеется ОРУ (открытое распределительное устройство), которое, как сказал сторож, они и охраняют, поскольку электричество в город подаётся именно отсюда. То бишь оно действующее и охраняемое.
[показать]
24. На стенах вырос целый "город-сад". Потрясающая картина захвата человеческих творений природой.
[показать]
25. Выглянем ненадолго на улицу. Слева виднеется тот корпус, из которого мы только что вышли, а справа вдалеке - участки ОРУ. А еще видна пышная ветка физалиса.
[показать]
26. Вернёмся и сделаем еще один снимок открывающейся постапокалиптической картины.
[показать]
27. Но время не ждёт, так что отправимся дальше. Перед нами вырастает высоченная труба. Она безумно высокая и еле влезла в кадр. Некоторые, возможно, захотели бы ее заруфить, но в этот раз я плюнул и забил (состояние всех конструкций довольно сомнительное, высота огромная, плюс жара). Кому интересны виды, смотрите отчет [показать]vmulder
[показать]
28. Если присмотреться, на трубе с прошлого кадра можно увидеть темное круглое пятно. Приблизим с зумом. Как сказал, сторож - это результат попадания ракетой грузинского самолета СУ-шки. Несмотря на попадание, труба, построенная немцами, осталась стоять на месте.
[показать]
29. Мы проходим мимо трубы, вдали показывается транспортёр-переход для подачи угля между основным зданием и вторым. Кстати, видны и пасущиеся лошади.
[показать]
30. А вот делая эту фотографию, я провалился в лужу грязи по щиколотку. Уже потом мы увидели ,что вся территория в этой части ГРЭС представляет собой грязь и жижу.
"Включился ли ты в соревнование за звание коммунистического отношения к труду!" и красивая металлическая звезда сверху. Кстати в правой части этого здания даже кипит жизнь (!)
[показать]
31. Вдали показывается второе здание ГРЭС формы судна или даже космического корабля, я даже и не знаю, с чем сравнить. Архитектура очень приятная, необычная.
Вокруг валяются огрызки от автобусов, вагонов (!) и прочие горы металлолома.
[показать]
32. Это здание тоже довольно аварийное, стоит смотреть под ноги, однако лестницы в довольно хорошем состоянии, и можно аккуратно подняться на верхние этажи. В целом в комнатах пустовато, поэтому сразу перейдём к самому интересному. На верхних этажах нам довелось увидеть очень красивое освещение и блики от солнечных лучей. Также, как и в других зданиях, зелень активно распространяется по всему периметру.
[показать]
33. Если тут так пусто, зачем же мы сюда поднялись? Конечно же, ради видов! Очень красивые пейзажи открываются вокруг. В левой части фотографии виднеется большая полузаброшенная обогатительная фабрика.
Основу промышленности Ткуарчала всегда составляла добыча и обогащение угля. Добываемый уголь транспортировался на обогатительную фабрику, продукция которой предназначалась для снабжения коксующимися угольными концентратами.
С 2002 года на шахтах добычей угля и последующим его экспортом в Турцию занималась абхазско-турецкая кампания «Тамсаш», инвестировавшая в производство свыше $ 20 млн. С декабря 2009 года предприятие преобразовано в абхазское ООО «Ткуарчалуголь». Бюджет Ткуарчальского района на 90 % зависит от этой фирмы. Однако, добыча угля проводится открытым способом, что приводит к загрязнению реки Аалдзга и вызывает недовольство местных жителей и ряда политиков Абхазии, поэтому с 2010 года открытый способ был запрещён (?)".
В правой части снимка видна вышка промежуточной части канатной дороги, действующей в городе до 1993 года и соединявшей верхнюю и нижнюю часть города. На заднем плане виднеются горы.
[показать]
34. Вышка канатной дороги. Раньше в городе было несколько канатных дорог, но до наших дней дошла только одна. Сохранилось две станции (верхняя и нижняя), промежуточная вышка и ржавые соединяющие тросы, и что особенно примечательно - один вагончик, ставший своеобразным "неофициальным символом" города. Но о нём попозже.
[показать]
35. Немного растительности на этаже второго корпуса ГРЭС.
[показать]
36. А на этом снимке в кадр попал еще и основной железнодорожный вокзал, ныне фактически заброшенный. К сожалению, не успели дойти до него, но кому интересно, могут посмотреть фото в других отчетах ребят.
[показать]
37. А вот и легендарный вагончик! Не зря я телевик захватил.
[показать]
38. Плющ активно обвивает ржавый металл в здании и на улице.
[показать]
39. Ну и самый необычный вид, по моему мнению, открывается в сторону главного здания ГРЭС и фабричной трубы. Зрелище завораживающее. Природа, захватывающая и окружающая творение рук человеческих, ели на крыше, трава на этажах, да уж...
Конечно, всегда надо не забывать, что здания стоят без крыш и перекрытий не просто так.
"Бывший шахтерский поселок во время войны за независимость превратился в центр национального абхазского сопротивления. Маленький городок в горном ущелье устоял перед всеми опасностями, выдержал все вражеские атаки, и на его улицы никогда не ступала нога грузинского солдата. В войну 1992-93 года Ткварчели был одним из центров сопротивления, находился в осаде, подвергался постоянным обстрелам, но так и не был взят грузинскими войсками. А 27 сентября 2008 года президент Абхазии Сергей Багапш подписал Указ о присвоении Ткуарчалу почетного звания «Город-герой»..."
В эвакуации жителей блокадного Ткварчели участвовали российские летчики. Один из вертолетов, вывозивших беженцев - женщин и детей, был сбит над селом Лата..."
[показать]
40. Еще немного отдохнув и перекусив, мы отправляемся вниз, на исследование второй части главного корпуса.
[показать]
41. Проходим через лужи грязи и мимо мирно пасущихся лошадей, мы возвращаемся к главному корпусу.
[показать]
42. А вот так его фасад выглядит при хорошем освещении.
[показать]
43. Далее мы отправились внутрь здания, проблуждали долго время в темных лабиринтах лестниц и заброшенных этажей и в конце концов вышли на второй этаж. Вот это место меня удивило больше всего. Везде и повсюду были кусты и трава. Перед нами оказалась целый корпус без перекрытий и крыши, как кратер, по бокам которого выросло множество растительности. Здесь нужно очень внимательно смотреть под ноги, чтобы никуда не свалиться. Кстати, прямо по курсу - вторая труба ГРЭС, а слева - видны бункеры, из которых подавался уголь.