Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ДВЕ ЛЮБВИ, ДВЕ СВЕТЛЫХ ПОВЕСТИ ЧАСТЬ 4)
Глава 28. Елена Фоурман
По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. Рубенс решается на новый брак. А почему бы и нет? Он красивый мужчина, видный и представительный. К тому же он богат и знаменит. Правда, его иной раз одолевает подагра, но, пожалуй, можно сказать, что эти досадные недомогания просто напоминают ему о том, что он всего лишь человек.
6 декабря 1630 года художник взял в жёны Елену Фоурман. В этот день колокола Синт-Якобскерк радостно звонили в честь новобрачных. Запись в церковной книге приходской церкви святого Иакова в Антверпене гласила: «Петр Павел Рубенс, кавалер секретарь тайного совета его величества и комер - юнкер ее высочества принцессы Изабеллы.
Елена Фоурман
Hélène Fourment
1614—1673
[показать]
Рубенс Портрет Елены Фурман 1630 г.
Вторая жена живописца Питера Пауля Рубенса. Младшая дочь друга Рубенса, богатого торговца шпалерами и коврами Даниеля Фоурмана. С родителями невесты Рубенс знаком много лет: сестра Изабеллы Брант, Клара, замужем за братом Елены, Даниелем. У отца Елены одиннадцать детей, Елена - младшая из них.
Она родила Рубенсу пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. После смерти художника Елена Фоурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна.
Сам Рубенс объясняет свой поступок в письме от 18 декабря 1634 года своему другу Пейреску так:
«Я решил снова жениться, потому, что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати — гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи. Теперь, слава богу, я спокойно живу с моей женой и детьми и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни».
Многие люди критиковали решение 53-летнего художника. Тот, кто женится на шестнадцатилетней девушке, прекрасно понимает, что это дает повод к насмешкам и сплетням. Но на это Рубенс не обращает внимания – не в том дело, что скажут другие, главное - внутренняя решимость. Шестнадцать лет - это возраст его сына Альберта. Ну что ж, в его доме будет одним ребенком больше, и этот ребенок станет к тому же его женой. Чем она моложе, тем меньше она будет оказывать на него давления, тем больше у него будет внутренней свободы и ему легче будет по своему вкусу направлять их семейную жизнь.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Porträt der Hélène Fourment im Hochzeitsgewand 1630-31 г.г. Старая Пинакотека, Мюнхен
На одном из иностранных сайтов я встретил информацию о том, что Елена Фоурман была племянницей Рубенса – дочерью сестры его первой жены Изабеллы. Ох, уж эти дилетанты!!!
«Ее родители были очень удивлены выбором Петера Пауля, но дали свое согласие, поскольку у Елены не было приданого».
Эта придуманная автором статьи версия, скорее всего, связана с двумя портретами Рубенса, на которых изображена сестра Елены – Сусанна, которую и посчитали сестрой Изабеллы. Возможно, это связано еще и с тем, что портреты были написаны в 1620е годы, еще до второй женитьбы Рубенса.
В первом браке Сусанна была замужем за Раймондом дель Монте, овдовела и второй раз вышла за Арнольда Лундена.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Susanna Fourment 1620 г.
Рубенс написал несколько портретов этой хрупкой женщины с большими тоскующими глазами и своенравным ртом. Один из них - знаменитая фигура в шляпке со страусиным пером.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Портрет дамы в шляпе с перьями 1625 г.
[показать]
Рубенс Портрет Сусанны Брант 1626 г.
Не многие его картины написаны так вдохновенно, как это изящное произведение, в котором чувствуется даже какая-то особая нежность.
Итак, Елене Фоурман было шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая богиня, она была воплощением мечты Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее написанное Рубенсом в последнее десятилетие освещено этим чувством.
[показать]
Рубенс Портрет Елены Фурман 1630-32 г.
Второй брак Рубенса был не менее счастливым, чем первый. Елена Фоурмен стала не только хозяйкой в его доме, спутницей последнего десятилетия его жизни, но и подлинной вдохновительницей, желанной музой его искусства.
