Об оценке бизнеса
03-02-2009 14:46
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Олег Тиньков,
Председатель совета директоров банка «Тинькофф. Кредитные системы»
Как оценивать непубличные компании? Сложный вопрос, особенно в январе 2009 года.
Но я считаю, что тут механизм прост. Нужно смотреть на собственников компании, на их предыдущие успехи и пытаться спроецировать их на будущее. Совершенно очевидно, что в ближайшие два года эквити-бизнеса (инвестиции в акционерный капитал – «Ф.») как такового не будет. Зачем заниматься эквити, если еврооблигации квазисуверенные (например, ВТБ) дают 20-25% годовых или даже суверенные принесут 15%, а облигации «Русского стандарта» – на самом деле, неплохого банка – торгуются под 60% годовых. Конечно, лучше заниматься облигациями, а не акциями. Помимо истории результатов надо понимать, что через 2-3 года будет хорошо или намного лучше, чем сейчас.
Конечно, есть извечный конфликт: собственник хочет оценку больше, инвестор – меньше. И если они договорятся, это и будет определение настоящей рыночной цены. Кстати, как бы это наивно ни звучало, я считаю, что биржевые котировки – это как раз нереальная цена. Мы знаем много сделок, когда инвестиционные банки накручивали стоимость.
Непубличные прямые сделки более объективны. Собственник всегда оценивает свой бизнес очень агрессивно, а инвестор – очень консервативно, а в итоге они находят правильный консенсус. Сегодня это будет сложнее, но, если инвестор хочет расстаться со своими деньгами и куда-то их вложить, они договорятся.
В целом я бы оценивал бизнес примерно следующим образом: цена до кризиса, поделенная на два. Это справедливо. Это правильная цена для бизнесов, которые сегодня приносят прибыль.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote