Культ личности и культ Запада — два главных движущих принципа в истории японской рекламы. С тех пор как Япония попала под влияние западной цивилизации, японцы находятся в постоянном поиске новой идентичности, «между виски и саке» — как образно они именуют этот тернистый путь, то есть между западничеством и традиционализмом, адаптированным к современным условиям.
[468x60]
В конце 60-х годов XX века Япония определилась на международной арене как вторая по мощи экономическая держава в мире. Сегодня Япония хорошо изучила остальной мир, тогда как западные страны только начинают познавать секреты жизни и традиции японского общества.
[468x60]
[показать]
Для того чтобы понять специфику японской рекламы, обратимся к истории страны, процессу трансформации менталитета японцев под влиянием культуры и традиций западного общества. Параллель между эволюцией рекламы в Японии и изменением менталитета японцев позволяет лучше понять содержание новых социально-экономических процессов.
[показать]
Первый этап становления японской рекламы приходится на период «западничества» (1868-1894 гг.). Его начало непосредственно связано с восстановлением политической власти императора Мейджи (Meiji). Япония взяла курс на индустриализацию.
[показать]
С этого времени процесс «цивилизации и модернизации» японского общества становится лейтмотивом всех начинаний эпохи в Стране восходящего солнца. Фуказа-ва Йукиши (Fukazawa Yukichi), известный японский прогрессивный деятель того времени, получивший образование в Англии и неоднократно путешествовавший по Европе и США, написал в 1874 году «Резюме дискуссии о цивилизации», в котором изложил и развил свои суждения по поводу культурного шока, который пережила Япония в названный период: «Культурный шок подобен эффекту от вылитой в горящее пламя ледяной воды; он поверг сознание японцев в крайний хаос».
[240x400]