«Трёхсотлетие дома Романовых» — ювелирное пасхальное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1913 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.
В 1927 году передано Валютным фондом Наркомфина в музей Московского Кремля. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве (инв № МР-651/1-2).
Яйцо создано в год празднования 300-летия дома Романовых.
Между миниатюрами на белой эмали расположены золотые изображения двуглавых орлов и императорских корон. Вверху и внизу под плоскими бриллиантами находятся даты «1613» и «1913». Яйцо находится на подставке в виде позолоченного двуглавого орла из серебра, поднявшего вверх крылья. Орёл сидит на круглом пурпурном основании, стилизованном под щит.
«Яйцо, посвященное важнейшей политической теме, насыщено элементами государственной символики. Основанием для него стала миниатюрная копия Государственного щита, хранящегося в Музеях Московского Кремля, а подставка, выполненная из золоченого серебра, имеет вид трехстороннего гербового орла. Главным украшением пасхального подарка служат миниатюрные изображения членов дома Романовых. Идея создания портретной галереи правящей династии получила в это время широкое распространение. Так, к юбилею выпустили марки, на которых впервые были представлены русские государи, от царя Михаила Федоровича до императора Николая II»
На поверхности тремя рядами размещены 18 портретов представителей императорской семьи
Среди портретов нет императора Ивана VI так как его правление было непродолжительным. На яйце портреты расположены не в хронологическом порядке, например портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I: «Возможно, в глазах К. Фаберже, как и многих тысяч других потомков тех иностранцев, которые приехали служить России по зову царя-реформатора, фигура Петра I обладала несомненной привлекательностью и значительностью»
Миниатюры выполнены акварелью по кости (мастер — Василий Зуев) и обрамлены мелкими бриллиантами, а сверху находятся пластины из горного хрусталя. Зуев был известным петербургским художником-миниатюристом, сотрудничавшим с фирмой Фаберже. Образцами для миниатюр послужили известные изображения императоров, так — Екатерина II изображена по типу Лампи. «Кладовая Кабинета Его императорского величества, ведавшего имущественными делами августейших особ, располагала большим запасом портретных миниатюр, особенно царствовавших императоров и членов их семейств».
В яйце находится вращающийся земной шар (глобус), на котором дважды размещены золотые изображения Северного полушария. На них обозначены границы территории России в 1613 и 1913 годах, что «наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Государства Российского под руководством представителей правящей династии» . Сам глобус выполнен из воронёной стали, которая придаёт глубокий синий цвет морям и океанам
«Екатери́на Вели́кая» (другие названия: «Гризайль» и «Розовая камея» ) — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1914 года
Яйцо выполнено из золота, розовой и непрозрачной белой эмали. На него нанесен орнамент с помощью чеканки и резьбы по золоту. На боковых сторонах расположенные миниатюры, с аллегорическими сценами искусств и наук французского художника Франсуа Бушэ. Подставка для яйца выполнена из золота.
В письме к своей сестре Александре, Мария Фёдоровна отмечает, что сюрпризом в этом яйце был механический паланкин с Екатериной Великой внутри, который несут два арапа.
Паланкин имеет маленькие окошечки из горного хрусталя. Через них видна фигурка Екатерины. Императрица облачена в мантию, отороченную горностаем, выполненную из белой эмали. Сам паланкин украшен чеканкой и золотой резьбой. Арапы одеты в яркие ливреи из красной эмали, на голове у них тюрбаны. Сюрприз снабжен механизмом, который приводит его в движении: арапы медленно переставляют ножки, а паланкин катится на небольших колесах
[показать] В 1914 году Николай II подарил его своей матери, Марии Фёдоровне.
В 1927 году яйцо было продано Галерее Хаммер в Нью-Йорке, где в 1931 году куплено Элеонор Барзин, в подарок на день рождения матери.
