• Авторизация


Прогулки по Дрездену. Часть 9: Дрезденская резиденция (4) Зеленые своды (Grünes Gewölbe) Драгоценности 26-07-2023 11:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Прогулки по Дрездену. Часть 9: Дрезденская резиденция (4) Зеленые своды (Grünes Gewölbe) Драгоценности

Дрезденский дворец-резиденция

«Зелёный свод» — знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов, охватывающая период от Ренессанса до классицизма. Название самой богатой коллекции драгоценностей в Европе происходит от некогда окрашенных в малахитово-зелёный цвет, а сейчас закрытых зеркалами колонн зала драгоценностей Pretiosensaal (от лат. pretios — ценный).

«Зелёный свод» входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена. До XVIII века собрание драгоценностей было частью кунсткамеры, основанной в 1560 году. Во времена правления Августа Сильного она была впервые разделена на тематические коллекции. Так возникли в том числе Физико-математический салон и Оружейная палата. Коллекция демонстрируется в двух постоянных экспозициях — «Исторических Зелёных сводах» и «Новых Зелёных сводах», расположенных в западном крыле дрезденского дворца-резиденции. Начало этой коллекции положил Август II Сильный, курфюрст саксонский и король польский.

Август II Сильный

Свое прозвище Август получил за необыкновенную физическую силу, которой он обладал. Король нередко развлекал придворных тем, что во время балов гнул тяжелые серебряные и золотые тарелки так легко, будто они были сделаны из картона.Во времена правления Августа Сильного она была впервые разделена на тематические коллекции. Так возникли в том числе Физико-математический салон и Оружейная палата.

Relief August der Strake - Johanneum (Dresden)

Август Сильный был известен не только своим пылким темпераментом и любовью к шумным развлечениям, но и совершенно ненасытной страстью к драгоценностям. Будучи большим щеголем, он просто не мог оставаться спокойным, если видел красивую подвеску, ожерелье или украшение для камзола.Одежда короля была столь обильно усыпана драгоценными каменьями, что не всякий человек мог бы носить на себе такую тяжесть. Пуговицы на платьях Августа были исключительно из сапфиров и рубинов.

Даже пряжки его домашних туфель, которые он надевал только по вечерам, были щедро украшены бриллиантами. Своим фавориткам король имел обыкновение дарить броши в виде букетиков, усыпанных бриллиантами, изумрудами, рубинами и жемчугом.

    

При дворе Августа Сильного работали десятки талантливых ювелиров, которые создавали настоящие шедевры. Примечательно, что все изделия выполнялись исключительно по эскизам и описаниям короля, поэтому можно смело говорить, что Август обладал великолепным вкусом и чувством красоты.

Зал позолоченного серебра

Роскошь экспонатов поражает все сильнее и достигает кульминации в Кабинете ювелирных украшений. Правители саксонии Фридрих Август I (он же Август Сильный) и его сын Фридрих Август II заказали за время своего правления 10 ювелирных гарнитуров из драгоценных камней (сапфиров, изумрудов, рубинов, бриллиантов) для украшения парадных костюмов. Гарнитуры так и назывались - Изумрудный гарнитур,

Сапфировый гарнитур, Карнеоловый гарнитур и т.д. Они состояли из многих десятков предметов - тут были пряжки, пуговицы, аграфы, эгреты, ножны для шпаг, трости, эполеты, даже табакерки. 

Первоначально стены хранилища были окрашены в зеленый цвет, отсюда и название - Grünes Gewölbe (Грюнес Гевёльбе). Сейчас в отреставрированных Исторических Зеленых сводах на первом этаже все представлено так, как это было в те времена - на специальных консолях на фоне зеркальных стен. Гости попадают сначала в холл, затем в Янтарный кабинет (в Дрездене есть свой), Кабинет слоновьей кости, Кабинет позолоченого серебра, Кабинет белого серебра (и эмали), Кабинет бронз, Угловой кабинет с драгоценными камнями, Кабинет гербов, Кабинет бронзы.  

