Схема управления подводной лодкой очень похожа на схему управления самиком, канал руля высоты соответствует каналу руля глубины у лодки (динамическое погружение), канал руля направления соответствует каналу руля направления у лодки (вправо-влево). Блок управления помпой, которая качает (откачивает) воду в балластную цистерну вешается на канал управления элеронами. Отклонил левый рычажок на пульте радиоуправления влево – всплываем, вправо – погружаемся. Проблема возникает при подключении двигателя, в отличие от винта самолета, который должен крутится исключительно в одном направлении, винт подводной лодки, чтобы она имела задний ход, должен крутится и в обратном направлении. Это очевидно.
Производитель лодки компания «Thunger Tiger», долгое время специализировалась на производстве моделей самолетов, «Нептун» первая модель лодки, которую они выпустили. Конструктора не стали разрабатывать специальный приемник, а решили адаптировать управление под обычный авиаприемник. Для этого им пришлось вставить в схему переходную платку, которая конвертирует управляющий сигнал «газа» c «авиа» на «ПЛ-ный». Сервы и регулятор хода подключаются через нее к приемнику. На мой взгляд, было бы удобнее адаптировать лодку под автомобильное р/у, тогда не надо было бы делать конвертер. Но тайваньские конструктора прямо как знали, что у меня есть р/у дельтаплан. Разобравшись во всем этом, я без проблем прилепил приемник «Футаба» от дельтаплана . Именно прилепил в прямом смысле этого слова – передатчик по инструкции приклеивается к переборке на двусторонний скотч.
Аккумулятор был разряжен, до 8 вольт, его поставил на зарядку. Замерил напругу через полтора часа, как ни странно мультиметр показал 12 вольт. Можно было начинать тестировать электронику. Следуя инструкции, я подключил помпу, сервы и регулятор хода к приемнику. Включил передатчик и питание лодки. Подвигал управляющими рычагами на передатчике, помпа заработала, сервомашинка руля задвигалась… Ходовой двигатель, рули глубины не работали. Я несколько раз повторил операцию включения-выключения – результат тот же. Попробовал в разных комбинациях, меняя каналы перетыкивать помпу и регулятор хода. Никак. Двигатель работать не хотел. На следующий день перезвонил продавцу, на мое счастье в субботу в офисе оказался сотрудник, Владимир, который продиктовал мне правильное положение всех разъемов. Оказалось, что по инструкции схема включения сервы глубины и регулятора хода была не очень понятна … На самом деле разъемы надо было зеркально перевернуть. В офисе продавца был собран тестовый образец и Владимир диктовал мне расположение проводов прямо с работающего образца. В процессе сверки всплыла еще одна моя ошибочка, датчик давления я подключил, перепутав полярность.
[640x480]