[показать]
В 1973 году подарено Музею Хиллвуд в Вашингтоне, США
«Мозаичное» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1914 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года. Яйцо выполнено по рисунку художницы Альмы Пиль ювелиром Альбертом Холмстрёмом. Является самым дорогим императорским пасхальным яйцом. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Королевской коллекции королевы Елизаветы II, Лондон, (Великобритания).
Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, частично украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. Яйцо разделено на пять овальных групп с жемчугом, ограниченным линиями непрозрачной белой эмали. В каждом пересечении установлены пять крупных алмазов. На вершине установлен лунный камень, через который видны золотые инициалы царицы, инкрустированные в непрозрачную, бледно-розовую эмалированную мемориальную доску.
В определённой степени, история Императорских пасхальных яиц Фаберже заканчивается на «мозаичном». Фирма Фаберже производила ювелирные пасхальные яйца для Императорской семьи ещё на протяжении трёх лет. Однако, в связи с суровыми условиями военных лет, именно это яйцо оказалось последним, сделанным без ограничений в бюджете
Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Овальная основа, имеющая форму вазы с белым стеблем, украшена алмазами, изумрудами и двумя жемчужинами.
Вершина увенчана Императорской короной, украшенной алмазами. Задняя сторона миниатюры эмалированная, с корзиной цветов, вокруг которой выполнены надписи: 1914 год и имена пяти детей.
Император Николай II подарил яйцо «Мозаичное» своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года. За данный предмет император заплатил 28 300 рублей - наибольшая стоимость за одно императорское пасхальное яйцо. После Октябрьской революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1933 году ювелирное яйцо «Мозаичное» было продано Всесоюзным объединением «Антиквариат» незафиксированному покупателю. В 1934 году продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Лондон. В 1953, унаследовано королевой Елизаветой II.
Кроме «мозаичного» (1914), в Британской королевской коллекции (англ. The Royal Collection) хранятся ещё два императорских ювелирных пасхальных яйца, изготовленных фирмой Фаберже и одно, из так называемых пасхальных яиц Кельха, также изготовленное фирмой:Корзинка цветов (1901);Колоннада (1910);
«Красный крест c портретами» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1915 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Красный крест c портретами» хранится в художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США[.
Императорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Красный крест c портретами» изготовлено из серебра, золота, украшено переливчатой белой и прозрачной красной эмалью. Переливчатая белая эмаль покрывает серебряное тело ювелирного яйца «Красный крест с портретами». На двух красных крестах указаны даты «1914» и «1915». На вершине императорского пасхального яйца в серебре размещены корона и монограмма императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Александра III, а в основании расположена розетка с шестью лепестками. Миниатюры выполнены из перламутра и акварели на слоновой кости
Сюрприз ювелирного пасхального яйца представляет собой шарнирную, сворачиваемую ширму с пятью овальными миниатюрами, изготовленными из перламутра и акварели на слоновой кости. На портретах изображены члены семьи императора Николая II в форме медицинских сестёр[
великая княжна Ольга Александровна (сестра), великая княжна Ольга Николаевна (старшая дочь), императрица Александра Фёдоровна (супруга), великая княжна Татьяна Николаевна (вторая дочь) и великая княжна Мария Павловна (двоюродная сестра).
Император Николай II подарил яйцо ювелирное пасхальное яйцо «Красный крест c портретами» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1915 года. После Октябрьской революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1930 году ювелирное яйцо «Красный крест c портретами» стало одним из десяти императорских яиц, проданных галерее Хаммер, Нью-Йорк. В 1933 году куплено Лиллиан Томас Пратт. В 1947 году коллекция покойной Лиллиан Томас Пратт была переданна в музей изобразительных искусств Виргинии, Ричмонд, США
«Триптих Красный крест» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1915 года.В настоящее время находится в экспозиции Художественного музея Кливленда в штате Огайо.Яйцо было создано мастером фирмы Фаберже Хенриком Вигстрёмом.Размеры яйца — 8,6 х 6,35 см.
Яйцо выполнено из золота и покрыто белой эмалью. С двух сторон яйца расположены красные кресты, покрытые полупрозрачной красной эмалью. В центре каждого креста установлена миниатюра, соответственно великой княжны Ольги и великой княжны Татьяны в одежде Красного Креста. Крест с портретом Татьяны служит замком, при нажатии на который открываются двойные дверцы. В передней части яйцо делится на два квартала.
Два миниатюрных портрета двух великих княжон, вероятно, выполнены придворным живописцем Василием Зуевым, который нарисовал миниатюры для яйца «Красный крест с портретами». Это одно из немногих императорских яиц, что открываются вертикально.
Внутри яйца расположен триптих: Воскресения Христа по центру, Святая Ольга слева и Святая мученица Татьяна справа. На ребре дверей выполнена монограмма царицы и указана дата — «1915».Внутренние миниатюры выполнены Адрианом Прачёвым, который специализировался на создании икон.
Великие княжны Ольга и Татьяна в форме Красного Креста с солдатами, 1915 год. В 1930 году «Триптих Красный крест» яйцо было продано неизвестному покупателю в Москве. В 1943 году куплено индийцем Эрли Миншолом, вдовцом основательницы Pocahontas Oil Company Т. Эллис Миншолл, в антикварной галерее A La Vieille Russie в Нью-Йорке. В 1965 году Эрли Миншол подарил яйцо Кливлендскому музею искусства, штат Огайо, США.
С началом Первой мировой войны в 1915 году, царица Александра и её старшие дочери, Ольга и Татьяна, были зачислены медсёстрами, в то время как императорские дворцы были превращены во временные больницы.Оба императорских пасхальных яйца фирмы Фаберже, сделанных в 1915 году, были посвящены вкладу в военные усилия великих княжон Ольги и Татьяны.
«Орден Святого Георгия» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Яйцо сделано в память о награждении императора орденом Святого Георгия.
На светлый фон из белой эмали нанесена зелёная сетка и лента ордена Святого Георгия. На вершине яйца серебряная монограмма императрицы Марии Фёдоровны, окружённая зелёным орнаментом. В основании яйца дата «1916» в таком же орнаменте. Яйцо находится на ажурной подставке..На боковых сторонах яйца имеются кнопки, при нажатии на которые на месте георгиевских крестов появляются портреты императора Николая II и цесаревича Алексея Николаевича, выполненные акварелью на слоновой кости.[2]
В 1916 году Мария Фёдоровна получила яйцо от своего сына императора Николая. Через два года после свержения монархии в 1919 году Мария Фёдоровна эмигрирует из России. Это единственное яйцо из всех, которое она смогла увезти с собой.После смерти Марии Фёдоровны в 1928 году оно перешло к её старшей дочери, Ксении.В 1960 году перешло по наследству к сыну Ксении, Василию и продано им представителю компании Фаберже, Тому Ламлею. С 1978 года — в коллекции «Форбс». На аукционе Сотбис в 2004 году было приобретено Виктором Вексельбергом.
[показать] «Военное стальное» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.Создано в 1916 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России
Яйцо имеет строгий облик: стальной блестящий корпус разделен двумя гладкими горизонтальными линиями на три части. В центре размещены золотые накладные изображения герба Российской империи, святого Георгия, даты «1916», окруженной лавровым венком, и монограммы Александры Фёдоровны. Венчает яйцо золотая императорская корона. Подставка выполнена из нефрита с золотой каймой, на которой по углам размещены четыре стальных артиллерийских снаряда
Внутри яйца находится мольберт с акварельной миниатюрой. На миниатюре изображены император Николай II и царевич Алексей на позиции русских войск. В верхней части расположен эмалевый орден Святого Георгия с лентой. Сам мольберт стилизован под вензель Александры Фёдоровны.Высота сюрприза — 65 мм
Яйцо было создано в подарок жене императора Николая, Александре Фёдоровне на Пасху в 1916 году. В 1927 было передано Валютным фондом Наркомфина в музей Московского кремля
«Берёзовое» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для семьи императора России. Яйцо было создано в 1917 году по заказу Николая II, который планировал подарить его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 2 апреля (по новому стилю — 15 апреля 1917 года, однако оно так и не было подарено. До 2001 года считалось утраченным. Подлинность яйца из коллекции Иванова вызывает сомнения.
