В мире, где мышление, логические (ментальные) модели имеют глубокие традиции, интуиция играет второстепенную роль. Мир информации затмевает мир знания. Информация набор разрозненных фактов, знание умение ими пользоваться. А нам с детства: «Думай», и никто не объясняет, что под этим словом понимается умение фиксировать, чувствовать и пользоваться полученным результатом. «Как нам познать себя? Размышляя никогда, но действуя согласно движению сердца. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, кто вы» (Й. В. Гете). Истинные знания, которые сила, дает практика осознавания, фиксации. Человек, проникший в тайны мира, осознавший законы кармы, видящий их проявление, умеющий читать символы, расшифровывать закономерности и случайности, наделяется властью. Могущество власти определяется уровнем знания и устанавливает границы познания человеком Истины. Сила сама по себе не бывает доброй или злой. Добрыми или злыми бывают лишь человеческие намерения. Но нам сложно различать одно от другого. Такое под силу лишь Творцу! Вот истинная мудрость и туманна, и неконкретна, и непрактична. Эта информация существует на столь высоких частотах, что подавляющее большинство ее не замечает. От попытки понять остается смутное и неясное ощущение, но с нее и начинается процесс обучения и поиска. Постепенно, шаг за шагом, грань за гранью она откроется. Сначала смутно, потом все яснее и яснее, и наконец, поняв ее, человек вдруг с удивлением обнаруживает, что изменился сам в процессе Пути и Поиска, но вот парадокс! уже не в состоянии объяснить ее никому, даже сыну. Все, что ему остается, это грустно улыбаться, глядя на ошибки и просчеты молодости... Впоследствии аналогичная ситуация будет в тандеме «сын внук». На минуту представьте себе. Вы впервые увидели нечто. Оно может иметь вид, сходный с ветвью сосны или можжевельника. Оно может быть подвешено в воздухе, а может прятаться в облаках. Его появление может сопровождаться звуком, подобным частым ударам в барабан, иногда очень громким, а иногда еле слышным, вспышкой света, а иногда плавающей слабой искоркой. Оно может появляться ночью и днем, утром и вечером... Можно описывать явление природы до бесконечности тем, кто его никогда не видел, и все равно понятия о молнии они не получат до тех пор, пока сами не увидят ее. Но, что характерно, сами будут объяснять другим, не видевшим ее, аналогично: описательно, жестами, эмоциями, рисунками, «на пальцах». После того, как ее увидели все, опять возникают вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Как?». Вот и слагается сложная конструкция: Зевс, Перкунас, Индра, Тор, Ней-Гун... Потом Пророк Илья. Далее электричество. Вроде бы знание. А Истина? Вроде тоже. Но вот опять новые вопросы: «Что такое электричество?» И так далее... В процессе научного познания у исследователя складываются модели, которые постоянно оказываются несостоятельными. Мудрый начинает понимать, что самое интересное поиск. Кто глупее, тот начинает отстаивать свои идеи с пеной у рта, до смерти, иногда насильственной. Кто-то умный и наблюдательный заметил: «Новые идеи завоевывают мир не потому, что кого-то убеждают, а потому, что те, для кого они неприемлемы вымирают». Так завоевала место под солнцем теория всемирного тяготения. Те, кто постарше, ее не приняли, а молодежь учили уже по-новому. Сменилось два поколения, и уже все знали, что тяготение действует одинаково на всех и всегда, вне зависимости от социального статуса, среднегодового дохода и наличия образования. С Истиной и традициями ее передачи из уст в уста, от поколения к поколению происходит следующее, именуемое игрой «О завтра молчок». В нее обычно играют группами. Заключается она в следующем: играющие внимательно и почтительно (как сын) выслушивают все, что мудрец имеет сообщить им относительно Истины. Потом терпеливо ждут его кончины, хоронят по первому разряду, расходятся по домам и продолжают жить по-прежнему. Вот и все. Очень просто. Не зря эта игра пользуется уважением и популярность у обществ с неиспорченными философскими изысками вкусами. Любое знание имеет три уровня: объективный это то, что воспринимается в молчании и обусловлено формой его получения; субъективный это то, о чем запрещено говорить и что обусловлено несовершенством, неготовностью слушателя; сущностный (метафизический) это то, о чем трудно говорить и что обусловлено невыразимостью и отсутствием знаковой системы для его объяснения. Весь мир пронизан информацией, наша задача перевести ее в знание, в годную для использования и полезную деятельность. «Даже свои мысли нельзя вполне передать словами», говорил Ф. Ницше. Мир вашему Я Хорошие люди живут незаметно, согласился я. Поэтому и кажется, что мир заполнен дурными. Те самые горластые, нахрапистые и... активные. Г. Ю. Орловский, «Ричард Длинные Руки бургграф» Далеко не всегда уровень человека, его субъективная реальность соответствует нужному эволюционному уровню. В процессе поиска выхода из ситуации, в которую поставил его эгрегор, проще положиться на интуицию, а не на логику. Трудно? Да, особенно если в тебя вбивают: «Думай!». Тогда ментальный уровень развивается выше необходимого, то «горе от ума» заводит в тупик. Человек строит внутренне непротиворечивые модели, умствует, а модели плохо стыкуются с бытом и бытием, они неадекватны, потому как в жизни силен субъективный фактор. Умозрительные построения почти всегда портят жизнь не только умнику, но и окружающим. Доводы, которыми оперировал сенат Карфагена в ответ на просьбу Ганнибала о подкреплении, были безукоризненны логически: «Ты же побеждаешь. Так зачем тебе еще войска?». Эта формальная логика и обрекла уже внуков сенаторов на гибель и рабство. Еще одна история для того, чтобы можно было на примере увидеть разницу между излишне развитым менталом и интуицией, знанием. В середине 20-х годов молодой еврей пришел к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд. Ты знаешь арамейский? А иврит? А Тору в детстве учил? Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд. Ты не готов учить Талмуд, сказал раввин. Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься буду с тобой заниматься. Молодой человек согласился, и раввин продолжил. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой с грязным. Кто из них пойдет умываться? У молодого философа глаза на лоб полезли. Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдет умываться. Хитро! восхитился гость. А ну-ка, ребе, задайте мне еще один вопрос! Хорошо. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой с грязным. Кто из них пойдет умываться? Но мы уже выяснили тот, у кого лицо чистое! Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошел умываться, поймет, что у него грязное лицо, и тоже пойдет умываться. Я об этом не подумал! Я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте еще один тест! Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой с грязным. Кто из них пойдет умываться? Ну оба пойдут умываться. Неправильно. Умываться не пойдет ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдет умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идет умываться, поймет, что его лицо чистое, и тоже не пойдет умываться. Молодой человек в отчаянии. Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое! Ладно. Два человека спускаются по дымоходу... О Господи! Ни один из них не пойдет умываться!!! Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь вопрос бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все ответы тоже будут лишены смысла! Гиперразвитый ментал создает дополнительные трудности, которые засоряют жизнь и вносят дисгармонию в общество. Так проявляется рационализация, часть комплекса психологической защиты, которая в случае злоупотребления ей обрекает людей на повторение пройденного. Если у человека недоразвит свой ментал, он может черпать идеи, мысли, чувства из засоренной области эгрегора, принимая вроде бы самостоятельные, но стандартные и стереотипные решения. Штампы имеют большую власть над людьми и тормозят эволюционный путь человека и связанных с ним эгрегоров. Групповая мудрость нередко является тормозом на пути индивидуальной эволюционной работы индивидуума. Лучше совершить свою ошибку, чем отвечать на все испытания и затруднения при помощи чужих стереотипных ошибок. В свое время король Карл II спросил у членов научного Королевского общества, почему, когда в наполненную до краев чашу опускают живую рыбу, вода не расплескивается, а если рыба мертва, вода перельется. Ученые ответили, к «монаршей радости», дюжиной весьма научных умозаключений, и ни одному не пришла в голову мысль проверить на опыте, верно ли это утверждение! В то время традиционным путем поиска в науке был ментальный эксперимент. А так как конечный итог работы ученых был им ясен (королевский вопрос уже утверждение), то и ответ был под него «подогнан». Что-то похожее было и с утверждением Аристотеля, что у мухи восемь ног, пересчитали их только в XV веке! Кроме ситуаций, связанных с'коллективом, у каждого возникает ситуация личного выбора того или иного подэгрегора. Эгрегоры, как правило, не выбирают, но это касается крупных эгрегоров, ведущих человека всю жизнь, а не мелких, второстепенных, лежащих в сфере творимой кармы. В рамках отведенной человеку кармической программы большой эгрегор дает возможность выбора между тем или другим своим подразделением хочешь в танкисты или в связисты? Это важно не столько для эгрегора, сколько для человека. Важность выбора трудно переоценить. Иногда он программируется внешними обстоятельствами и проходит безболезненно и незаметно (обучение в спецшколе, вузе, получе- ние специализации, аспирантура, грант, кафедра...). Как художник Маковский, который «...не переживал- мучительного колебания и выбора пути для себя. Он сразу обратился к изображению русской действительности и пошел по пути жанра». Случается выбор и после какого-либо разочарования в поступке, продиктованном эгоистическим эгрегором: «К черту все! Я сам себе товарищ!». Но это не каждому по плечу, и подобный запал быстро кончается. Внешнее проявление: посердился, пообижал- ся и вернулся, все простив и что-то для себя осознав. На самом деле, эгрегор открыл ему новый канал, дал новую информацию, попутно отменив его эгоистическое решение. Безусловно, можно попытаться противиться эгре- гору, и есть большие охотники до подобной борь(&>1, можно даже сказать энтузиасты, делающие это всегда и везде. Но итог этой борьбы предрешен: с таким же успехом можно попытаться подставить подножку скорому поезду. Возможны, конечно, варианты: от ощущения вы- брошенности из жизни «...Так тянется, тянется непонятная моя жизнь» (А. Блок, 20.04.1913) до клиники психосоматических и соматических болезней. Возможны суициды, тяга к смерти и прочее, прочее... То, что человек обычно не замечает Дни зловещего предзнаменования. Как понемногу стареет его мать. Сей-Сёнагон, «Записки у изголовья» Теперь о том, что эгрегор говорит: «Уходи!», но мы не спешим пользоваться свободой. Ситуация выгля- дит как «изгнание» и имеет место быть тогда, когда эгрегор лишает человека энергоинформационного канала. Ситуация происходит в двух случаях: когда произошло завершение совместных действий по реализации программы и когда время и место для реализации программ безвозвратно упущено. В случае завершения совместной отработки программы возникает то, что обычно бывает, когда канал выполнил свою миссию. «Просто» человеку кажется, что все, что он хотел сделать в этом месте, на этом поприще, он совершил. Дальнейший процесс ему скучен, неинтересен, и он переключает внимание на другие сферы деятельности, даже не смежные. Может наступить так называемый «синдром достижения цели». Он тяжело переживается, но поучителен, так как наглядно иллюстрирует древний постулат. Во втором случае, когда время, которое было отведено для реализации, ушло, происходит дисгармоничное, неожиданное для всех перекрытие канала. Проявления самые разнообразные: увольнение по сокращению, неожиданный уход из семьи, прекращение финансирования, смерть инвестора или спонсора. Новый канал еще не создан, нащупать его самостоятельно человеку, находящемуся в смятении чувств, невозможно. Он прозябает на скудном энергетическом пайке, вызывая сочувствие и жалость. Свободой дни мои продляя, Господь не снял забот; Ия теперь свободен «для», И не свободен «от». Выход через «вампиризм» подпитка от других, пока не откроется новый канал. Это может быть новая работа или, что не редкость, человек будет получать энергию от других каналов в виде жалости, сочувствия к «несправедливо обиженному». До поры, до времени. Самый тяжелый момент для человека в том, что потеря канала воспринимается как «край», «вешалка», конец света, тупиковая безысходность. Гибнут мечты, сгорают надежды. Впереди тьма, неизвестность, тоска, состояние, близкое к суициду. Открытие, нахождение нового, канала воспринимается как чудо, как милость Господня и обычно связывается с внешними обстоятельствами. В очереди к психотерапевту находится родственная душа, которая предлагает место в сердце. Уехавший приятель, с которым человек отводил душу под пиво, оставляет на столе газету, в которую была завернута рыба, в которой человек находит объявление о приеме на работу. Но это следствие, так как в основе случайностей лежит готовность человека воспринимать то, что раньше он попросту не замечал. Мало смотреть, надо видеть и отмечать для себя. Иной вид отторжения возникает тогда, когда человек пытается выйти на контакт, настроиться на чуждые каналы. Они могут быть привлекательными и соблазнительными, например, вхождение в более престижную группу, куда для него вход закрыт. Если он туда даже и пролезет «без мыла», то все равно остается там чужаком. И для них, и для себя. Попытки стать там своим редко удаются. Камуфляж оправдан в условиях боевых действий, но не в социуме. Можно попробовать подключиться к более мощному каналу чужого эгрегора путем симуляции. Так поступают общественные и государственные деятели, когда поддерживают «имидж» семьянина или часто упоминают о вере в Бога, держат на коленях чужих детей или превращают во всенародную комедию детали интимной жизни конкурента ради истины или правды. Так же ведет себя попавший из «грязи да в князи» новоиспеченный дворянин в казино или в ресторане, где он, несмотря на купеческие замашки и размах, остается для завсегдатаев чужим, «не комильфо». Ситуации можно спутать, но фиксация внимания на вопросе: «Чему это может меня научить?» помогает выйти с честью, умом и с пользой для себя. В первом случае есть силы что-то начать в другом месте, создается совместная программа взаимодействия. Есть ощущение включенности в Поток, человек не теряет бодрости, энтузиазма и активного движения. Во втором случае в душе сразу после первой сложности остается ощущение пустоты, бессмысленности происходящего, тщеты всего сущего. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета... и томление духа» (Екк. 1.2, 2.17). Жизнь человека, с точки зрения теории эгрегоров, можно рассматривать как осмысленное или бессмысленное блуждание в миру в поиске места приложения себя. Где он будет «своим», где в нем есть нужда. Так процесс и идет от одного места к другому. Все выше и выше. Или глубже. Как вам больше нравится. Но дав власть конкретному человеку, эгрегор серьезно рискует, так как человек выходит из-под контроля и, в случае неправильного, с точки зрения эволюции, решения задач, может внести такую дисгармонию в структуру эгрегора, что может быть для него смертельным. Примером может служить судьба «апостола готов» Ульфилы. В 340 году он вернулся к готам из Константинополя миссионером, перевел Библию на готский язык и сделал их еретиками-арианами. Таким образом, вместо единства, он посеял раздоры между римлянами-ортодоксами и готами-арианами. Замечу, кстати, что это ветви одного учения, призывающего верующих любить врагов, как самих себя. На памяти судьба эгрегора, который дал в руки М. Горбачева власть, и от этой власти пострадал распался (сейчас этот эгрегор «зачищает хвосты» в виде КПРФ). Неосторожная фраза великого мыслителя или писателя может оказать на мир гораздо большее воздействие, чем обычаи целого народа, погрязшего в грехе и непотребстве. Так, например, крылатая фраза М. Горького «Жалость унижает человека» многим дорого стоила. Изречением Корнелия-Непота «Если хочешь мира, готовься к войне» оправдывалась агрессия. Джейн Фонда, удалившая у себя пару ребер, внушила массе женщин, что это достижение аэробики. Одна строчка в диалоге Платона, в которой упоминается об Атлантиде и сотни тысяч людей ее ищут уже не одно столетие. Высказывание Ф. Достоевского о слезинке ребенка, а также о спасении через красоту, вызывает до сих пор дебаты между просто интеллигенцией и интеллигенцией, имеющей доступ в структуры власти... Авторитарное мнение в семье может поставить ее перед лицом развала. Достаточно только сказать такому человеку: «Я тебя не любил и не люблю!», и все стена, развод, болезни, суицид. Брякнули диссиденты: «СССР тюрьма народов», и все, как только стало можно, из нее рванули, а о том, что «СССР единая общность народов», те же самые народы грустят и вспоминают с сожалением! Эгрегор дает человеку почти все: цель в жизни, силы для ее воплощения, волю, желания, эмоции, идеи, возможность выбора, но требует беззаветного служения и личной преданности. Только в этом случае у человека будут нечеловеческие силы. Способности, которыми наделяет эгрегор «своего избранника», впечатляют. Даже не надо копаться в архивах. Еще раз про М. Горбачева, когда он «уговорил» Съезд, специально собравшийся для снятия его с должности, не только пойти на попятную, но и «самораспуститься». Уже сейчас, по прошествии двадцати лет, эта история воспринимается как гипербола, выходящая за рамки здравого смысла. Эгоизм? Творчество? Если пред тобою великая цель, а возможности твои ограничены, все равно действуй; ибо только через действие могут возрасти твои возможности. Шри Ауробиндо Само понятие «эгрегор» был введено как результат наблюдений за личным эгоистическим эгрегором. Человек, занимающий позицию: «Надо думать всегда и везде только о себе любимом, не заглядывая вперед» это тот, кто служит эгоистическому эгрегору. Эгоистический эгрегор есть у каждого и связан с первым центром, различается лишь степень его проявления. Кардинальное его отличие от других эгрегоров в том, что он всегда строго индивидуален. Его функция заключается в поддержании человека как биологической, психически целостной, социальной единицы, в сохранении личной реальности, «самости» в создании картины мира. Он дает человеку ощущение собственной значимости, индивидуальности. Когда его влияние ослабевает, человека несет по волнам житейских коллизий, причем он чувствует себя не как рыба в воде, а скорее испытывает чувство беззащитности и потерянности, как рыба в пироге. Способность быть адаптивным социально сильно связана с самосознанием, с индивидуальностью. Вероятно поэтому талантливые люди эгоцентристы и крайние индивидуалисты; «Одиночество