• Авторизация


Интерпретация майи Шанкарой 25-05-2010 01:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжение. Начало здесь. Пришлось учить матчасть. Не сами Упанишады, конечно.)) А отрывок из книги "ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ" авторов: Сатисчандры ЧАТТЕРДЖИ и Дхирендрамохана ДАТТА, , посвященной веданте и учению Шанкары об адвайта-веданте. И вот что говорит о майе Шанкара. (Кто не в курсе - Шанкара - это создатель монистичской системы адвайта-веданта).

Если принять такую точку зрения за верную, то вроде как все встает на свои места. [показать]


Концепция майи как магической силы и созидательницы картины мира

 

В свете этого майю — причину видимости мира — можно также рассматривать с двух точек зрения. Для бога майя есть только желание созидать видимость. Она не действует на бога и не обманывает его. Для несведущих людей — таких, какими являемся все мы, обманутые ею люди, видящие множество объектов вместо единого Брахмана, бога, — майя является порождающим иллюзию неведением. В этом смысле майя называется также аджняной, или авидьей (синонимы слова «неведение), и считается наделенной двойной функцией — сокрытия реальной природы Брахмана (основы мира) и создания видимости бога как чего-то другого — мира. Поскольку майя положительно порождает некоторую иллюзорную видимость, она называется положительным незнанием (бхава-рупам аджнянам); а поскольку миру нельзя приписать никакого начала (beginning), о майе говорится также как о не имеющей никакого начала (анади). Но для тех немногих мудрых людей, которые не обманываются видимостью мира и не воспринимают в ней ничего, кроме бога, иллюзий не существует. Следовательно, для них нет и порождающей иллюзии майи, а бог не является обладателем майи.


Интерпретация майи Шанкарой.

 

Рамануджа, следуя «Шветашватаре», также признает майю, но он подразумевает под ней или чудесную божественную силу реального созидания, или вечную, лишенную сознания первичную материю, которая пребывает в Брахмане и реально преобразуется в мир. Шанкара также говорит о майе, как о силе бога, но в отличие от Рамануджи считает, что эта созидательная сила является не постоянным свойством бога, а только свободной волей, от которой по желанию можно отказаться. Мудрые люди, не обманывающиеся видимостью мира, не нуждаются в признании бога как носителя этой силы, порождающей иллюзию. Но даже понимаемая как сила майя не представляет собой особой сущности в Брахмане; она неотделима и неотличима от него, как сила обжигания — от огня или воля — от ума, выражающего волю. Если майя и отождествляется Шанкарой с пракрити, то под этим подразумевается не что иное как то, что эта созидательная сила является источником или причиной (пракрити) видимости мира для тех, кто воспринимает эту видимость. Таким образом, разница между Рамануджей и Шанкарой состоит в следующем: согласно Раманудже, материя (пракрити), как неотделимая часть бога, реально претерпевает видоизменения; Шанкара же утверждает, что бог не испытывает никаких реальных изменений, они происходят только по видимости.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
возможно не всё точно переведено..как в испорченном телефоне..,или где-то произошла подмена понятий..
это как по сути теории волной и квантовой природы света -- все правы по своему.)
Eldaneuro 26-05-2010-01:24 удалить
Advayta, это всё реально очень уж и просто и сложно одновременно... Так что я вот тоже собираюсь получше над всем этим подумать, и лишь через некоторое время высказать своё полновесное мнение по этому вопросу...


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Интерпретация майи Шанкарой | Advayta - Счастье - это когда тебя нет. | Лента друзей Advayta / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»