Счёт фирмы Фаберже с описанием Берёзового яйца от 25 апреля 1917 года Ювелирное пасхальное яйцо изготовлено из золота и карельской берёзы, которая произрастает только в Карелии (Россия). Сюрпризом, вероятно, был утраченный миниатюрный механический слон, сделанный из золота, серебра, алмазов и эмали. В настоящее время сохранился только миниатюрный ключ для завода фигурки слона[2][4]. В книге «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже» (1997) Т. Фаберже, Л. Пролер и В. Скурловым, впервые помимо письма Бирбаума от 1922 года, была опубликована фотография деревянного пасхального яйца из карельской березы, кроме того, авторами проверена идентичность клейм мастера Вигстрема, фирмы Фаберже, Петроградского Пробирного Управления на арматуре яйца на соответствие эталонным образцам и подтвердили подлинность всех клейм[5].
Утрачен. Вероятно, это была миниатюрная фигурка слона, сделанная из золота, серебра, украшенная эмалью, а также восемью большими бриллиантами и шестьюдесятью четырьмя маленькими алмазами (огранка «розы»). Сохранился миниатюрный ключ для завода механизма слона, выполненный из золота и украшенный алмазами[2][4]. Карл Фаберже в своём письме А. Ф. Керенскому просит разрешить передать бывшему царю несколько каменных зверьков, а вместе с ними и «простое деревянное яйцо без роскоши», внутри яйца столь же «простой механический слоник на счастье». На самом деле, как видно из счёта, выставленного фирмой Фаберже, слоник усыпан 64 розами и 8 бриллиантами. Счёт составлен уже после отречения Николая и адресован на имя «господина Романова, Николая Александровича».
Император Николай II планировал подарить ювелирное яйцо «Берёзовое» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1917 года.
До конца 2002 года судьба пасхального яйца ювелирного дома Фаберже «Берёзовое» оставалась тайной: оно не было подарено и считалось утраченным. Однако, в ноябре, Русским национальным музеем, было объявлено, что последнее императорское пасхальное яйцо работы ювелирного дома Карла Фаберже было куплено владельцем музея миллионером Александром Ивановым для коллекции из частного собрания в Лондоне, где яйцо находилось, начиная с 1927 года
Согласно версии Александра Иванова, Фаберже просил Керенского отправить яйцо Николаю II, однако после Октябрьской революции оно оказалось в собрании Румянцевского музея (ныне Библиотека имени Ленина). В январе 1927 года музей был закрыт и 450 экспонатов, включая ювелирное яйцо фирмы Фаберже «Берёзовое» были проданы Советским правительством иностранным покупателям. Таким образом, в 1927 году яйцо оказалось в Лондоне. Хранится в музее Фаберже, Баден-Баден, (Германия). Известно, что покупки этого музея достаточно спорные с точки зрения подлинности
«Созвездие» («Синее созвездие Цесаревича») — незаконченное ювелирное яйцо, последнее из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Является последним яйцом, изготовленным Фаберже для семьи Романовых. Было заказано Николаем II для своей жены, Александры Фёдоровны, как подарок на Пасху 2 апреля (по новому стилю — 15 апреля) 1917 года, но не было подарено из-за отречения царя от престола.