удел всех выдающихся умов». Сохраняя и обеспечивая защиту от окружающей среды, эгоистический эгрегор малоэнергетичен, невелик и склонен к кристаллизации, искусственному ограничению приятия числа каналов эгрегоров более высоких уровней. Физическое существование человека является основой его эволюции, и значение эгоистического эгрегора трудно преуменьшить. При взаимоотношениях с Тонким миром его роль очень велика: любой другой эгрегор, требующий интенсивного служения, должен согласовывать и подстраиваться к нему, должен быть замаскирован под «шкурный интерес». У эгоистического эгрегора есть возможность «при- хватизировать» отношения человека с другими эгрегора- ми угрозой перекрытия каналов, не синхронных с ним. Радует одно: обладая низкой энергетикой, он обладает и малой властью. Каналы энергетичных эгрегоров или приходят, трансформируются и воспринимаются как свои, глубоко личные, эгоистические. Патриотизм прекрасная вещь, но лучше всего он будет работать тогда, когда сольется с прагматическими побуждениями. Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий; или ломают его навсегда. Всякое поведение возникает из «хочу», а уже нравственность, этика, черты психотипа формируют конкретику. Добрые, они же благие, намерения являются источником больших бед, плохие. «Добрые», они же нравственные, люди весьма часто бывают мстительны. Они не удовлетворяются тем, что не любят своих врагов, но и принуждают к этому других. Более того, им надо, чтобы на их стороне была совесть осуждаемых. Так выглядели публичные покаяния в лютеранстве, в СССР 30-е, в Китае 60-е годы XX века. Это правило распространяется и на отношения в социуме, так как выбор средств, ограничений, связанных с моралью коллектива, является следствием договора внутри общества. Бойкот, к примеру, или забастовка. Путем логики прийти к пониманию запретов и разрешений не представляется возможным. Например: правила пользования столовыми приборами, требования этикета... Это просто общественный договор, в котором отступник подвергается отторжению. Так большинство защищается от меньшинства во имя сохранения себя или идеи. Право принудительное требование реализации чего-то, принятого большинством за добро, и недопущения известных, оговоренных проявлений зла. Любой эгрегор сильнее эгоистического, и он не может оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления прямому давлению. В случае жесткого давления эгоистический эгрегор приспосабливается и деградирует. Человек при этом либо переходит в разряд люмпенов, либо впадает в затяжной кризис, либо сходит с ума, либо умирает. Эволюционные процессы не остановить. Даже инволюционные эмоции, желания, устремления эгрегор «берет под свое крыло», для того, чтобы под ввдом «шкурного интереса» вытащить человека в мир более высоких мотивов и устремлений. В этом случае он маскирует свои истинные мотивы под личную заинтересованность. Властолюбие стимулирует активность правителей в укреплении государства. Жадность в сбор и накопление материальных ценностей, основу будущих Эрмитажей. Гордость в развитие и совершенствование мастерства и способностей, дабы они ярче блистали. Тщеславие заставляет художника более тщательно обдумывать замыслы картины, делать ее более совершенной путем оттачивания таланта. Актуально, как всегда, изречение греков о необходимости чувства меры. Незнание меры извращает силу и превращает ее в слабость. Тогда спокойствие превращается в безучастность, чувствительность в сентиментальность, сочувствие в жалостливость, убежденность в упертость, альтруизм в расчет, авторитетность в авторитарность, вера без дел в мечтания, а долг без веры в суету... Список можно продолжить самостоятельно. Не забудьте и о том, что мы переносим свои качества на других, особенно отрицательные: «У него покорность, а у меня готовность». Помочь различать проявления эгоизма может фиксация, которая дает ответ на вопрос: «1де я и кто я сейчас? Какой части эгрегора я сейчас служу? Не отрабатываю ли я какие-то его тупиковые ветви? Для чего это мне надо на самом деле?» Для выхода есть два пути идеальный и нормальный. От трагического исхода «мало пользы», поэтому доставшийся эгрегор поступает так: он создает в нашей картине мира дефект, который может исправить сам эгоист, при помощи изменения вектора развития в нужную, с точки зрения роста, сторону. Дефект показатель и признак, по которому можно сказать, куда и как ему надо двигаться и расширять сознание, изменять эгоистический эгрегор. Самим эгоистом он обычно игнорируется, и его наличие ведет к серьезным неприятностям, различным нарушениям разного уровня, плюс тотальное одиночество, неразделенная и тяжело проявляющаяся непрошеная любовь. Страсть какая-то. Тигра в бумагу не завернешь.
Продолжение следует -