Поллок Джэксон (1912-1956)
19-11-2008 22:55
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Пол Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.
Пол Поллок родился в штате Вайоминг, он был младшим из пяти сыновей. Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место. Когда Полу было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошел несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца. Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств, где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии. В 1930 Поллок переезжает в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона, который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов.
В ранних работа Поллока видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим. В течение 1930-х гг. он широко путешествует по США, однако, в 1934 г. обосновывается в Нью-Йорке. В 1943 г. его работу «Волчица» покупает Музей Современного Искусства, а также появляются первые публикации о нем.
Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией, что обусловливает его интерес к теории Карла Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938—1944 годов.
В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствие такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).
Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-ые, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это упомянутые выше Ривера и Ореско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины. Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.
Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись студией большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствие ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.
После 1951 года работы Поллока стали темнее по цвету, часто даже черными, а также вновь возникли фигуративные элементы. Поллок стал выставлять свои работы в галерее, более ориентированной на коммерческий успех, и они пользовались огромным спросом со стороны коллекционеров нового искусства. Под этим давлением у Поллока усилилась склонность к алкоголизму.
Всю жизнь боровшийся с алкоголизмом, Поллок погиб в автокатастрофе, ведя машину в нетрезвом состоянии, в Спрингсе, 11 августа 1956 в возрасте 44 лет. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила. После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.
Его работа «выгляди как обезьяна» 1952 года была продана в 1973 за два миллиона долларов, в то время это была рекордно высокая цена за произведение современного искусства.
О нем сняты документальные фильмы «Джексон Поллок» (1987) и «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1999), а также игровой фильм «Поллок» (2000), где его сыграл Эд Харрис.
Значимые работы
• (1942) «Мужское и женское» («Male and Female»)
• (1943) «Женщина-луна разрезающая круг» («Moon-Woman Cuts the Circle»)
• (1942) «Стенографическая фигура» («Stenographic Figure»)
• (1943) «Волчица» («The She-Wolf»)
• (1943) «Голубое (Моби Дик)» («Blue (Moby Dick)»)
• (1946) «Глаза в жару» («Eyes in the Heat»)
• (1946) «Ключ» («The Key»)
• (1946) «Чайная чашка» («The Tea Cup»)
• (1946) «Мерцающая субстанция» («Shimmering Substance»)
• (1947) «Full Fathom Five»
• (1947) «Собор» («Cathedral»)
• (1947) «Сближение» («Convergence»)
• (1947) «Зачарованный лес» («Enchanted Forest»)
• (1948) «Живопись» («Painting»)
• (1948) «Номер 8» («Number 8»)
• (1948) «Лето: номер 9А» («Summertime: Number 9A»)
• (1950) «Номер 1» («Number 1, 1950 (Lavender Mist)»)
• (1950) «Осенний ритм» («Autumn Rhythm: No.30, 1950»)
• (1950) «Один: номер 31» («One: No. 31, 1950»)
• (1951) «Номер 7» («Number 7»)
• (1952) «Синие столбы» («Blue Poles: No. 11, 1952»)
• (1953) «Портрет и мечта» («Portrait and a Dream»)
• (1953) «Восточнее и тотем» («Easter and the Totem»)
• (1953) «Серость океана» («Ocean Greyness»)
• (1953) «Глубина» («The Deep»)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote