В своих скитаниях эта большая семья сохранила не материальные ценности, а благородство и достоинство – тот фундамент, на котором построен их Дом.
Глава семьи – 94-летняя княжна Прасковья Николаевна.

Острый ум, ясный взгляд на жизнь, юмор и обаяние княжны делают ее главной героиней картины. Ее воспоминания проиллюстрированы с помощью огромного и чудом сохранившегося семейного видео- и фотоархива. Пока мы путешествуем во времени вместе с Прасковьей Николаевной, один из ее внуков, Майкл (Миша), совершает путешествие в пространстве: задумав написать книгу о своей семье, он отправляется к ее истокам.

Для начала – во Францию. Здесь он узнает, как после гражданской войны оказался во Франции отец Прасковьи Николаевны.

В Нормандии Миша находит дом, где провела детство его бабушка, княжна Паша, в Париже – квартиру, где после войны его родные прятали бывшего пленного, советского офицера.
Вместе с Мишей мы узнаем об истории любви его бабушки и деда – княжны и бывшего беспризорника, мелкого воришки.
Есть в картине и еще одна история любви – дочери Прасковьи Николаевны, Кэтрин (Кати), матери Майкла.

Но не счастливая, а драматичная, вынудившая эту семью долгие годы прятаться от властей, жить под чужими именами, бежать в самые глухие, мало приспособленные для жизни, места. Так они оказались на Аляске, с ее суровым климатом, с бытом, лишенным практически всех благ цивилизации. Им нужно было выживать – и они выжили.
Эти потомки рода Голицыных не боятся тяжелого физического труда, обладают необходимой сноровкой для рыбалки и охоты, бережно относятся к природе и умеют пользоваться ее дарами. Но главное их умение – уважать и беречь ближнего, сохранять верность своим нравственным принципам, защищать свой дом: и этот, большой, деревянный, на берегу реки Матануска, которую русские когда-то назвали Медной, и тот, который каждый из них хранит в своем сердце.

* * *
Далее - http://Sergey Nikolaevich

Этот фильм потом долго не отпускает. Думаешь о судьбе его героев, восхищаешься их внутренним благородством, совершенством их правильной русской речи. «Меж нами так не говорят». И эта красивейшая природа, которая не просто фон, но некая константа бытия, с которой герои фильма «Дом» находятся в постоянному сложном взаимодействии. Аляска, край земли, край света…. Но почему у них всех такая трудная жизнь? За что им были даны все эти скитания, бездомье, вечная борьба, чтобы выжить посреди снегов и морозов? Почему им было не позволено жить в своей стране, растить там детей, гордо носить свою фамилию, одну из из самых известных в России - Голицыны?
Семья была большая: кто-то бежал после революции, кто-то остался на родине, чтобы сгинуть в лагерях и безвестности. Те, о ком идет речь в фильме, - это так называемые румянцевские Голицыны. Линия, идущая от князя Василия Дмитриевича Голицына, директора знаменитого книжного собрания и музея, под которые когда-то был отдан Дом Пашкова - одно из самых красивых творений Баженова в центре Москвы.
В фильме промелькнут фотографии богатой дворянской свадьбы, где в центре с семейной иконой стоит испуганный мальчик. Это и есть отец главной героини Николай Голицын. Он пройдет фронты Первой мировой, будет защищать Кремль от большевиков, потом четыре долгих года Гражданской войны в рядах Белой армии, бегство на последнем английском корабле из Крыма, а далее знакомый до боли эмигрантской маршрут - Константинополь, Париж… Закончит Николай Васильевич свои дни в Вашингтоне.
Обо всем этом расскажет его дочь княжна Прасковья Николаевна. Когда шли съемки, ей было уже за девяносто. Она немного картавила на французский манер. Ведь родилась она во Франции. И юность провела там. «Вам не помешает это для фильма?» - с учтивой улыбкой поинтересуется она у режиссера фильма Дмитрия Васюкова.
Вообще главная черта всех героев «Дома», и старых, и молодых, - это какая-то изначальная благожелательность и благорасположенность к миру, к ближним и дальним. Какая-то природная неспособность к любой резкости, грубости, агрессии. Рядом с такими людьми чувствуешь, что становишься лучше. Откуда это? Как им удалось сохранить достоинство в самых, казалось бы, бесчеловечных обстоятельствах и трудных условиях? И эта их способность радоваться любой малости. Никто из них за весь фильм ни разу не пожалуется на очевидную бедность или жестокую несправедливость судьбы. Более того, они как будто этого даже не замечают.
Понятно, что жизнь их была трудна, а временами даже трагична. Голицыным через многое пришлось пройти: и вынужденный отъезд из Франции после войны, и самоубийство дочери, жертвы психического недуга. И безумие американского зятя, грозившего отнять у них детей. И бегство через всю Америку, когда был объявлен розыск, а фотографии детей оказались не только во всех полицейских участках, но даже были напечатаны на пакетах с молоком. Вся Америка их искала. И… не нашла.
В какой-то момент спокойное документальное повествование сбивается на рваный ритм и напряжение road movie. Невозможно представить, что они пережили в эти дни. И тем не менее Бог хранил. Добрались до Аляски - подальше от цивилизации и полицейских патрулей. Поселись там, среди снегов и лесов бывшей российской окраины. Сами построили дом на берегу реки Матануска.
Мы видим их простую, природную жизнь, полную счастливых открытый и скромных радостей. «Мы всегда были вместе», - скажет внук Прасковьи Николаевны Миша (Майкл). И может быть, в этой фразе заключается главный закон жизни. Семья - не просто тыл, но по сути главная душевная опора в постоянно меняющемся, опасном, чужом мире. Основа мироздания. Единственная надежда на спасение. Самое главное прибежище, где тебя примут, поймут, защитят. Если в твоей жизни это есть, остальное не так уж и важно - войны, революции, смена режимов… Все пройдет, а этот круг света и добра - никогда.
Режиссеру-документалисту Дмитрию Васюкову несказанно повезло, что в семье Голицыных , похоже, никогда ничего не выбрасывали. Все каким-то чудом сохранилось - и старые альбомы с фотографиями, и любительские пленки 40-60-х годов, и пожелтевшие документы. В фильм вошла лишь малая часть голицынского архива. Но это и есть сохраненная память, которая так волнует, так необходима сегодня.
Фильм длинный, идет больше двух часов. Вместе с Михаилом, задумавшим написать историю своей семьи, мы совершим путешествие во Францию, в Нормандию и Бретань, пройдем по адресам, где когда-то жили Голицыны, узнаем подлинную историю любви его бабушки, юной княжны, и бывшего беспризорника, скрывавшегося от депортации в СССР.
Поразительно, как Васюкову удалось все это найти, отснять, вжиться в запутанные обстоятельства драматичной истории и так расположить к себе героев, что они напрочь забыли о неотступном присутствии камеры, демонстрируя в кадре абсолютное доверие, искренность и беззащитную открытость.
Из последних титров мы узнаем, что фильм посвящен памяти княжны Прасковьи Николаевны Голицыной, умершей в 2022 году. Свой последней долг - рассказать про свою жизнь все как есть - она исполнила. Но завершается фильм кадрами появления на свет новой Голицыной - Надежды. Седьмого по счету ребенка семьи, пришедшего в этот мир, в этот Дом.