Вопрос: Вы говорите, что всё видимое вами - это вы сами. Вы также признаёте, что видите мир так же, как мы. Вот сегодняшняя газета, полная всех происходящих сейчас ужасов. Если мир - это вы сами, как вы можете объяснить такое безобразие?
Нисаргадатта Махарадж: Какой мир вы имеете в виду?
Вопрос: Наш общий мир, в котором мы живём.
Нисаргадатта Махарадж: Вы уверены, что мы живём в одном мире? Я не имею в виду природу, моря и землю, растения и животных. Они не представляют проблему, как и безграничное пространство, бесконечное время, неистощимая сила. Пусть вас не вводит в заблуждение то, что я ем и курю, читаю и говорю. Мой ум не здесь, моя жизнь не здесь. Ваш мир желаний и их исполнения, страхов и их избежания определённо не является моим. Я его даже не воспринимаю, разве что только по вашим словам. Это ваш личный мирсновидение, и моя единственная реакция на него - попросить вас проснуться.
Вопрос: Несомненно, войны и революции не являются снами. Больные матери и умирающие от голода дети - это не сон. Богатство, приобретённое обманом и используемое во вред, - это не сон.
Нисаргадатта Махарадж: А что же?
Вопрос: Сон нельзя разделить с другими.
Нисаргадатта Махарадж: Как и бодрствующее состояние. Все три состояния - бодрствующее, сон со сновидениями и сон без сновидений - субъективны, персональны, личностны. Они все происходят и содержатся в маленьком пузырьке сознания, называемом «я». Истинный мир лежит за пределом «я».
Вопрос: «Я» или не «я», но факты реальны.
Нисаргадатта Махарадж: Конечно, факты реальны! Я живу среди них. Но вы живёте фантазиями, а не фактами. Факты никогда не сталкиваются, а ваша жизнь и ваш мир полны противоречий. Противоречия - это признак иллюзорности, реальное никогда не противоречит себе.
К примеру, вы жалуетесь, что люди унизительно бедны. Однако вы не делитесь с ними своим богатством. Вы обеспокоены войной поблизости, но едва ли вспомните о ней, если она идёт гдето далеко. Изменчивые состояния вашего эго определяют ваши ценности. «Я думаю», «я хочу», «я должен» возведены в ранг абсолюта.
Вопрос: Тем не менее, зло реально.
Нисаргадатта Махарадж: Не более реально, чем вы. Зло - это неправильный подход к проблемам, созданным непониманием и злоупотреблением. Это порочный круг.