Зал ювелирных изделий

Новые Зеленые своды - более обширная экспозиция на 2 этаже дворца, прямо над историческими Сводами, здесь можно увидеть более 1000 предметов в 200 витринах. Это шедевры итальянских, немецких и французских ювелиров - музыкальные часы с двигающимися фигурками, вишневую косточку с вырезанными на ней 150 лицами, поделки из кораллов и кокоса, золотой кофейный сервиз, парусники из слоновой кости, вазы из венецианского стекла и горного хрусталя, украшенные перламутром и драгоценными камнями, забавные фигурки из огромных жемчужин необычных форм и т.д., в том числе удивительную работу придворного ювелира Мельхиора Динглингера "Двор великого Могола...".

Самые значительные и не поддающиеся денежной оценке сокровища - золотая чаша Ивана Грозного из скифского золота, подарок Петра I Августу Сильному, шкаф из янтаря, подарок прусского короля (оба в Исторических Зеленых сводах), чистейшие бриллианты Дрезденский Зеленый (41 карат) и Дрезденский белый (49 каратов) и сапфир в 648 каратов.

Угловой кабинет

Кубки в виде нереиды, морского единорога и морского коня

 На весь мир известна композиция  "Крестьянская усадьба Дели в день рождения великого могола Аурангзеба" Она напоминает миниатюрную модель мира. На огромном подносе установлено более 130 человеческих фигурок с тюрбанами на головах: рабы несут своих господ в палантинах, крестьяне работают на полях, пасут верблюдов или управляют стадом слонов. На подносе есть корабли и восточные здания с извилистыми лестницами. Эта композиция даже по тем временам считалась непомерно дорогой. Она стоила примерно столько же, сколько настоящее поместье, подаренное Августом одной из своих любовниц, 

Для хранения своих сокровищ король выделил в замке целую комнату, получившую название «Кабинет драгоценностей».В нем до сих пор хранятся знаменитые гарнитуры Августа Сильного и его сына, Августа III, унаследовавшего от отца любовь к самоцветам. Каждый гарнитур получил название по преобладающим в нем камням: бриллиантовый, рубиновый, сапфировый, агатовый, карнеоловый, изумрудный, жемчужный и так далее.

  [показать]

Особый интерес представляет собрание орденов Белого орла и Золотого руна. В «Зеленых сводах» также выставлены украшенные драгоценными камнями королевские шпаги, охотничьи рога, эгреты для шляп, запонки, табакерки, письменные приборы, ручные зеркала.

  

Именно здесь хранится всемирно известный бриллиант весом в 40,7 карата, названный «Зеленый Дрезденский». Первоначально монарх пожелал увидеть камень в ордене Золотого Руна, но через четыре года приказал вставить его в заколку для шляпы.

Крест Королевского бриллиантового набора ордена Белого орла Августа II Сильного

Звезда Королевского рубинового набора ордена Белого орла Августа II Сильного 

Звезда набора Королевской бриллиантовой розы ордена Белого орла Августа II Сильного

Звезда Королевского рубинового набора ордена Белого орла Августа II Сильного

В «Кабинете драгоценностей» Август Сильный проводил немало времени, задумчиво бродя среди своих сокровищ. Король очень гордился ими и любил повторять: «Если человек насытит свой взгляд тем, что есть в „Зеленом своде“, он будет так счастлив, что не захочет больше ни на что смотреть».Практически все, кто побывал в Дрезденском замке и видел это собрание собственными глазами, признают, что монарху удалось создать уникальную экспозицию, которая просто не имеет аналогов в мире.Коллекция демонстрируется в двух постоянных экспозициях — «Исторических Зелёных сводах» и «Новых Зелёных сводах», расположенных в западном крыле дрезденского дворца-резиденции.

 

Кроме Кунсткамеры, в дрезденском дворце курфюрста имелся еще так называемый «тайник». Первоначально он состоял из одного помещения на первом этаже, позже к нему были присоединены две соседних комнаты. Эти помещения считались самыми безопасными в случае пожара или попытки взлома. Толщина их внешних стен превышала два метра, окна защищали массивные кованые решетки и железные ставни, потолки были сводчатыми.

