ИЛЬИН Иван Александрович (28 марта (9 апреля)1883, Москва — 21 декабря 1954, Цюрих) российский (русский - прим. ред.) религиозный философ, национальный мыслитель, правовед и государствовед, публицист и литературный критик.
В 1922-38 жил в Берлине, работая (до 1934, когда был уволен нацистами) в Русском Научном институте. Активный идеолог белого движения, он выступает с многочисленными лекциями в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, занимается издательской деятельностью. Его основной темой становится анализ духовной сущности революционной катастрофы и духовное возрождение России. Бурную и горячую полемику вызвала его книга "О сопротивлении злу силою" (1925). В 1927-30 редактирует и издает "Русский колокол" - журнал "русской волевой идеи".
В 1938, после того как нацисты наложили запрет на его печатные труды и публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию.
Только первая из них вышла на русском языке при жизни мыслителя, остальные трудами его жены НН Вокач-Ильиной после его смерти.
Книга "Поющее сердце" составлена из отдельных писем и статей, невелика по объему, читается словно пьется страдающим от жажды. Уважение к жизненному опыту и интеллекту автора, восхищение необычайно красивым стилем русского языка и утоление в нужде в осмыслении подлинных ценностей- впечатления от прочитанного.
[показать]
Пройдите по ссылке
http://gosudarstvo.voskres.ru/ilin/i_serdce.htm#_Toc501512927
-ПРЕДИСЛОВИЕ. О ЧТЕНИИ
-БЕЗ ЛЮБВИ (Из письма к сыну)
-О СПРАВЕДЛИВОСТИ
-ЕГО НЕНАВИСТЬ
-МОЯ ВИНА
-О ЛИШЕНИЯХ
-МИРОВАЯ ПЫЛЬ
-О ЩЕДРОСТИ
-О ДУХОВНОЙ СЛЕПОТЕ
-О СТРАДАНИИ
-О СМЕРТИ Письмо первое
-О БЕССМЕРТИИ Письмо второе
-О ТЕРПЕНИИ
-О СОВЕСТИ
-ЧТО ЕСТЬ ОПТИМИЗМ?
-ПОСЛЕСЛОВИЕ
Хочется вдумываться и применять
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много... И прежде всего — состоится ли у него духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, “из букв вечно выходит какое-нибудь слово” (Гоголь) и всякое слово что-нибудь да “значит”; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — “подержанное”, расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое... И это называется “чтением”. Механизм без духа. Безответственная забава. “Невинное” развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости.
Такого “чтения” ни один писатель себе не желает. Таких “читателей” мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл...
Книга выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении
Так Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и сама им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению
Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни
Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека
Нельзя человеку прожить без любви, потому что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу
...справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям. Но в основе ее лежит также живая совесть и живая любовь к человеку. Есть особый дар справедливости, который присущ далеко не всем людям. Этот дар предполагает в человеке доброе, любящее сердце, которое не хочет умножать на земле число обиженных, страдающих и ожесточенных. Этот дар предполагает еще живую наблюдательность, обостренную чуткость к человеческому своеобразию, способность вчувствоваться в других. Справедливые люди отвергают механическое трактование людей по отвлеченным признакам. Они созерцательны, интуитивны. Они хотят рассматривать каждого человека индивидуально и постигают скрытую глубину его души...
Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается прежде всего чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия; а вслед за тем я испытываю настойчивое желание уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нем не знать. Если это удается, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удрученность и тяжесть, ибо черные лучи его ненависти все-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в ее черных лучах — их объектом и жертвою. Это ощущение трудно выдерживать подолгу. Его ненависть есть не только его несчастье, но и мое, подобно тому, как несчастная любовь составляет несчастье не только любящего, но и любимого. От его ненависти страдает не только он, ненавидящий, но и я — ненавидимый. Он уже унижен своим состоянием, его человеческое достоинство уже пострадало от его ненависти; теперь это унижение должно захватить и меня. На это я не могу дать согласия. Я должен взяться за это дело, выяснить его, преодолеть его и постараться преобразить и облагородить эту больную страсть. В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить ее.
Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего
...лишения призывают нас к сосредоточенному созерцанию мира, так, как если бы некий сокровенный голос говорил нам: «В том, что тебе уже дано, сокрыто истинное богатство; проникни в него, овладей им и обходись без всего остального, что тебе не дано, ибо оно тебе не нужно...»
...Два раза ему сватали богатых невест. Он сам мне об этом рассказывал: “Обе были из твердого дерева и грубой резьбы. Таких нельзя любить. И никакого пения в них не было.