Это цитата сообщения
Sudarshana Оригинальное сообщениеСэр Артур Генри Рострон, капитан "Карпатии"
"Когда рассвело и я увидел, через какой лед я продирался ночью, меня затрясло и я подумал, что Его рука была на штурвале рядом с моей."
Сэр Артур Генри Рострон (Sir Arthur Henry Rostron; 14 мая 1869 — 4 ноября 1940) — британский капитан компании Кунард Лайн. Командовал лайнером "Карпатия", спасшим выживших пассажиров "Титаника" 15 апреля 1912 года. За спасение выживших с «Титаника» завоевал широкую известность. Был награждён Золотой медалью Конгресса, а после Первой мировой войны орденом Британской империи. В 1931 году получил звание коммодора.
[показать]
А.Г. Рострон родился в 1869 году. В 13 лет впервые вышел в море. После 10 лет службы на море перешел в компанию «Кунард лайн», где в течение 17 лет, с перерывом на службу в военно-морском флоте во время русско-японской войны, устойчиво поднимался по служебной лестнице. К моменту гибели «Титаника» он второй год был капитаном и только третий месяц командовал «Карпатией». Однако это был уже опытный и уважаемый «морской волк», известный быстротой принятия решений и умением передать свою энергию подчиненным. Коллеги по компании дали ему прозвище «Электрическая искра» ("The Electric Spark").
Он не пил, не курил, не ругался и регулярно молился.
[показать]
Пароход «RMS Carpathia» был заложен на верфи «Swan&Hunter Ltd» в Англии 10 сентября 1901 году по заказу судоходной компании «Cunard Line». В мае 1903 года новый «кунардер» (так нередко называли лайнеры компании «Cunard Line») был передан своему владельцу.
Это судно создавалось в качестве грузопассажирского лайнера эконом-класса, и было рассчитано на пассажиров среднего класса, однако на нем было все для хорошего отдыха - рестораны, отделанные деревом просторные курительные комнаты, бары и крытая палуба для прогулок.
Более состоятельные пассажиры за отдельную плату получали эксклюзивный сервис. К их услугам был предоставлен индивидуальный ресторан, и даже небольшая библиотека. Силовая установка парохода представляла собой две паровые машины четырёхкратного расширения, которые вращали два гребных винта, позволяя лайнеру идти со средней скоростью около 14 узлов.
Пароход «RMS Carpathia» верой и правдой служил своему владельцу, но никогда не удостаивался особого внимания, так как в то время шла жестокая борьба за «Голубую ленту Атлантики» между немецким лайнером «Kaiser Wilhelm» и двумя британскими лайнерами «Лузитания» и «Мавритания». Однако уже скоро пристальное всеобщее внимание буквально за одну ночь переключилось на «Карпатию».
В начале XX века пароход «RMS Carpathia» перевозил пассажиров по нескольким маршрутам, включая морской круиз из Нью-Йорка по Средиземному морю. Именно во время одного из таких круизов пароход получил сообщение SOS от лайнера «Титаник».
Пароход «RMS Carpathia» был оснащен самым «продвинутым» на то время оборудованием. Одной из новинок считалась новейшая беспроводная радиостанция Marconi, и ее операторы восхищались этой технологией.
14 апреля 1912 года пароход «RMS Carpathia» с 700 пассажирами на борту держал курс на Гибралтар. Была полночь, когда дежурный радист Гарольд Готем, прослушивая радиоволны, услышал сигнал о помощи от лайнера "Титаник".
Кстати, с этого пассажирского судна было отправлено два сигнала бедствия - стандартный на то время сигнал CQD, обозначающий «Помогите скорее - опасность», и новый сигнал, который теперь известен как SOS. Радист незамедлительно отправился к капитану корабля.
42-летний капитан парохода «RMS Carpathia» Артур Генри Рострон в изумлении выслушал дежурного радиста. Из всех кораблей, находившихся в районе бедствия пароход «Карпатия» был дальше всех, и как оказалось, он был самым быстроходным судном. Ближе всех к «Титанику» находился парусник «Samson». Возможно, что пассажиры тонущего корабля могли даже наблюдать его, но на парусном судне отсутствовало радио, поэтому перепутав лайнер с патрульным кораблем, парусник ушел, узнав о трагедии только через месяц.
Решение капитана парохода «RMS Carpathia» оказать помощь тонущему кораблю, было принято незамедлительно, несмотря на то, что это мероприятие было связанно с определенным риском - ведь пассажирское судно тоже могло столкнуться с айсбергом, который погубил «Титаник».
Рострон, что характерно, сначала отдал приказ о развороте судна и только потом спросил радиста, не ошибся ли он. После чего приказал отправить радиограмму:»Мы придем так быстро, насколько это возможно.»
Одеваясь, он попутно вычислял положение судна и курс.
Во время этой гонки по распоряжению капитана:
- Был дан приказ отключить отопление и все приборы, потребляющие электроэнергию.
- Подняты все корабельные стюарды для переоборудования палубных салонов: освобождению их от лишней мебели, сбору одеял и одежды, подготовке питания и горячей воды. Проведена подготовка всех возможных помещений для размещения спасенных, включая все офицерские каюты.
- Приняты все возможные меры для избежания какого-либо волнения пассажиров на самой "Карпатии": пассажиров не будили, но во всех коридорах дежурили стюарды для предотвращения возможной паники.
- Вывешены за борт спасательные шлюпки, собраны и подготовлены их экипажи, заготовлены сети, фонари, ракетницы и т.п. Вывешены корабельные трапы. Разблокирован и подготовлен палубный кран для подъема спасаемых.
- Подняты среди ночи все корабельные медики и оборудован расширенный медпункт для осмотра потерпевших и оказания помощи;
- Распределены вахты, зоны ответственности между помощниками капитана, подготовлено все необходимое для записи и регистрации спасенных.
Когда пароход устремился на помощь, среди членов команды стало нарастать недовольство. Расстояние между двумя кораблями составляло 93 мили. Со скоростью 14 узлов эту дистанцию пароход мог преодолеть лишь за четыре часа, но чтобы ускориться, команде кочегаров пришлось работать без остановки. Машинное отделение было поднято по тревоге и все три смены стали бросать уголь в топку. Паровые машины были на пределе. Вскоре уровень давления пара достиг максимума, но старший механик просто снял фуражку и молился, чтобы ничего не произошло. Пароход шёл на невероятной для него скорости в 17 узлов!
В 2.45 они увидели зеленую ракету и тогда же наблюдатель увидел первый айсберг. Рострон сбавил скорость, обошел его справа и снова дал «Полный вперед!». Вскоре появился еще айсберг, затем еще. Рострон лавировал между ними, уже не сбавляя скорости. Окружающие отметили, что его губы постоянно шептали слова молитвы.
В 4.00 они остановились там, откуда приняли сигнал бедствия, уже начинало светать.
Взлетела еще ракета и они увидели первую шлюпку. Маневрировать среди льдин, подбирая шлюпки, было крайне тяжело и потребовало от Рострона всего его мастерства. В 8.30 пассажиры последней шлюпки были подняты на борт. А там уже работал конвейер: запись данных, врач, лекарство, суп, кофе, бутерброды, виски, теплая одежда, койка. Прием спасенных пассажиров «Титаника» проходил спокойно и без суматохи. Это стало возможным благодаря прекрасной дисциплине экипажа судна «Карпатия».
Всего поднято 705 человек. Несмотря на переохлаждения, обморожения и травмы, осложненные сильнейшим шоком, на борту умер только один человек.
В конце капитан велел младшему офицеру подсчитать льдины. Тот насчитал 25 высотой 150-200 футов и немеряно мелких.
Позднее Рострон рассказывал своему другу Барру: "Когда рассвело и я увидел, через какой лед я продирался ночью, меня затрясло и я подумал, что Его рука была на штурвале рядом с моей."
Когда другие морские суда только направлялись к месту катастрофы, пароход «
RMS Carpathia» уже следовал в Нью-Йорк (на путь в Европу не хватало продуктов). Лайнер шел на большой скорости, чтобы поскорее доставить пострадавших на материк, куда и прибыл благополучно через четыре дня.
Современники оценили действия Рострона по достоинству. Впоследствие капитану судна «
RMS Carpathia» и его команде были вручены памятные награды. На пароходе даже был выделен отдельный сервант, в котором разместили все вознаграждения за заслуги, напоминая о роли пассажирского судна в спасении пассажиров.
Уцелевшие пассажиры собрали средства и вручили капитану «чашу любви», а членам экипажа – памятные медали.
[показать]
Молли Браун вручает Рострону "чашу любви" от уцелевших пассажиров.
Позже он был награжден золотой медалью Конгресса и крестом Почета. Его бюст был установлен в Нью-Йоркском Зале Славы – впервые такой чести был удостоен англичанин.
От компании тоже последовали денежные поощрения и повышение по службе.
До своей отставки в мае 1931 года капитан Рострон командовал несколькими кораблями. В 1926 году он стал кавалером ордена Британской империи.
Умер от пневмонии 4 ноября 1940 года. Был похоронен в церкви Вест-Энд в Саутгемптоне.
Пароход «Карпатия» затонул 17 июля 1918 года в 17 милях южнее побережья Ирландии в результате попадания в неё трёх торпед, выпущенных германской подводной лодкой.
***********************************************************************************************************************************************************************************
СПАСИБО Вам, Капитан!!!