[показать]Часто происходит неверное толкование основного принципа индуизма, гласящего, что васаны, тенденции и качества исчезают – по мере становления человека более духовно продвинутым. У третьего патриарха Дзен, Сосана, в книге его сутр "Син Син Мин", есть утверждение, что у мудреца нет предпочтений.
Читая такое, вы думаете: "О, кей. Быть более пассивным и не иметь предпочтений – вот признак духовного развития, ведь так говорят весьма уважаемые духовные учителя". Но это не так.
Вот свежий пример. В 1973 г. Ричард Клэйрк перевел сутры Сосана. Пер-вые две строки перевода были, "Великий Путь не труден для тех, кто не имеет предпочтений". В прошлом году, спустя почти 29 лет, он перевёл их заново, с более глубоким пониманием – несомненно с более глубоким. Теперь эти же самые строки звучли так: "Великий Путь не труден для тех, кто не привязан к предпочтениям".
Как я понимаю, именно это и хотел выразить патриарх, написавший эти сутры на китайском, 2000 лет назад. Клэйрк продемонстрировал, как из-менение одного слова полностью изменяет значение и понимание. Это и есть намёк: мудрец не привязан к реакции; мудрец не привязан к предпочтению. Предпочтение – это функция плоти, генетической запрограм-мированности и череды сложившихся обстоятельств. И все эти вещи в комбинации создают определённую реакцию на происходящее событие. Проявление этой реакции может выглядеть как пассивность или быть очень неожиданным, непредсказуемым и бурным, но это ни в том, ни в другом случае не является показателем чего-либо. Нельзя судить по поведению. Вот что является ключом.
Если Вы спросите: "Действительно ли отсутствие реакции – это признак духовного развития?", я скажу: "Нет".
Здесь лучше говорить об отсутствии вовлечения в реакцию в результате уменьшения отожествления с "я". Когда чувство эгоистического "я"-деятеля ослабляется, то уменьшается и значение причастности "я" к происходящему событию. То, что случается, случается с организмом тела-ума, с плотью, а "я" только отвлекает вни-мание от этого факта на "себя". При отсутствии разделяющего эгоисти-ческого "я", принятие того, что случается с плотью, можно определить как "быть здесь и сейчас" или "находиться в моменте".