В случае пожара огонь не мог добраться до хранящихся там государственных бумаг, денег и драгоценностей.Потайная винтовая лестница внутри стены вела в курфюршеские покои. Первоначально помещение было окрашено в зеленый цвет, чем, по всей вероятности, и объясняется возникновение в обиходном языке жителей замка названия «Грюнес гевёльбе», то есть «Зеленые своды». В 1723—1724 годах в этих помещениях был размещен первый музей сокровищницы.

Подобно курению в наши дни, для которого изобретаются самые разнообразные по форме трубки, ножички, пепельницы и зажигалки, около 1600 года самым распространенным пороком было злоупотребление алкоголем. Кофе и чай были тогда еще неизвестны, и везде, где собиралось общество, пили вино или пиво.

На раковине моллюска, из которой в начале XVII века в мастерской амстердамской семьи Беллекин был изготовлен этот кубок , выгравированы гротескные фигуры. Ножка в виде дракона с коралловым хвостом и со скачущей верхом обезьяноподобной фигурой сделана, вероятно, около 1600 года в Нюрнберге и была частью другого неизвестного сосуда. В 1724 году резервы из хранилища были использованы для украшения нового интерьера музея «Грюнес гевёльбе» и, нереливаясь всеми красками, сверкали на многочисленных консолях. Тогда же дрезденский придворный ювелир Кёлер создал подходящую оправу для обеих разрозненных частей сосудов и удачно соединил их. Дракон, увенчивающий бокал, придуман им.

При этом для всеобщего развлечения устраивались состязания в смелости, силе и ловкости. Слона «побеждал» тот, кому удавалось выпить его до дна. Чтобы «справиться» со страусом, надо  было снять ему голову и ловить ртом вино, которое выплескивалось из узкого горлышка. Не полагалось пугаться, если вдруг при сильном наклоне кубка в глаза падали крылья, прикрепленные к нему на шарнирах. Охотники пили из фигурного кубка, изображающего нимфу Дафну

Там были выставлены драгоценные предметы из тайника. Кунсткамеры, а также частично из Серебяной палаты, предназначенной для хранения и ухода за курфюршеским столовым серебром.

  [показать] [показать] 

Фрегатт из слоновой кости

Преследуемая влюбленным Апполоном, она взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр. Фантазия мастеров, изготовлявших кубки, была безгранична. Для курфюршеского двора их делали из серебра, для крестьян — из дешевого стекла. Во время Тридцатилетней войны один из проповедников негодовал, что пьют из монахов и монахинь, из обезьян и попов и даже из самого дьявола.Кубки из скорлупы кокосовых орехов и страусовых яиц, из экзотических раковин моллюсков и улиток и из слоновой кости были очень модными с Конца XVI и в течение всего XVII века. Эти дорогие природные материалы, привозимые из заморских стран, использовались в качестве корпуса сосудов.

[показать]

Можно предположить,.что на необузданных пиршествах, которые в те времена любили устраивать все слои общества, разбивали много посуды; при дворе — соответственно дорогой. Некоторые черепки можно было еще использовать и их собирали в специальном хранилище. 

В 1727—1730 годах были пробиты двери в соседние помещения и оборудованы еще четыре выставочных зала и вестибюль с боковыми кабинетами. Там был сделан вход в музей. Создание этого музея было во многих отношениях удивительным достижением, заслуживающим интереса и уважения людей нашего времени..

  

С тех пор, как люди начали жить оседлыми группами и объединяться в более высокоорганизованные общины, существуют специальные сокровищницы для хранения предметов культа, регалий, запасов благородных металлов, денег или особо ценного оружия. Туда в любом случае было вхоже только высшее духовенство, правители и их высочайшие вельможи. Принимая это во внимание, следует признать примечательным тот факт, что была открыта и превращена в музей одна из богатейших сокровищниц мира. К тому же это был, вероятно, первый музей подобного рода в мире. Кроме выставочных помещений, здесь имелось также фойе с гардеробом, служебное помещение для ответственного чиновника и даже запасник.