Франц Бирбаум, главный художник фирмы Фаберже, в 1922 году описывал яйцо так: … яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен… — Ф. П. Бирбаум Яйцо, выполненное из тёмно-синего кобальтового стекла, представляет собой небесную сферу. На ней выгравировано положение звёзд на небе во время рождения цесаревича Алексея (12 августа 1904 года). Яйцо должно было быть инкрустировано бриллиантами, огранёнными в форме розы (в некоторых местах они сохранились). Подставка выполнена из непрозрачного горного хрусталя в виде облака, на котором и располагается яйцо. Яйцо должны были украшать серебряные херувимы, но они не сохранились.
В ювелирное пасхальное яйцо «Созвездие», согласно первоначальному замыслу, должны были быть встроены часы, однако часовой механизм был утрачен.
Предполагалось, что яйцо станет подарком императора Николая II, своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1917 года. Но в результате Февральской революции 15 марта 1917 года царь отрекается от престола.Перед бегством за границу в 1925 году сын Карла Фаберже, Агафон передал А. Е. Ферсману ряд изделий своей фирмы, в том числе и разобранную композицию из двух половинок яйца и подставки в виде полупрозрачного облака.В 2001 году обнаружено в фондах минералогического музея и после реставрации находится в экспозиции.
Яйцо в Баден-Бадене По версии А. Н. Иванова, подлинное и законченное яйцо «Созвездие» принадлежит ему, и находится в выставленной в Музее Фаберже в городе Баден-Баден. Тем не менее, имеется ряд очевидных различий с экспонатом, хранящимся в Минералогическом Музее Ферсмана. Иванов утверждает, что яйцо в Минералогическом музее на самом деле является лампой, которая также была заказана в фирме Фаберже. В отличие от экспоната Музея Ферсмана, яйцо, находящееся в Музее Фаберже, представляет собой сферу из синего стекла, инкрустированную бриллиантами, с поворачивающимся циферблатом и часовым механизмом внутри, на которой выгравировано созвездие Льва. Постамент для сферы сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе.Известно, что покупки этого музея достаточно спорные с точки зрения подлинности.
В России яйцо из коллекции Иванова впервые было показано на выставке в Костроме весной 2011 года.
Прочие императорские яйца
Эти яйца входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен. Могут относиться к «пустым» 1904—1905 гг., и быть в таком случае выполненными для одной из императриц. Существует также предположение, что могли быть изготовлены для какого-нибудь другого члена императорской семьи, вопреки традиции.
Воскресение Христово — ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в период с 1884 по 1894 год по заказу императора Александра III и подарено его супруге, императрице Марии Фёдоровне.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Изделие, схожее по описанию с яйцом «Воскресение Христово», фигурировало в ряде описных документов, в частности — в списке драгоценностей Марии Федоровны, составленной управляющим Аничковым дворцом генерал-майором Ереховичем, а также в описи конфискованных императорских драгоценностей от 1922 года (составлена при передаче из Оружейной палаты в Совнарком). Впоследствии яйцо было продано некоему «господину Дереку», а в 1934 году фигурировало в списке лотов аукциона Christie’s в Лондоне. Статус изделия остается неопределённым, так как оно не располагает инвентарным номером и не значится в финансовых документах императорского кабинета; тем не менее, специалисты усматривают основания относить его к «императорской серии».
Яйцо изготовлено из горного хрусталя, окаймленного по вертикали алмазным бордюром. Внутри яйца расположена скульптурная группа, представляющая Христа и двух коленопреклоненных ангелов, стоящих по обе стороны от его гробницы. В оформлении группы использованы эмаль и алмазы. Подставка имеет вид четырёхчастной орнаментированной ножки, украшенной пятью жемчужинами. Стоящие на изделии клейма позволяют установить, что оно было изготовлено главным мастером фирмы Фаберже М. Е. Перхиным и что в его оформлении использовано 14-каратное золото.
