3.06.1906 – 12.04.1975
[показать]
Рост 170 см.
Чарльстон зажигательный танец наших дедушек и бабушек. Почти забытый сейчас. Из современных людей танцевать сейчас мало кто умеет. Крутеж задом на дискотеках, прыжки, притопывания и прихлопывания очень трудно назвать танцами. А ведь когда-то была эпоха танцев. В середине 20-х годов прошлого века на небосклоне Парижа (да и всей Европы) взошла новая звезда - Жозефин Бейкер как ураган разметала прочь всех кумиров, которые царили в Париже до этого. Чем были Сара Бернар и Мистенгетт и даже звезды «Русского балета» по сравнению с этой 19-летней артисткой, за плечами которой был уже десятилетний опыт работы певицей в ночных клубах Гарлема! Казалось весь Париж только и ждал появления этой гибкой чернокожей красавицы.
Жозефин Бейкер стала образцом для всех женщин, стремившихся к естественности. Она оказывала даже более сильное влияние, чем любая кинобогиня, поскольку в 20-е годы достаточно было стать звездой Парижа, чтобы вдохновлять весь мир. Жозефин Бейкер первая завезла чарльстон в Европу, в ее исполнении этот простенький танец стал настоящей сенсацией. А как она танцевала! Так не танцевал никто. Начало ее биографии не предвещало ей ничего хорошего. Отец ее - еврей Эдди Карсон, мать - негритянка Керри Макдональд. Незаконнорожденная Фреда–Жозефина появилась на свет 3 июня 1906 года, в 12 лет бросила школу и примкнула к бродячей эстрадной труппе. В 11-летнем возрасте она пережила погром в гетто Сент-Луиса и не забыла того, даже когда спустя полвека стояла рядом с Мартином Лютером Кингом на трибунах Вашингтона.В 15–летнем возрасте она была замужем уже во второй раз - за неким Вилли Бейкером, чью фамилию сохранила на всю жизнь.
В начале 20–х Жозефина выступает в мюзик–холлах Бродвея. В Америке Бейкер презирали за цвет кожи, слава пришла к ней во время парижских гастролей "Revue Negre" в 1925 году. И с триумфом покоряет этот самый капризный город мира. На смену традиционному канкану в парижских кабаре тогда приходят другие танцы и иные кумиры. Танцовщица и певица из США становится звездой «Фоли–Бержер», затем - киноактрисой.
На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной, но даже не это поражало искушенных парижан. «Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях - на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах».
Один из критиков писал так: «Выступления Жозефины потрясали изумительной непосредственностью — пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала. И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит танцем. Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка».
У прожившей немало лет во Франции русской писательницы Натальи Кончаловской в посвященной Эдит Пиаф повести «Песня, собранная в кулак» есть строки и о нашей героине 20–х годов: «...тогда же впервые свела с ума публику песенками и танцами молодая негритянка Жозефина Бейкер, с кожей, отливавшей оливковым глянцем, с чудесным сложением, с обаянием негритянской изящной некрасивости. Голос у нее был небольшой, но танцевала она бесподобно».
Она ходила по Парижу с пантерой на поводке, писатель Андре Левинсон назвал ее "черной Венерой". В 20 лет с большой помпой Жозефина вышла замуж за сицилийского каменотёса Джузеппе Пепито Абатино, выдававший себя за графа Ди Альбертини. Для публики Жозефина стала таким образом первой афро-американкой, носившей дворянский титул. Жозефина проводила жизнь бурно, замужем была четыре или пять раз, и когда в 1925 году с ней познакомился писатель Жорж Сименон, то актриса стала его (перейдем на французский) maitresse. «Я бы женился на ней, если бы не получил отказ, - вспоминал Сименон об этой связи. - Мы встретились лишь через 30 лет в Нью–Йорке, по–прежнему влюбленные друг в друга».
Из-за своих невероятных костюмов и танцев Жозефине Бейкер был выдан запрет на выступления в Вене, Праге, Будапеште и Мюнхене, что делало танцовщицу ещё более привлекательной для публики. О Жозефине говорили, что она уже не гротескная чернокожая танцовщица, а чёрная Венера, посещавшая поэта Бодлера в его снах. В 1935 году Жозефина снялась вместе с Жаном Габеном в фильме «Зузу», ее приглашал в свой театр выдающийся немецкий режиссер Макс Рейнхардт. Гражданство Франции Бейкер приняла в 1937 году, будучи уже европейской звездой первой величины. Она - владелица загородного поместья, дорогих автомобилей, породистых скакунов.
Во время Второй мировой войны Жозефина Бейкер находилась во Франции и Северной Африке. Она выступала перед французскими войсками. О военных годах Жозефины Бейкер в сборниках артистических биографий традиционно говорится, что она примкнула к движению «Сражающаяся Франция» Шарля де Голля, работала в Красном Кресте, находилась на службе в так называемом женском вспомогательном корпусе французских ВВС. Она получила удостоверение лётчика, стала лейтенантом и по окончанию войны была награждена «Розой Почётного легиона». За заслуги перед Францией в годы Второй мировой Жозефина Бейкер была награждена еще и Военным крестом. Недавно в историческом разделе официального сайта военного министерства США появилась статья Руди Вильямса «Женщины в военной разведке», где о Жозефине Бейкер повествуется не только как о сублейтенанте французских ВВС, но и как о ценном агенте Управления стратегических служб США - предшественнике ЦРУ в годы Второй мировой.
Проживая во Франции, Жозефина Бейкер ещё с 1950-х гг. поддерживала движение за гражданские права в США. Не прекращая петь, танцевать и сниматься - уже в телесериалах - последние 30 лет жизни она посвятила детям. Её протест против расизма нашёл весьма оригинальное выражение: в своем французском шато она устроила "радужную семью", воспитав всего 12 малышей: кореянку, колумбийца, японца, финку, канадца, двух французов и француженку, араба, венесуэлку, марокканку и островитянина из Океании. В 1960 г. Жозефина Бейкер стала членом масонской ложи «Новый Иерусалим» Великой женской масонской ложи Франции.
Жозефина Бейкер стала первой американкой, похороненной во Франции с воинскими почестями. Когда она скончалась в 1975 году, то на похоронах от имени государства прогремел 21 ружейный залп в честь ее заслуг перед Францией.
ЗНАМЕНИТАЯ ФРАЗА ОТ ЖОЗЕФИНЫ БЕЙКЕР:
*Я импровизировала, обезумев от музыки... Даже мои зубы и глаза лихорадочно пылали. С каждым прыжком мне казалось, что я дотрагиваюсь до неба, а когда я возвращалась на землю, она вновь становилась только моей*
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ЖОЗЕФИН БЕЙКЕР:
1. JOSEPHINE BAKER - AUX ILES HAWAII
2. JOSEPHINE BAKER - BLUE SKIES
3. JOSEPHINE BAKER - BREEZIN ALONG WITH THE BREEZE