  

Примечательно и то, что музей имел отдельный вход и был изолирован от остальных помещений дворца путем заделки всех имевшихся проходов. Бесспорно, наличие только одного входа является обязательным условием безопасности каждой сокровищницы. Однако для нас важно то, что это был уже единый функциональный организм, какими являются музеи наших дней. Основание дрезденского музея драгоценностей явилось частью обширной реорганизации всех коллекций.

 

В эти же годы были созданы гравюрный кабинет, картинная галерея, музей фарфора, а также все естественнонаучные музеи. Основой их фондов тоже стали коллекции из Кунсткамеры. Очевидно, имелись лве главных причины, для того чтобы на долгие годы привести в движение целую армию ученых, реставраторов, архитекторов и ремесленников, содержание которых обходилось довольно дорого.

  [показать]

Вишнёвая косточка, на которой вырезано 185 портретов. Это произведение искусства было создано в 1589 г. при помощи лупы и оправлено в дорогостоящую серёжку. Фактически можно обнаружить 113 лиц.Янтарный шкаф-кабинет был подарен королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом I. Он был изготовлен в 1742 г. в Кёнигсберге. В янтарной комнате представлены и другие произведения искусства из янтаря.В ходе строительных работ к старым помещениям Зелёных сводов были присоединены дополнительные 8 комнат. Архитектурный проект сокровищницы выполнил Маттеус Даниэль Пёппельманн, автор Цвингера, внутреннее оформление было поручено Раймонду Леплату (Raymond Leplat). В этом облике Зелёные своды сохранились вплоть до XX века.

 

Упорядоченная и размещенная в анфиладах галерейных залов масса культурного наследства Веттинов могла в полной мере служить блеску королевской короны. Одновременно появилась возможность применить к коллекциям научные принципы предметного и исторического подразделения, сложившиеся с началом и развитием Просвещения. Тесное единство обоих принципов способствовало высокому качеству научной обработки материала. Произведенное тогда расчленение коллекций осталось неизменным до сих пор, а инвентаря, составленные работавшими тогда в музеях специалистами, по-прежнему служат основой при научной обработке всех собраний.

      

Характер коллекции, хранившейся в сокровищнице «Грюнес гевёльбе», давал широкий простор причудам барочной фантазии и творческим прихотям монарха, а также полностью отвечал требованиям репрезентативности абсолютистского государства. Отделка помещений для сокровищницы была поручена архитектору Пёппельману, построившему Цвингер. По его проекту плоскости стен под каждой дугой были облицованы зеркалами и декорированы резными украшениями, покрытыми лаком и позолотой. Перед ними в орнаментальном порядке были размещены консоли. Перед панелями стояли ряды позолоченных столов. Пилоны были также облицованы зеркалами, полы и дверные рамы выложены полированным саксонским мрамором. 

   

Важнейшие произведения искусства стояли на мраморных плитах столов, другие первостепенные вещи — на нижних консолях. Таким образом, было создано два уровня расположения и обозрения экспонатов в зависимости от их ценности.

[показать]

Предметы, имевшие главным образом только декоративную ценность, размещались еще выше, вплоть до 4 метров от пола, и служили в основном деталями общей картины интерьера. Выставленные вещи многократно отражались в зеркалах, укрепленных за ними, на противоположных стенах и на пилонах. Таким образом, изобилие пластических форм, характерное для Цвингера, было достигнуто здесь другими средствами и сливалось в единый многоцветный ансамбль интерьера.

  

Над его оформлением работали лучшие художники резиденции. Столы и консоли создал придворный скульптор и резчик по дереву Беньямин Томэ. В числе его учеников и помощников был Иоганн Иоахим Кендлер, работавший позднее скульптором на Майсенской фарфоровой мануфактуре и прославившийся как основоположник европейского стиля в фарфоре и автор многих выдающихся нроизведений. Придворные лакировщики Мартин Шнелль и Кристиан Райнов, известные мастера саксонской лакированной мебели, изготовили целые комплекты обстановки. Под стеклянные плоскости были подложены выполненные золотом гравюры и расписывали их красным и синим лаком. 

