Родовое имение князей Гогенцоллерн получило свое название от горы Цоллерн вблизи города Хехинген.
Замок виден практически с любой части города. Очень расстраиваюсь сейчас, что мы так и не сходили еще раз к часовне, откуда виден весь город
[900x505]
Род князей Гогенцоллерн восходит к графам Бурхард и Вецель «фон Цоллерн», погибшим в IX веке (в 1061 г.)
Внутри въездной башни
[900x505]
К сожалению, в день, когда мы были на экскурсии, внутренний двор-сад был закрыт
[505x900]
Вот уже почти 500 лет (1535 г.) замком Зигмаринген владеют вначале графы, позже князья Гогенцоллерн. В настоящее время княжеская семья в замке не живет, но иногда приезжают. Когда приезжает князь, то в городе вывешивают флаги с княжеским гербом.
[900x505]
Глава дома Гогенцоллерн – князь Фридрих Вильгельм (1924 г.)
У него три сына:
- наследный принц Карл Фридрих (1952 г.р.)
- принц Альбрехт (1954 г.р.)
- принц Фердинанд (1960 г.р.)
[505x900]
Ворота за нами захлопнулись, на страху встал средневековый охранник :)
[505x900]
Экскурсия проводилась на немецком, но Света нам переводила, и еще нам дали распечатку экскурсии на русском языке, которую я тут же всю сфотографировала. Много неясностей там и ошибок, но передаю в общем и целом. Кстати, фотографировать в княжеских покоях нельзя, поэтому фотографии в основном из интернета, ну парочку я только сделала украдкой:)
История постройки замка уводит нас в раннее средневековье, начинается с укрепленной крепости в XII веке, в XX это уже замок-резиденция. В настоящее время еще сохранились остатки укрепленной крепости.
[675x900]
За стеной, увитой плющом, находится бывший рыцарский зал, олицетворяющий собой бывшую крепость, в настоящее время – используется под кухню. Около 1500 года укрепленный замок, выполнявший до этого чисто оборонительные функции, расширяется.
[505x900]
В XV веке, в период ренессанса, в Германии начинают строить замки-резиденции, уже не имевшие оборонительного характера, а выполнявшие чисто жилые и репрезентативные функции. Первоначальный замок-крепость увеличивается в своих размерах и приобретает все более художественные формы. Замки, построенные в стиле барокко, должны были служить князьям не только как их резиденции, но, помимо этого, выражать их господствующее положение и свидетельствовать о власти.
Период князя Леопольда (1835-1905)
Род Гогенцоллерн один из самых передовых германских родов в технической части. В 1884 году проводится электрическое освещение замка, но не во всех его помещениях, электричество подается от собственной электростанции на Дунае. В большинстве же германских городов электричество проводят только в середине-конце 1890-х годов.
1893 – Разрушение восточного крыла здания в результате пожара, возникшего во время пайки электрических проводов. Основная причина неудачи при тушении пожара 1893 года – отсутствие шланговых соединений единого размера. На борьбу с пожаром поспешили пожарные отряды из окрестных селений (даже из Ульма) и пожар удалось потушить только одним способом – выстроившись в цепочку и передавая ведра с водой из рук в руки.
1899-1906 Замок полностью реконструируется в стиле эклектики под руководством мюнхенского архитектора Эмануэля фон Зайдль.
Пушечный зал
Пушечный зал расположен в восточном крыле замка, того, который сгорел во время пожала 1893 года и был отстроен заново.
Свое название Пушечный зал получил по двум французским полевым орудиям, подаренным дому князей Гогенцоллерн императоров Наполеоном III
Вестибюль оформлен таким образом, что сразу обращает внимание на три характерные черты дома:
1. Князья Гогенцоллерн богаты угодьями. Об их огромных земельных владениям в Румынии, Пруссии, Нидерландах и Канаде, а также об их увлечениях охотой свидетельствуют многочисленные охотничьи трофеи.
[900x675]
2. Пушки, рыцарские доспехи и оружие над дверью символизируют политическое и военное могущество князей Гогенцоллерн. Это знамя напоминает о Прусском пехотном полке №40, которым командовали князья: Карл-Антон, Леопольд и Вильгельм.
[608x510]
3. Князья Гогенцоллерн – истовые католики, об этом говорит богато украшенный вход в часовню.
Капин+надпись на цоколе камина:
На цоколе камина изображена сцена из Ветхого завета: три англеа у Авраама и Сары. Они предсказывают рождение Исаака.
Значение надписи в переносном смысле: «То, что Бог хочет сохранить, тем человек не должен ни пренебрегать, ни разрушать».
[505x900]
Полный герб князей Гогенцоллерн на входе в восточное крыло замка
Полный Гогенцоллернский герб включает в себя ранние титулы и владения князей Гогенцоллерн:
В центре – разделенный на четыре части двухцветный щит Гогенцоллерн в форме сердца, состоящего из двух цветов: серебряный = покорность, черный – благорозумие.
Слева вверху – бургграфство Нюрнбергское, в середине на левой стороне – графство Хайгерлох и Верштайн, слева внизу – графство Феринген. Справа вверху – наследственное камергерство (почетный титул дворян с особыми полномочиями ближайших доверенных короля/кайзера). Узнать знак камергерства легко по скрещенным скипетрам. Графство Зигмаринген обозначено золотым оленем на красном фоне.
Девиз рода и герба «nihil sine deo» - «ничего без Бога».
На истории герба бургграфов Нюрнбергских хотелось бы остановиться подробнее. Граф Фридрих Цоллерн, женившись на дочери бургграфа Нюрнбергского, получает земельные владения в 1192 году, после смерти бургграфа (у бургграфа не было наследников по мужской лини) и присоединяет из к роду Цоллерн. В 1214 году граф Фридрих делит эту территорию между сыновьями, основавшими две главные линии Гогенцоллернского дома: Швабскую, которой достались родовые земли князей Гогенцоллерн на юге Германии, и вторую – Франконскую, из которой вышли (начиная с 1415 г.) бранденбургские макграфы и курфюрсты, а начиная с 1701 г. – прусский королевский и кайзеровский род.
[505x900]
Гостиные и репрезентативные помещения располагались, как это было принято в то время (XIX в) в подобных замках и виллах, на бельэтаже или на 2 этаже.
В эпоху барокко лестничная площадка представляла собой открытую площадку для проведения большого церемониала во время приема и прощания с гостями. Если князь принимал высоких гостей «на лестнице», то протокол предписывал, сколько ступенек должен был пройти хозяин и сколько гость. Чем выше ранг гостя, тем больше шагов делал ему навстречу владелец замка. Такой же церемониал проводился и при прощании с гостями. Чем дальше хозяин дома провожал своего гостя, тем выше было его положение или уважение, оказываемое ему хозяином дома.
Эта лестница – «лестница для шествования» с характерной для такого типа лестниц незначительной высотой ступенек и широкой площадкой для ступания. Она была рассчитана на то, чтобы гости, спускаясь и поднимаясь, выступали медленно и благородно.
[900x675]
Ванная комната
Уже около 1880 года княжеская семья имела «клозеты» - первые стационарные туалеты того времени.
Даже у императрицы Августы, супруги императора Вильгельма I, в это время не было своей собственной ванной комнаты. На рубеже веков (1900 г.) ванные туалетные столики для умывания, биде и даже печки для обогрева ванных комнат были переносными и при необходимости переносились из комнаты в комнату. С подключением водопровода и канализации, предметы санитарии приняли вид современных ванных.
[900x675]
Семья князей Гогенцоллерн в то время предпочитала технически простую и функциональную форму. Стиль ванной был нарочито холоден, выбор ее обуславливался техническими возможностями. В то время гордились этим техническим оборудованием и хотели его показать. Нельзя не сравнить его с сегодняшним оборудованием.
Швабский дом князей Гогенцоллерн всегда жил очень экономно, богатство и значимость семьи на показ не выставляли.
[675x900]
Комната отдыха – будуар
При планировании и закладке ванной комнаты княжеская семья ориентировалась на французскую культуру. Каждая ванная комната во Франции имела соответствующий будуар и комнату отдыха, где после принятия ванны дама отдыхала и обдумывала свой туалет (одежду) на сегодня.
Над этими помещениями находится шкаф, где хранились платья, поэтому потолки в ванной и будуаре ниже, чем в других помещениях.
Княгиня называла платья, которые она хотела бы видеть, и ей тотчас же их несли вниз и показывали на манекене в гардеробной.
[900x675]
Голубая гостиная
Эти покои посвящены Амалии Цефрине Хозенцоллерн (1760-1841) . Княгиня Амалия происходила из рода Зальм-Кирбург, ориентированного в общественной жизни на Францию. Хотя она прожила в Зигмарингене 30 лет, но по-немецки говорила неохотно. Она вообще чувствовала себя здесь неуютно. Так случилось, что через 10 недель после рождения наследника Карла, во время прогулки она сбежала в Париж, где остановилась у своего брата, познакомилась с будущей супругой Наполеона Жозефиной Богарне и стала ее подругой. В смутное время французской революции (178901799) Амалия спасла жизнь себе и детям Жозефины. Суверенитет рода Хозенцоллерн объяснялся в том числе влиянием Амалии Цефирине при французском дворе.
На большом портрете и четырех маленьких изображена княгиня Жозефина Хозенцоллерн в кругу своих детей. В овальной рамке мать княгини Жозефины - Стефани Богарне (1789-1860), которая была племянницей императрицы Жозефины.
[400x511]
Угловой салон
Угловой салон - комната отдыха княгинь. В салоне представлена мебель в стиле рококо. На рубеже XIX-XXX вв (около 1900 гг) "дамские комнаты" любили оборудовать в стиле рококо. По своему характеру салон должен быть уютным, иметь некоторую элегантность и отличаться удобной легкой мебелью
[900x675]
Салон украшают ваза и люстра из мейсенского (саксонского) фарфора необыкновенной красоты и искусности. Мейсенский фарфор был изобретен в 1708 году, случайно, алхимиком, который хотел получить золото. Это изобретение положило начало развитию одной з самых значительных фарфоровых мануфактур мира.
[900x675]
Кстати, в покоях Жозефины во время второй мировой войны размещалось "правительство Виши". Правительство, возглавляемое французским маршалом Петаном и премьер-министром Лавалем, было последним, избранным во время войны правительством Франции. После немецкой оккупации правительство переехало из Парижа в Виши. С наступлением вооруженных сил союзников, правительство Виши, сотрудничавшее с третьим рейхом, вынуждено было уступить место превосходящим силам. Гитлер предоставил этому правительству регион, большую часть которой бомбардировки пощадили.
Таким образом, городок на Дунае на короткое время - с сентября 1944 по апрель 1945 - стал резиденцией правительства Франции.
Княжеская семья должна была в течение нескольких часов покинуть замок и переехать в замок Вильфлинген, где она находилась под арестом.
[900x675]
Красный салон
В Красном салоне принимали гостей, собиравшихся здесь перед обедом.
[900x675]
Столовая - Французский салон
Столовая, так называемый французский салон, был оборудован в XIX веке в стиле Людовика XVI. Этому стилю уже более 200 лет
Кухня располагалась прямо под салоном и поднималась на лифте. Стол раздвижной, все 30 стульев в помещении помещаются за ним. Стулья украшены гербом князя Хозенцоллернов с девизом
[480x360]
Португальская галерея
Португальская галерея была названа в честь супруги князя Леопольда, княгини Антонии - португальской принцессы.
До сих пор здесь устраивают званые торжественные обеды, праздники, торжества и концерты.
На торцевой стороне фонтан с Нептуном - мозаика из голубого графия, ракушек и кварца
[900x675]
На стене по левую (на фото - по правую) сторону необычные гобелены, подобных, как утверждают замковые смотрители, нет нигде в мире. Они были выполнены около 1520 года по образцам Петера ван Элста. Удивительно хорошее состояние, крупный, редко встречающийся формат (когда-то это было одно полотно) и стилистические тонкости делают их необычайно ценными. на них изображены сцены из Ветхого завета из жизни Батцеба и Давида.
[900x506]
Зал с коллекцией оружия и доспехов
Огромный зал, заполненный по обеим сторонам доспехами и оружием. В каждой секции представлены экспонаты одной эпохи. Глядя на доспехи взрослых мужчин, мы сделали вывод, что в прошлом германцы были невысоким народом, потому как среднестатистический доспех в этом зале подходил бы как раз мне, на мой рост 162 см. Были маленькими, но мощными! Потому как мечи и сабли по 10-15 кг не каждый поднимет, да еще им и махать надо, а еще ведь и доспех надет. В общем, впечатляет
[768x510]