Первые две машины Уатта были сделаны по заказу в 1776 году: одна для откачки воды из угольных копей в Типтоне (Стаффордшир), а другая для воздуходувки на чугунолитейном заводе Джона Уилкинсона в Бросли (Шропшир), который вместе с фирмой «Дерби» внес большой вклад в дело развития тяжелого машиностроения и металлургии. Именно усовершенствованный расточный станок этой фирмы сделал возможным изготовление цилиндров паровой машины Уатта. В 1777 году поступил первый заказ на изготовление паровой машины для насосной станции на корнуэлльском оловянном руднике, затем Корнуэлл стал самым надежным потребителем этих паровых двигателей. В 1778 году в этом графстве насчитывалось свыше 70 действующих двигателей Ньюкомена, а к 1790 году все они, кроме одного, были заменены машинами Болтона — Уатта. К тому времени, когда начался регулярный выпуск паровых машин для насосов, полностью выявился спрос на более совершенные двигатели со стороны текстильной и других отраслей промышленности. Поэтому Уатт по просьбе своего компаньона Болтона занялся созданием паровой машины для привода вращающихся машин. В 1781 году он получил патент на такую машину, а в следующем году создал универсальную паровую машину двойного действия. В 1788 году он поставил на ней центробежный регулятор для поддержания постоянного числа оборотов вала, а в 1796 году снабдил паровой двигатель еще и индикатором.
Надежные промышленные металлодетекторы для выделения металлических элементов.