Глава 29. Муза
Образ молодой жены становится лейтмотивом творчества Рубенса. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Helena Fourment 1630е Гаага
Художник работал и страстно любил свою жену. Его обожание волшебством кисти превращало Елену в античную или библейскую богиню, и такой она предстала на картинах Рубенса перед нами через столетия, не утратив своего величия и красоты. Его любовь представила перед нами Елену обнаженной и обольстительной со всеми чертами и оттенками всемогущей зрелой женской привлекательности.
[показать]
Рубенс Hagar in the Desert 1630-32 г.г.
Ее облик, ее лицо, ее фигура, пышные формы ее тела, перламутровый цвет ее кожи мы увидим во многих картинах Рубенса последнего десятилетия. Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).
[показать]
Питер Пауль Рубенс Сад любви 1633 г.
Сад любви - это его собственный сад, это счастливая Елена, присутствующая среди других счастливых пар. Елена, которая покорно подчиняется всем его прихотям, которую он изображает в самых роскошных нарядах и щедро раздевает.
[показать]
Рубенс Суд Париса 1636г. Национальная галерея, Лондон
Он отказался изменить что-нибудь в «Суде Париса», который был ему заказан испанским королем и который кардинал-инфант просил сделать несколько более скромным. Рубенс не согласился с тем, что последнее слово остается за тем, «кто платит за картину», и не уступил даже королю. Дело в том, что эту картину, хоть и заказанную, он писал для собственного удовольствия. Его Елена, которая воплотила уже стольких героинь, созданных его воображением, здесь торжествует в образе Венеры. Через три года он пишет еще один вариант картины.
[показать]
Рубенс Суд Париса 1639 г. Прадо
Среди портретов Елены выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств, Вена).
[показать]
[показать]
Рубенс Das Pelzchen (Porträt der Hélène Fourment) 1638 г. Вена
Рубенс Porträt der Hélène Fourment 1638 г. Лиссабон
Глухой нейтральный фон, на котором вы видите обнажённую женщину, укрытую богатой тёмной шубкой. Одной рукой она придерживает край меха на своём плече, поддерживая пышную грудь. Другая рука задерживает соскальзывающий по телу ворсистый мех.
Жена Рубенса написана во всей своей красоте, поражающей до сих пор зрителей, как своим обликом, так и мастерством создавшего эту картину художника.
Рубенс писал эту картину для себя. Предполагают, что он сам в своих описях назвал её «Шубка» и завещал своей жене. После его смерти Елена Фоурмен хотела уничтожить эту работу и многие другие, где Рубенс написал её обнажённой, но кардинал - инфант Фердинанд уговорил её через духовника не делать этого.
В эти же годы Рубенсом создана и "Вирсавия".
[показать]
Рубенс Вирсавия у фонтана 1635 г.
«Вирсавия» Рубенса - женщина гордая, уверенная в своей красоте. С достоинством смотрит она на негритенка-пажа, принесшего ей письмо от царя Давида.
Ни тени сомнений, ни душевных переживаний нет в этом прославляющем женскую красоту образе, а изображение самого царя Давида на дальнем плане, по существу, цветовое пятно, а не четко различимая фигура, говорит нам о незначительности в содержании картины последующей его встречи с Вирсавией. Здесь самое важное - образ все покоряющей женской красоты, повергающей к своим ногам всех: и слуг и царей. И нет ничего выше и значительнее, чем совершенная красота женщины.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Рубенс в своем саду с Еленой Фурман 1631 г.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Елена Фурман с сыном Франсуа 1635 г.
В каком бы виде она ни была изображена - в тяжелых шелках и бархате, обнаженная или почти обнаженная, создается впечатление, что она совершенно безмятежна, она смотрит ласковым и простодушным взглядом.
[показать]
Рубенс Андромеда 1638 г. Берлин
[показать]
Рубенс St. Cecilia 1639-40 г.г. Берлин
Только на одном портрете она кажется чуть более сосредоточенной - там, где она сидит, склонив голову, а с нею двое ее детей.
[показать]
Рубенс Елена Фурман с детьми, Клар-Джоанной и Франсуа 1636-37 г.г.
Здесь уместно процитировать Делакруа, говорившего Эдуарду Мане:
"Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - бог".
