Одноклассники
15-01-2009 19:07
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Убей одноклассников
Премьера полноценного спектакля по пьесе драматурга из Воронежа Сергея Матвеева «Одноклассники» на тему, злободневную до зубовного скрежета, состоится только осенью. Но вот читка пьесы - без декораций, даже без телодвижений – актерами будущей постановки состоялась в «Театре.doc» уже 14 января. Особую притягательность мероприятию обеспечило присутствие в числе актеров Валерии Гай Германики, «девушки года» и человека-тренда. Так что желающих оценить пьесу собралось немало, некоторым даже пришлось внимать искусству стоя, – хотя для «Театра.doc» это, в общем, традиционно.
Автор пьесы Сергей Матвеев говорит, что писал «о кризисе среднего возраста, с которым каждому придется столкнуться».Если отталкиваться от этого утверждения, то кризис среднего возраста – это примерно как ПМС у женщин: тебя все и всё бесит, жизнь кажется лишенной смысла, в любовь уже совсем не верится.
Естественно, что человеку в столь глубокой депрессии всякие идиотические открыточки, поздравления и «привееееет, зайка!!!;))))», приходящие на почту в социальных сетях ежедневно, кажутся инфернальным изрыганием ада, извращенным планом сил зла по сведению его с ума.
И герой пьесы, от имени которого ведется повествование, - не исключение.
Комментируя все стандартные атрибуты «одноклассников» - «дружим?», «прикольная фотка», «у меня трое детей, как сам?» - герой, некто Андрей Нецветаев, сначала прячется за каждому знакомым грубым юмором унижения. «Даааа, Маша… Я тебя любил когда-то – а ты вон, в ТЮЗе работаешь.. В роли Лисы Патрикеевны – вот и слава пришла..». Затем, припечатав одноклассницу клеймом «ничтожество», он предлагает ей «дружить». Немного пообщавшись с ней и другими «друзьями» из прошлого – поэтом-алкоголиком, девочкой-тоской и похожим на Цоя рабочим завода – Андрей Нецветаев приходит в состояние панического ужаса и принимает судьбоносное решение: собрать в честь своего тридцатилетия бывших однокашников-неудачников на даче, напоить их до беспамятства и отравить газом. Ну и заодно – умереть самому.
Тема социальных сетей, что уж тут лукавить, уже давно не столько актуальна, сколько заезжена.
Шутить про смайлики и «поставь пятерку» - дурной тон, писать об этом пьесу с надеждой на обретение ею будущего – либо безумие, либо граничащая с наглостью смелость: слишком близка вероятность провала.
«Одноклассники» балансируют на грани: описание никчемности жизни когда-то многообещающих детей, матершинные комментарии в неожиданных местах и «встречи под водку» берут только близостью материала читателю. Ну в самом деле, кто из нас не ходил на встречи выпускников и не смотрел на красный нос и пропитые очи бывшего героя сердца? Но ведь и с «нытьем о былом» в контексте социальных сетей мы тоже сталкивались не раз! Причем многие из уже прочитанных «произведений на заданную тему» были выполнены значительно более талантливо, чем «Одноклассники».
Не вызывает одобрения и откровенная маргинальность героя. Да, он признает, что сам – такое же ничтожество и «дрожащая тварь», как и избранные им жертвы, но от осознания его позиция не становится адекватнее. Желчный, злобный, несчастный, герой отвергает все с таким старанием, так тщательно поливает реальность матом и сознательно огрубляет «сентиментальные» моменты («мы даже трахались пару раз» - говорит он о своей единственной подруге Жене), что в его циничность становится почти невозможно поверить. Кажется, что этот выдуманный Андрей Нецветаев просто по-прежнему банально верит в счастье и ненавидит мир именно за то, что у него в жизни счастья почему-то нет.
Однако, несмотря на все эти недочеты, пьеса «вылезает».
Драматургию спасает, во-первых, коллизия с массовым убийством (пусть она трижды неправдоподобна, но оживление в нецензурное нытье «ну как же так, судьбинушка» привносит), во-вторых, довольно удачная и психологически точная концовка.
А спектакль грозит получиться и вовсе хорошим: актеры раскрыли текст порой с каких-то совсем неожиданных ракурсов, в исполнении читающего главную роль режиссера Юрия Муравицкого работают даже совсем примитивные гэги, а Германика идеально вписалась в доставшуюся ей роль тусовщицы Жени, «независимой и на хрен никому не нужной».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote