мне тут сказали что у меня здоровый комплекс неофита... вот решила разобраться поискать нашла пока одну статейку.. А.Кураева
Известно, что у вас есть опыт общения с неофитами - людьми, недавно пришедшими к вере. Какие, на ваш взгляд, трудности возникают у неофитов и есть ли вообще такая проблема в Православной Церкви?
- Неофит означает "новоуверовавший". Значит, все, кто обрел веру, - неофиты. Но не каждый крещеный является неофитом. Прежде всего это человек, который выбрал мировоззренческую позицию, вера стала его убеждением, а не просто неким дополнительным сегментом к стилю его жизни. Тот, кто крестился "походя", неофитом, увы, не становится и христианином тоже. Так что если неофитство болезнь, то это хорошая болезнь.
Одна из самых больших трудностей для неофита - как расслышать голос Церкви. Он искренне желает быть церковным послушником. Но встает вопрос: кого в Церкви слушаться? Такой человек проходит через пору всеверия. Это нормально, и если неофит не готов слушаться самую обычную церковную бабку, то значит, что такой человек в Церкви ищет себя, а не Христа в себе.
Но то, что хорошо в определенный период жизни человека, может оказаться опасным на последующих этапах. Памперсы хороши в младенчестве, но шагать в памперсах по жизни было бы странно. Изначальное неофитское вседоверие со временем может вылиться в серьезный кризис, когда для верующего все одинаково свято, все церковные голоса воспринимаются как голоса назидательные.
Но дело в том, что по мере нравственного взросления человек должен создать в себе определенную шкалу ценностей. Делить мир на добро и зло хорошо лишь в детском возрасте. Более развитое нравственное сознание должно различать уже оттенки: "это хорошо, а это лучше; это плохо, а это хуже".
[an error occurred while processing this directive]
Такая иерархия должна выработаться со временем и у церковного человека. Он не должен ставить на одну доску мнение какой-нибудь листовки, набранной церковно-славянским шрифтом, и мнение Евангелия, суждение Патриарха и проповедь приходского священника. Это разные авторитеты, и иногда они входят между собой в конфликт. Из подобного рода столкновений ценностей надо учиться выходить.
- Что предпринимает Церковь для того, чтобы не потерять неофитов, не потерять пришедшую в храм молодежь?
- Боюсь я говорить на эту тему, потому что неизбежно придется употребить такой жуткий термин, как "работа с молодежью".
- А что в нем жуткого?
- Манипулятивность. Нельзя манипулировать людьми. Не должно быть никаких "антропологических" технологий, в том числе и технологий воцерковления. Что может делать Церковь? Прежде всего не мешать, не травмировать нашим поведением тех, кто еще в поиске.
Быть православным молодым человеком трудно: трудно быть молодым среди наших старушек, и трудно быть православным среди своих сверстников.
- Вы видите тех, кто совсем недавно пришел в храм, и тех, кто скоро станет сознательным членом Церкви. Скажите, куда, по-вашему, движется Русская Церковь, какой она будет через 15-20 лет?
- Не знаю. Настолько разные вещи происходят в церковной жизни, настолько разные векторы движения. Но когда я думаю о будущем Церкви, для меня один из главных вопросов звучит примерно так: "Сколько потребуется времени, чтобы имя диакона Андрея Кураева в сознании семинаристов стало бы синонимом мракобесия и отсталости?". Наверно, не так уж и много.
В октябре 2004 года в Санкт-Петербурге проходил рок-концерт "Золото на черном", посвященный столетию подводного флота России. Вернувшись с этого концерта в Москву, я встретился с митрополитом Климентом (Капалином), управляющим делами Московской Патриархи. Я сказал ему, что, мол, снова согрешил, на рок-концерт ходил, проповедовал… Он мне ответил: "А что в этом такого особенного? Мы специально в документах Архиерейского Собора записали, что надо активно использовать форму современной молодежной культуры для проповеди православия". И тут настало время изумиться уже мне. То, что еще год назад было провокацией, скандалом и сенсацией, теперь стало чем-то само собой разумеющимся.
Однако, когда ко мне обращаются семинаристы и говорят, что они тоже хотят пойти на рок-концерт, причем только ради проповеди, я им говорю - что ж, только следите за своими ботинками. Если увидите, что ботинки начали притоптывать в такт музыки, - "делайте оттуда ноги".
Движение навстречу миру необходимо. Но тут возникает вопрос - удастся ли в этом движении вовремя остановиться? Нужно пройти между Сциллой и Харибдой: не нужно быть закрытой сектой, этнографическим музеем, не нужно корчить из себя памятник своему сану, но с другой стороны нельзя становиться "своим в доску". И, как всегда, обретение середины - дело опыта и вкуса.
полный текст статьи про неофитов и не только
http://religion.ng.ru/facts/2005-03-02/1_kuraev.htmlНастроение сейчас - изучающее