Глава 30. Пора мудрости
Для каждого человека настает время мудрости. Рубенс приближается к шестидесяти.
Но как может считать себя стариком тот, в чьем роскошном доме не умолкают крики новорожденных?
В январе 1632 года родилась Клара Иоганна, в июле 1633-го - Франциск. Старшие сыновья Рубенса стали уже взрослыми.
Петер Пауль окружен друзьями, книгами, коллекциями. У него есть работа - он по-прежнему неутомим.
Он пишет также себя вдвоем с Еленой в саду своего особняка на Ваппер.
[показать]
Питер Пауль Рубенс Рубенс, его жена Helena Fourment, и их сын Питер Пауэль 1639 г. Метрополитен, Нью-Йорк
В начале 1635 года Антверпен готовится к торжественной встрече кардинал-инфанта Фердинанда. Магистрат поручил Рубенсу украшение города. Он делает бесчисленные рисунки и эскизы, создает невиданные по своей пышности проекты. Под его руководством работают два десятка лучших художников Антверпена. Шесть скульпторов высекают фигуры из камня, вырезают их из дерева. На ноги поставлена целая армия ремесленников.
Как вся его царственная родня, дон Фердинанд страстно любит живопись. А где, как не в доме Рубенса, он может найти картины по своему вкусу? К тому же хозяин дома - любезный в обращении человек: даже обреченный на физическую неподвижность, он сохраняет живость ума.
Только одна подагра может обречь Рубенса на вынужденное бездействие, но едва приступ проходит, Рубенс вновь исполнен энергии.
[показать]
Рубенс Кардинал инфант 1634 г. Прадо
Что же касается той, кто послужила живой моделью для стольких картин, кардинал-инфант, не колеблясь, пишет своему брату, королю Испанскому, что это самая красивая женщина в Антверпене.
В апреле 1636 года кардинал-инфант назначит его своим придворным живописцем.
[показать]
Рубенс Portrait of Helena Fourment 1636-38 г.г.
В мае Елена родила третьего ребенка - дочь Изабеллу Елену.
Некоторое время спустя Рубенс покупает замок Стен в Элевейте - большой загородный особняк, к которому для забавы пристроены игрушечные башенки и подъемный мост. Это обширные владения - поля, леса и река. На фоне этой декорации он может написать свою жену, одного из сыновей, порой и самого себя в эффектной шляпе.
Вот уже двадцать лет вместе со своими помощниками он борется со все возрастающим потоком заказов. Самые богатые клиенты, и, конечно, в первую очередь те, кто знает толк в живописи, настойчиво требуют, чтобы произведения были написаны его «собственной рукой», будто он в одиночку может справиться со всеми заказами!
Конечно, у него титаническая работоспособность, но и она не беспредельна ему приходится прибегать к уловкам.
Он никогда не отказывается от заказов, но не столько из алчности, сколько для того, чтобы не утратить своего первенства.
Его семья снова увеличилась. В феврале 1637 года у него появился новый отпрыск, названный в его честь - Петер Пауль.
Художник получает крупный заказ для королевского охотничьего павильона в Торре де ла Парада в окрестностях Мадрида - сто двенадцать картин. Темы для композиций должны быть почерпнуты из «Метаморфоз» Овидия и мифа о подвигах Геракла. Разнообразные темы, у которых есть одно общее: они дают возможность восславить нагое тело - нагое тело во всех мыслимых позах. Некоторые фигуры на этих картинах находятся в покое, но большинство - в движении.
Распределение труда в мастерской остается прежним. Глава мастерской делает эскизы, а подручные выполняют работу в соответствии с заданными размерами.
[показать]
Этюд с указаниями рукой Рубенса
Впрочем, если тема ему нравится, он пишет картину сам.
Все слои общества любят устраивать пирушки. Напрасно власти пытаются этому противостоять, издавая множество указов, среди них даже такой, который запрещает «излишества, обжорство и пьянство во время свадебных пиров». Отныне число гостей на свадьбах не должно превышать сорока, и продолжаться праздник может не дольше «одного дня и второго дня пополудни».
[показать]
Рубенс Bauernkirmes (Flämische Kirmes) 1635 г. Лувр
Полотно, на котором Рубенс восславил веселье – «Безудержное веселье фламандской кермесы».
