[370x313]
МИЛОе СЕРДце... - Размышление на тему...
МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается...
Милосердие - это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку...
Милосердие - это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили...
Милосердие - это лишь неустойчивое мысленное представление, до тех пор, пока она не реализована в делах...
Милосердие – наивысшая форма любви к ближнему...
В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций.
Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово “hesed” обозначало “доброту”, “любящую доброту”.
В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий...
У Аристотеля — чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание...
В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе.
В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей;
В милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру...
С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви...
Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный;
В Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания...
В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума... Однако милосердие — не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его...
Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования... Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности...
Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим... Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.
В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей. Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии...
Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия.
Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам:
а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным;
б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, что милосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.
В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что:
а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие может вести к неравенству;
б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому;
в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении — деятельное участие в жизни другого.
Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью...
В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.
ПРЕИМУЩЕСТВО МИЛОСЕРДИЯ...
Милосердие предоставляет возможность – приблизиться к пониманию церковных заповедей...
Милосердие дает силы – их хватает даже для прощения врагов...
Милосердие дает уверенность – в правильности дел и поступков, вызванных этим чувством...
Милосердие дает радость – радость отказаться от негативных эмоций...
ПРОЯВЛЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:
Евангелие от Матфея; Послание апостола Павла римлянам – милосердие воплощается в участливом отношении к людям и противопоставляется пренебрежению...
Благотворительность – последовательное милосердие предполагает не просто доброжелательность, но и понимание другого человека и деятельное участие в жизни другого...
В общественной жизни служение такое участие может появляться в форме благотворительности...
Молитва – молитва за грешника лучший пример милосердия...
Правосудие – условное наказание за реальное преступление есть ни что иное, как милосердие к преступнику...
КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ МИЛОСЕРДИЕ... - Чуткость и внимательность к окружающему миру...
Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным...
Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении...
Стремитесь к МилоСердию... и будьте Счастливы...
.