  

Предметы из алмазного гарнитура

Предметы из бриллиантового гарнитура

Предметы из рубинового гарнитура

Слава этих зеркальных кабинетов саксонской сокровищницы быстро разошлась по всей Европе. Один из известных в то время авторов путевых заметок писал, что это самое прекрасное место на земле. За исключением кратковременных военных и реставрационных периодов, сокровищница «Грюнес гевёльбе» оставалась в этом виде до 1942 года. Немногочисленные поступления из фондов других дрезденских музеев, отдельные приобретения, но также и изъятие отдельных экспонатов не внесли сколько-нибудь существенных изменений в состав коллекции. Самое тяжелое для музея время наступило в 1942 году, когда над ним нависла крайняя опасность. Авиация западных союзников всё чаще и продолжительнее бомбардировала немецкие города, и тогда был отдан приказ вывезти сокровищницу в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии.

Предметы из изумрудного гарнитура

13 февраля 1945 года вся староградская часть Дрездена стала жертвой самого разрушительного за время второй мировой войны налета объединенной англо-американской авиации. Огонь оставил от курфюршеского дворца одни стены. Сохранилась лишь часть тех помещений, которые еще в XVI веке считались самыми надежными. Пять из первоначальных восьми залов сокровищницы — это было всё, что уцелело в ту ночь от старого Дрездена. К нашему счастью, они относятся к самым красивым и ценным произведениям чрезвычайно интересного дрезденского периода в европейском барокко. В настоящее время часть интерьера этих помещений находится в Институте охраны памятников архитектуры. Но уже возвращены на их прежнее место на первом этаже западного флигеля Дрезденского дворца убранство «Серебряной комнаты» и одного из самых великолепных помещений — углового кабинета. 

В настоящее время там находятся административные и выставочные помещения Союза архитекторов. Желающие могут осмотреть их. Роскошные позолоченные столы с мраморными плитами, а также стена с серебряной утварью в первом зале нашей выставки и с изделиями из слоновой кости во втором зале представляют собой части первоначального интерьера, созданного по проектам Пёппельмана. Их стиль был взят за основу при оформлении новых помещений музея. В день капитуляции гитлеровского рейха комендант крепости Кёнигштайн передал все ключи старшему по воинскому званию из французских офицеров, содержавшихся в крепости в плену; в том числе и ключи от каземата, в котором находились сокровища музея «Грюнес гевёльбе».

 

Только через несколько дней после этого местонахождение коллекций музея стало известно специальному отряду Советской Армии, которому было поручено обеспечить сохранность и безопасность сокровищ искусства. Перед входом в каземат были поставлены часовые, и через некоторое время вся коллекция была перевезена в Москву и передана на хранение в сейфы Министерства финансов СССР. Советским искусствоведам была поручена консервация и забота о произведениях искусства.

Благодаря этому коллекция сокровищницы не пострадала в хаосе последних недель войны. Она является одним из немногих музеев бывшего германского рейха, прошедших через нацистскую войну почти без потерь. В 1958 году она была передана вместе со всеми другими музеями правительству ГДР, и уже 8 мая 1959 года в Альбертинуме открылась первая выставка.

Фото украденных украшений

 https://ruestkammer.skd.museum/

 Продолжение следует

Серия сообщений " Саксония.Дрезденская резиденция":
Часть 1 - Бастай...скалы,замок,мост
Часть 2 - Крепость Кенигштайн-"Королевский камень" в Саксонии.
...
Часть 21 - Прогулки по Дрездену.Часть 7:Дрезденская резиденция (Dresdner Residenzschloss) Экстерьер-2
Часть 22 - Прогулки по Дрездену. Часть 8: Дрезденская резиденция (3) Интерьеры
Часть 23 - Прогулки по Дрездену. Часть 9: Дрезденская резиденция (4) Зеленые своды (Grünes Gewölbe) Драгоценности
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прогулки по Дрездену. Часть 9: Дрезденская резиденция (4) Зеленые своды (Grünes Gewölbe) Драгоценности | leonarda478 - Дневник leonarda478 | Лента друзей leonarda478 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»