Празднество у него в самом разгаре. Это вакхическое буйство танцующих пар, в которых вселился бог танца. Яства и напитки, танцы и музыка - заводилы веселья, которое одушевляет весь народ. В «Кермессе» изображено всеобщее веселье, веселятся все, и стар и млад. И грудные младенцы и дети постарше, которые пытаются напиться из кувшинов. Взрослые танцуют, чьи-то руки тискают женские груди, гуляют по спинам и животах, и повсюду - сочные поцелуи. Старики жадно пьют из жбанов. Кажется, ни один художник на свете не воплощал в таких сладострастно изогнутых линиях такой великолепный гимн радости.
Этой же теме посвящен "Крестьянский танец".
[показать]
Рубенс Крестьянский танец
Еще Рубенс, приближающийся к финишу, пишет «Пастуха и пастушку».
[показать]
Рубенс Pastoral Scene 1636-38 г.г. Эрмитаж
Здесь он щедро отдает свою Елену пастуху, который смахивает на сатира. Пылкое нападение, слабая защита. Лицо Елены словно бы заранее улыбается предстоящему наслаждению.
Рубенс создал как бы образ самого желания. Желания, которое не увяло в нем, несмотря на его годы.
Глава 31. «Святой Георгий»
Одно из последних произведений на библейскую тему Рубенс написал в 1638 году – «Святой Георгий».
«Святой Георгий» Рубенса – одно из произведений, составленное целиком, как говорит предание из портретных изображений его семьи, то есть воплощение его привязанности, близких ему умерших и живых людей, огорчение, надежды, прошлое, настоящее и будущее его дома.
На картине изображены рядом две жены Рубенса. Там же его дочь, его племянница, его отец, дети и младший сын в образе ангела, юный, восхитительный мальчуган.
Сам художник изображен на этой картине в доспехах, сверкающих темной сталью и серебром, со знаменем «Святого Георгия» в руках. Он постарел, осунулся, поседел, волосы у него растрепаны, на лице видны разрушительные следы времени, но он прекрасен внутренним огнем. Без всякой позы и напыщенности он, поразив дракона, наступил на него закованной в железо ногой.
Именно Рубенс, как никакой другой человек, оглядываясь в часы глубокого раздумья на себя самого и пройденный жизненный путь и чувствуя себя полным уверенности и сил, в праве был изобразить себя победителем. Он вложил в эту картину все свое искусство. К сожалению, репродукцию этой картины я не нашел. В галереях представлены лишь ранние картины Рубенса 1610х годов "Св.Георгий в борьбе с драконом" (1606 г.) и "Св. Георгий со святыми" (1607).
Глава 32. Еще один портрет Елены
Один из самых известных портретов Елены написан в 1639 году.
[показать]
Рубенс Helena Fourment with a Carriage 1639 г. Лувр
На нем Елена изображена вместе с сыном Франсом, который родился в 1633 году. Франс одет в красный костюм с плоским "белым воротничком". Мальчик выглядит примерно на шесть или семь лет, что позволило искусствоведам определить дату написания картины.
Рубенс, к тому времени придворный художник эрцгерцога и эрцгерцогини Фландрии, Альберта и Изабеллы, был к тому времени богатым человеком во главе процветающей студии известной во всей Европе. Этот портрет, сделанный для семьи, давал ему возможность продемонстрировать свой социальный статус и успех.
Елена одета, как женщина из высшего общества, она изображена на ступенях своего роскошного дома в Антверпене, который был построен Рубенсом в подражание итальянским палаццо с колоннами и пилястрами
Елена одета в испанском стиле в длинное черное платье, на голове небольшой головной убор с большой черной вуалью, то время модный в Германии и Нидерландах. Темный цвет наряда совмещен с блестящим белым атласом и золотой тесьмой на рукавах.
Считается, что это последний портрет Елены, написанный Рубенсом.
Хотя некоторые искусствоведы утверждают, что Питер Пауль писал свою супругу и в 1640 году.
[показать]
Рубенс Женщина с зеркалом 1640 г.
[показать]
Рубенс Женский портрет
Глава 33. Два последних автопортрета
До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он.
