• Авторизация


Молитва Ефрема Сирина 03-03-2009 08:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alex_Ander Оригинальное сообщение

Митрополит Никанор (Клементьевский) о молитве прп. Ефрема Сирина



О МОЛИТВЕ ЕФРЕМА СИРИНА

[501x632]

   "Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему".

   Вот молитва, которую много раз слышим мы в храме Великим постом. Ее написал св. Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в IV веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Святой и Великой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и дня воскресного.
   Для чего святая Церковь ввела в Богослужение Великим постом эту, а не другую молитву? Для того чтобы непрестанно напоминать нам, о чем именно надобно просить и молить Господа на поприще поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от простуды, так святая Церковь предостерегает нас от искушений, внушая, с какой стороны они приходят к нам, и какими средствами можем мы отражать их от себя.
   Чувствуя всю нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание, войдем в ее благое намерение о нас и последуем за ее руководством, как дети следуют за наставлениями матери.
   Когда святая Церковь призывает нас во время поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, это указывает, что сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни поста. В самом деле, какое время более свободно для упражнения в слове Божием, как не время, посвящаемое на приготовление к исповеди и причащению? И в это-то время искушает нас наиболее дух праздности! Какое время более удобно для духовных размышлений, как не время, посвящаемое на хождение в храм для слушания там душеспасительных молитв, чтения и пения? И в это время входят в наше сердце наиболее нечистые помыслы! Какое время более располагает душу к покою, как не время поста? И в это именно время мы предаемся наиболее скуке и унынию: какое время более способствует к упражнению в молчании, как не время покаяния? И в это, опять же, время занимаемся наиболее празднословием!
   Не так ли? Только тот не замечает этих искушений, кто постится и ходит в храм лишь по привычке или вовсе редко в храме появляется и пост для него лишь вид диеты; но тот, кто постится, как следует, и молится в храме, как должно, тому понятна вся важность молитвы, употребляемой ныне Церковью.
   Что же такое дух праздности? Это праздность души в деле нашего исправления. Христианин должен внимательно читать слово Божие, вникать в чтение молитв, стремиться к подвигам поста и молитвы, рассматривать свое поведение соответствует ли оно заповедям Христовыми, сознавать свои недостатки, страсти и согрешения и всемерно стараться исполнять требования веры. Но когда он всего этого не делает, не становится ли душа тогда праздной, рассеянной и погруженной в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности; себя изнурит, а пользы не получит.
   Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, которыми наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить устав Церкви без угрызений совести, и вздыхает, глядя на постную пищу и вспоминая те удовольствия, что недоступны постом. И этот дух уныния и тоски не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден Самим Богом.
   Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея ее, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив, мытарь не постился, но предпочтен постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.
   Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но отчего бы ни происходила эта страсть, она - страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, - если не будет в ней сразу подавлено, - бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет!"За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф. 12.36), - говорит сам Спаситель.



     Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, + 17.09.1856 г.



[400x514]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Молитва Ефрема Сирина | radostilove - radostilove, радость , любовь, весна | Лента друзей radostilove / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»