Владимир Николаевич Волков родился в Пермской области в 1954 году. Доктор философских наук, профессор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва). Автор около ста работ по философии, культурологии, социологии, истории, психологии
В нашей стране очень любят праздники, по поводу и без. День Победы — праздник особый, способствующий укреплению памяти, сохранению прошлого в сознании живущих. В этот день мы вспоминаем то, что произошло с миром в ХХ веке, имея шанс понять произошедшее с нашей страной и извлечь опыт. К сожалению, до понимания дело часто не доходит. Смею утверждать, что в нашей стране День Победы — день не столько памяти, сколько беспамятства.
Разговор о Великой Отечественной войне часто обременен вымыслом или просто ложью. Как сказал поэт-фронтовик Юрий Белаш, «Я был на той войне, которая была, Но не на той, что сочинили позже».
Возвышенный тон, который теперь принят для этой темы, неуместен хотя бы потому, что война — это убийство. В бойне Второй мировой были уничтожены десятки миллионов человек.
Мои деды тоже воевали. Один, дед Иван, воевал под Москвой, вернулся с войны весь израненный и вскоре после войны умер. Другой, Николай, начал воевать еще в Первую мировую, кавалеристом — обучался управлению конем и владению шашкой. Меня страшно коробило, когда он рассказывал мне, подростку, как их учили одним ударом разрубать человека надвое. «Иметь большую силу, — говорил он, — для этого необязательно, нужно просто знать, как это делается»... С 1942 года он служил в пехоте, затем в артиллерии и никогда не рассказывал о войне как о славном подвиге, скорее — как о тяжелой и изнурительной работе: «Я за войну столько земли перекопал, сколько не выроет экскаватор»... На фронт он ушел, оставив в марийских лесах семью из пяти человек. Самому старшему ребенку, дочери, которая потом стала моей матерью, было двенадцать лет. Дед был контужен, чудом выжил. В его деревне Шуйка на фронт было призвано тридцать шесть человек, шестнадцать погибли, то есть почти каждый второй... Когда-то дед жил в деревне Демешкино на правом берегу Волги, но вынужден был спешно покинуть ее с семьей и укрыться в марийских лесах, сменив фамилию. Причина бегства была в том, что его брата репрессировали как кулака, и больше он никогда своего брата не видел. Почему кулак? Потому что на месте сгоревшего дома выстроил новый и покрасил полы. Крестьяне не красили полы, это было не принято. Так пол стал причиной гибели...
Писатель Вячеслав Кондратьев по поводу Великой Отечественной войны писал: «Ведь не такая война была, как сейчас в иных книжках описывают. Не такая! Было в ней трудностей побольше, и смертей поболее, и геройства больше, не такого геройства, какое в таких книжках описывают, а обыкновенного самого геройства, которое тогда и геройством не называли, а звали просто — фронтовые будни… и вся война, поди, из таких будней и состояла… Но о таком геройстве рассказывать в книге вроде неинтересно! То ли дело, на танк солдат идет с одной гранатой. Это расписать еще как можно! Но ведь это миг один! А в залитом водой окопе порой неделями сидели, а то и месяцами…. А вот таким терпеньем нечеловеческим, если сказать по правде, и война выиграна»
"... Современное общество — это общество тотальной зрелищности, общество-спектакль. Все больше размывается грань, которая отделяет реальность от ирреальности, жизнь от спектакля, политику от шоу. Уже не только зрители, но и сами участники этой грандиозной постановки не в состоянии разобраться, где кончается спектакль, а где начинается жизнь.
Нынешнее шоу приобщения к Священной Войне: парады, славословия, поздравления, презентации, тосты, награждения — того же ряда. Воцарившееся Зазеркалье подменяет понятия, выдавая правовой нигилизм «моральных лидеров нации» за норму существования."