Данное яйцо не имеет сюрприза. Ряд исследователей и искусствоведов, принимая во внимание некоторые сопутствующие факты, считают возможным предполагать, что «Воскресение Христово» само по себе является сюрпризом, содержавшимся в яйце «Ренессанс». В частности, указывается на его точное соответствие внутренним размерам этого яйца, стилистическую схожесть с ним, а также на тот факт, что в счёте на «Ренессанс» был указан жемчуг, который в оформлении этого изделия не использовался.
«Весенние цветы» — пасхальное яйцо фабрики Фаберже, изготовленное около 1899 года в мастерской Михаила Перхина. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственниковВ настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Ювелирное яйцо «Весенние цветы» выполнены в стиле неорококо. Снаружи оно покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Его створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Сверху яйцо закрывается алмазной защёлкой. Оно располагается на круглом двухступенчатом постаменте, изготовленном из бавенита, сверху заключённого золотом поясом, инкрустированным алмазами, а у основания оформленного золотым орнаментом в стиле рокайль.
Внутри яйца помещён сюрприз в виде миниатюрной вынимающейся корзинки с подснежниками, лепестки которых изготовлены из халцедона, а пестики из демантоидов. Этот сюрприз очень похож на корзинку с цветами, размещённую в «Зимнем» яйце, изготовленном в 1913 году.
Дата изготовления яйца до сих пор остаётся загадкой, как и то, каким образом оно попало в коллекцию императрицы Марии Фёдоровны, хранившуюся в Аничковом дворце. На нём стоят раннее клеймо мастера Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое применялось в Санкт-Петербурге до 1899 года, при этом на футляре яйца имеется штамп Фаберже с адресами Санкт-Петербургского, Московского и Лондонского отделений фирмы. На первый взгляд эти данные противоречивы, поскольку клеймо мастера говорит о том, что яйцо было выполнено до 1899 года, однако футляр указывает на то, что оно было создано после 1903 года, когда в Лондоне открылось отделение фирмы.
При описи имущества императрицы Марии Федоровны, хранившегося в Аничковом дворце, составленной в середине сентября 1917 года перед передачей его в Оружейную палату Кремля, упоминаются «портмоне из позолоченного серебра в форме яйца, покрыт красной эмалью, с сапфиром», и как отдельный предмет — «корзинка с цветами, украшенная бриллиантами». Вполне возможно, эти строчки относятся к данному яйцу и его сюрпризу. В 1933 году объединение «Антиквариат» продало яйцо «Весенние цветы» неизвестному лицу за 2000 рублей ($1000). Позднее оно было продано фирмой A La Vieille Russie коллекционеру из Лонг Айленда Ландсделлу Кристи, а затем, в 1966 году, Малькольму Форбсу (англ.)русск. как императорское пасхальное яйцо.
Яйцо «Весенние цветы» дважды выставлялось в качестве императорского пасхального яйца в музее Метрополитен в Нью-Йорке — в 1961 и 1996 годах, а также в Музее Виктории и Альберта в 1977 году. До 1993 года все публикации, посвященные данному пасхальному яйцу, причисляли его к серии императорских пасхальных яиц. Этого мнения придерживались многие ведущие специалисты, однако после более глубокого анализа Татьяна Мунтян исключила пасхальное яйцо «Весенние цветы» из списка подарков, сделанных императорами России. Она считает, что яйцо принадлежало императрице Марии Фёдоровне и было подарено ей кем-либо из родственников или близких друзей.
Продолжение следует...
«Блестящая эпоха Фаберже. Санкт-Петербург — Париж — Москва», каталог выставки, М., 1992
https://fabergeresearch.com/eggs-faberge-imperial-egg-chronology/
Серия сообщений "Фаберже": Часть 1 - .Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.Часть 2 - Неравный брак и судьба пасхальных яиц Фаберже коллекции Кельхов...Часть 10 - Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(4)Часть 11 - Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(5). Часть 12 - Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(6).Часть 13 - Фаберже: Особый путь в истории.Документальный фильмЧасть 14 - Династия Фаберже.Меценаты Кельх .Пасхальные яйца из коллекции семьи Кельх