После него среди величайших живописцев мира только Рембрандт и в некоторой степени Винсент Ван Гог значительно превосходили его в этой области портретного творчества.
Все автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров. Нет в них и вульгарного самолюбованья, скорее они - интимные автобиографии, чем собственное превознесение достоинств и добродетелей живописца.
Особенно выделяется в этом отношении автопортрет из коллекции дома Рубенса в Антверпене, где всё внимание сосредоточено на изображении лица художника, на добром и живом выражении красивых карих глаз.
[показать]
Рубенс Автопортрет 1628-30 г. Дом Рубенса, Антверпен
Автопортреты Рубенса - дневник жизни художника, на них запечатлена вся его жизнь.
Радостный и задумчивый юноша - в «Автопортрете с мантуанскими друзьями».
Молодой, уверенный в себе мужчина - в «Автопортрете с Изабеллой Брант» («Жимолостная беседка»).
Зрелый муж, дипломат и всемогущий, известный всей образованной Европе живописец - на автопортретах в музее Уффици и в королевском собрании Виндзорского замка в Англии.
[показать]
Рубенс Автопортрет 1623-24 г.г.
Многоопытный и полный собственного достоинства человек, слегка презрительный и печальный - таков Рубенс в автопортрете из Музея истории искусства в Вене.
[показать]
Рубенс Автопортрет 1639 г. Худ.истор музей, Вена
В этом последнем автопортрете Рубенс предстаёт перед нами величественным и спокойным. Он твёрдо прошёл свой жизненный путь, обретя славу, богатство, знатность, все радости семейного и домашнего очага. Годы сказываются на его общем физическом облике.
Следуя древним стоикам, он ни одним движением не выдаёт невзгоды и мучительные стороны своей жизни, и только правая рука, одетая в перчатку, скрывает от нас поражённую подагрой руку, которая одарила мир чудесными фантазиями его живописного гения.
Своё лицо Рубенс написал так, что вы видите все оттенки увядающей кожи Глаза запали, щеки обтянулись. Изменилась форма затененного усами рта. Как бы ни был деликатен его карандаш, он не в силах сделать невозможное. Дух захватывает от мастерства изображения этого уже измождённого, но всё ещё сохранившего и движение мысли в глазах, и биение крови в сосудах умного и величавого лица.
Глава 34. Смерть художника
Год 1639-й проходит так же, как и предыдущий. Несмотря на то, что приступы подагры одолевают его все чаще, Рубенс продолжает работать и интересоваться новостями.
Весной следующего 1640 года Рубенс приобрел в свою коллекцию несколько произведений Франсуа Дюкевуа, брюссельского скульптора, который с 1618 года живет в Риме.
Рубенс пишет коллеге-земляку в письме от 17 апреля:
«За себя и за наше отечество я радуюсь успеху Вашей милости и вкушаю его славу. Не будь я прикован к дому возрастом и подагрой, я отправился бы в путь, чтобы иметь удовольствие полюбоваться столь совершенными и уже стяжавшими столь громкую славу произведениями. Надеюсь, однако, что Ваша милость вернется к нам, в нашу дорогую Фландрию, которая когда-нибудь еще будет гордиться Вашими творениями. Мне бы очень хотелось, чтобы это произошло до моей смерти, и я мог бы увидеть шедевры, созданные рукой Вашей милости».
Увы, здоровье художника ухудшается. К концу месяца он не может шевельнуть ни рукой, ни ногой. В начале мая ему снова становится лучше. По случаю свадьбы своего ученика Люкаса Файдербе Рубенс посылает ему любезную поздравительную записку:
«Я с радостью узнал, что первого мая Вы посадили майское дерево в саду Вашей милой жены. Надеюсь, что оно будет цвести и в один прекрасный день принесет плоды».
Он просит молодого скульптора выполнить фигуру ребенка из слоновой кости, «но это не к спеху, Вам сейчас надо сделать другого ребенка - поважнее».
К концу мая ему опять становится хуже. 27 мая Рубенс составляет завещание.
По справедливости определив каждому его долю наследства, Рубенс просит своих наследников, чтобы они жили в согласии и ни в коем случае не прибегали к судебным тяжбам.
