Больше информации здесь:
http://tozelly.narod.ru/map.htm
В 1820 году полную панораму Петербурга представил Анжело Тозелли, которому так же, как за столетие до него петровскому граверу Алексею Зубову, удалось создать не отдельные перспективные картины, а цельный художественный образ города на Неве. Но у Тозелли был и непосредственный предшественник, близкий ему по задачам и по духу творчества - талантливый живописец Федор Алексеев, обучавшийся в петербургской Академии художеств и у перспективистов Венеции. Образ города, созданный Тозелли, возможно, менее поэтичен, чем Петербург на многочисленных архитектурных пейзажах Алексеева, но и у Тозелли он чрезвычайно интересен по широте замысла и техническому исполнения.
Тозелли увидел Петербург, прекрасный во все времена года, в любую погоду, - город, не только не похожий на другие русские города, но и несхожий с западноевропейскими столицами. Он особенно красив ранним утром и к вечеру, когда солнце освещает оба берега Невы. Нежное сияние утра сменяет бледная красота полудня, а в лучах клонящегося к закату солнца город обретает удивительную красочность. Иногда весной и осенью в вечерние часы его пронизывает особое золотистое освещение, тогда вода в Неве напоминает неподвижное зеркало…
Тозелли выбрал для наблюдений стрелку Васильевского острова - одно из красивейших мест города. Здесь река, образующая два рукава - Большую и Малую Неву, - особенно широка, и отсюда открывается незабываемый вид на главные административные сооружения, ставшие основными градообразующими акцентами, которым подчинялась вся жилая застройка Петербурга.
Панорама Тозелли запечатлела Петербург первой четверти XIX века - самую молодую среди европейских столиц в пору ее расцвета, когда окончательно сформировались архитектурные ансамбли, определившие "строгий стройный вид" города на Неве. Таким видели Петербург А. С. Пушкин и его современники.
Панорама Тозелли сохраняет для нас ценность документа, позволяя воссоздать атмосферу города пушкинской эпохи, оставивший яркий след в истории и искусстве нашей страны.
Панорама Тозелли выполнена акварелью и гуашью. Высокая точка обзора, выбранная художником, расширив линию горизонта и открыв дальние планы города, позволила ему назвать свое произведение косморамой. И хотя она первоначально имела замкнутый вид (разрезана на десять частей была значительно позднее), у нее есть условное начало.
[700x476]
Гравюра 1. Вид Дворцовой набережной от Зимнего дворца до Зимней канавки.
[700x474]
Гравюра 2. Начало Адмирелтейской набережной.
[699x476]
Гравюра 3. Адмиралтейская набережная до "Медного всадника".
[699x479]
Гравюра 4. Наплавной Исаакиевский мост.
[700x474]
Гравюра 5. Здание Двенадцати коллегий и правый берег Большой Невы.
[700x517]
Гравюра 6. Здание Двенадцати коллегий.
[699x479]
Гравюра 7. Площадь перед зданием Гостиного двора на Васильевском острове.
[700x475]
Гравюра 8. Здание Биржи на Васильевском острове.
[699x491]
Гравюра 9. Стрелка Васильевского острова.
[476x510]
Гравюра 10. Вверх по Неве.
[660x476]