«В Японии лет 20 назад была введена система всеобщего тестирования, результаты которого обязательны для всех университетов. Коллеги, с которыми мне приходилось разговаривать, до сих пор вспоминают ту эпоху с ужасом и подчеркивают важность вступительных экзаменов. Самостоятельные вступительные экзамены в хорошие университеты давно вернулись, плохие университеты удовлетворены централизованным экзаменом», - отмечает профессор мехмата МГУ и математического факультета Венского университета Юрий Неретин в своем блоге. В Германии 1990-х годов существовал общий выпускной экзамен в гимназиях, который одновременно был вступительным экзаменом в университеты. Только вот фактическая отметка на этом экзамене - «да / нет». Сдал успешно экзамен - идешь учиться в тот университет и на тот факультет, куда хочешь. В начале обучения у медиков и юристов было слегка тесновато, вспоминает Неретин. Но после первого семестра 70% учащихся отсеивались. «Немцы все это терпели, а вот ввести экзамен в формате ЕГЭ не догадались. Почему-то медики на подоконниках были для них предпочтительнее вышеупомянутого "варианта, устанавливающего единую шкалу"». «Потом немцев это все-таки достало, и они ввели очень сложную систему многоэтапных экзаменов», - говорит профессор.
Сейчас существует лишь две крупных страны, где в вузы зачисляют исключительно на основе школьных тестов, - это
Россия и Китай. «Есть еще и Норвегия с унифицированным выпускным и одновременно вступительным экзаменом, - говорит Неретин. - Но Норвегия - малолюдная страна (с необычным социально-экономическим устройством), в отношении высшего образования в ней скорее естественно видеть область Северной Европы, а не страну. А унификация экзаменов достигается ценой зверской унификации школ».