30 мая 1640 года, незадолго до полудня, его сердце не выдерживает приступа подагры - наступает конец.
В тот же день тело Рубенса было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмент.
[показать]
Гробница Рубенса в церкви Святого Иакова в Антверпене
2 июня состоялись погребальная служба и традиционное поминальное пиршество.
Глава 35. Наследство
В феврале 1641 года, то есть восемь с половиной месяцев спустя после смерти мужа, Елена Фоурмент родила дочь, Констанцию Альбертину - последнее доказательство неизбывной жизненной силы художника.
Потом начался раздел имущества. Настало владычество нотариуса, оценщиков, торговцев. Пошли в ход описи и расписки. Понадобилось около пяти лет, чтобы завершить все формальности.
Сначала пришлось составить список «картин, произведений искусства, древностей, документов, доверенностей и ценных бумаг». Серебро и драгоценности были поделены между наследниками: сыновьями от первого брака Альбертом и Николасом, а также Еленой Фоурмен и ее пятью детьми.
Медали и геммы достались старшим сыновьям. Альберт, который унаследовал от отца должность секретаря тайного совета, получил также библиотеку.
Портреты членов семьи были отданы тем, кого они изображали.
Изделия из слоновой кости, раковины, гипсовые слепки и даже глобусы были проданы.
Продан был и гардероб покойного.
Потом настала очередь картин, как произведений самого Рубенса, так и работ других художников, которые входили в его коллекцию. В инвентарном списке значится более трехсот произведений.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая - более 8 тысяч.
По поручению испанского короля было куплено несколько десятков картин на 70 тысяч флоринов и не только полотна Рубенса, но и картины Тициана, Тинторетто и Веронезе из его коллекции.
Еще полсотни картин было продано разным людям - от некоего жителя Кёльна до принца Оранского. Некоторые картины были выкуплены родными Рубенса.
Елена Фоурмен купила «Сад любви».
Арнольд Лунден приобрел два портрета своей жены Сусанны Фоурмент.
После картин настала очередь недвижимости, тоже многочисленной. Прежде всего, встал вопрос об особняке на Ваппер. Он был настолько дорог, что на него не нашлось покупателя, и Елена Фоурмент продолжала жить в нем, пока не вышла замуж вторично.
[показать]
Дом-музей Рубенса в Антверпене
[показать]
Дом-музей Рубенса в Антверпене
[показать]
Столовая в доме
Рядом с особняком было еще восемь домиков с маленькими садами. В одном из них были библиотека и склад «плохих картин и копий». Остальные сдавались внаем.
Было еще 5 сельских имений – с фермами и прилегающими землями.
И, наконец, самый лакомый кусок - поместье Стен с его замком, окрестными полями, лугами и лесами. Это великолепное имение само по себе было целым состоянием. Его оценили в 100 тысяч флоринов. Половину его Рубенс завещал детям, половину – Елене Фоурмент.
Эпилог
Многие историки считают его баловнем судьбы, вытянувшим счастливый жребий, при этом забывая о его гигантском трудолюбии и работоспособности.
Богатство художника ставят ему чуть ли не в вину, забывая, что он добыл его собственными руками.
Ему ставят ему в вину то, что многие его произведения написаны учениками, но он жил в то время, когда живопись являлась ремесленным мастерством и предполагала ремесленное производство.
Но при этих нападках все единогласно пишут, что Рубенс своими концепциями и идеями внес большой вклад в развитие барокко, явился одним из его создателей, став одним из величайших художником всех времен и народов.
[показать]
Willem (Guillaume) Geefs Памятник Рубенсу 1840 г. Антверпен
Одна из больших, интересных статей о Рубенсе с замечательной галереей заканчивается словами Ивана Крамского: «Говоря по правде, мы лепечем. Вот старые мастеpa говорили». Ему, конечно, в 19 веке было веднее, но мне кажется, что многие сегодняшние живописцы должны выстроиться стройными рядами в колонны и идти по Садовому кольцу, скандируя эти слова. Может быть, я консервативен и поэтому не прав...
Использованы материалы из Википедии и
книги Роже Авермата "Питер Пауль Рубенс" (Вольное описание жизни художника).