Оригинал сообщенияКомментарии:
[показать]
[193x244]Разносторонним интересам члена партии «Нур Отан» Болата Актаева можно только позавидовать. Инженер-металлург по профессии, кандидат технических наук, автор нескольких изобретений, мастер спорта СССР по автомобильным гонкам, он с 1992 года является президентом Федерации автомотоспорта Казахстана, членом Международной автомобильной федерации и Международной мотоциклетной федерации, в течение пятнадцати лет представляет нашу республику в международном автомотоспорте. Болат Актаев – десятикратный чемпион Казахстана по авторалли, автокроссу, ипподромным автогонкам, неоднократно входил в состав сборной СССР, участвовал в знаменитых автопробегах Париж – Штутгарт – Вена – Будапешт – Астрахань, Париж – Москва – Пекин, Париж – Улан-Батор – Пекин, «Великий шелковый путь» и многих других. – На какой стадии развития автомотоспорт Казахстана, с какими трудностями приходится сталкиваться? – Автомобильные и мотоциклетные гонки – это виды спорта, требующие больших материальных затрат на приобретение спортивных автомобилей и мотоциклов, их ремонт и техническое обслуживание, а также постройки и обслуживание специальных гоночных трасс. Федерация автомотоспорта Казахстана работает над этой комплексной задачей ежедневно, организует и проводит соревнования в течение всего года, охватывая крупные города Казахстана, привлекает участников, спонсоров, приглашает зрителей. Первые гонки в независимом Казахстане состоялись уже в 1992 году, с тех пор наша главная задача – популяризовать этот вид спорта среди населения, особенно – молодежи. Ведь спорт дисциплинирует и воспитывает. Тем более мне, как патриоту своей страны, конечно, хочется, чтобы спортсмены-казахстанцы занимали призовые места в гонках международного уровня.
– Что вас, металлурга, привело в автогонки?– Дело в том, что в детстве я был активным участником судомодельного кружка в Доме пионеров, даже стал чемпионом Казахстана среди детей. Затем меня увлекло моделирование автомобилей, я перешел в другую секцию – делать модели имевшихся тогда автомашин. И в этом виде спорта также стал чемпионом Казахстана. Так и вошла в мою жизнь страсть к автомотоспорту, которая выросла вместе со мной от моделей к настоящим автомобильным гонкам. Сейчас моя работа в федерации – общественно-политического характера, но занимает почти все мое свободное время. Каждые выходные езжу в разные города страны, где проходят соревнования. В этом году наша федерация проводит 50 с лишним соревнований по шести разным видам: автокроссу, мотокроссу, картингу, гонкам по ипподрому, авторалли, ралли-рейду. Так что вся моя жизнь – на колесах.
– Кроме того, вы еще являетесь автором нескольких изобретений. Каких именно?
– После института меня сразу взяли в аспирантуру – как отличника учебы и благодаря особенностям моей дипломной работы. Тогда, в 1971 году, впервые в советской металлургии я применил вычисление на электронной машине. Может быть, слышать это сегодня, когда компьютер на каждом столе, немного странно. А тогда не было информационных систем как таковых, компьютерные языки были другие. Смысл моей дипломной работы: как металлургу удобнее работать около печи с большой емкостью расплавленного металла. Я предложил погружать в емкость стальной фильтр, записывать показания, анализировать происходящие процессы на компьютере. Но делать все при разных условиях, чтобы повышать эффективность работы доменных и мартеновских печей. Получались огромные колонки вычислений, я написал программу для вычислительной машины «Минск-32», однако она не успевала считать, поэтому нам пришлось переписывать программу в институте математики в Москве, где была одна из лучших в мире на тот момент машин – «БЭСМ-6». На ней считались орбиты запуска космических кораблей с космодрома Байконур. И только тогда все получилось. В аспирантуре я свое изобретение довел до ума. Так что можно сказать, что металлургия у меня в крови.
– Вы, чемпион республики, ушли из спорта непобежденным…– …завоевав в последний раз звание чемпиона Казахстана по зимним гонкам в 1991 году. Все отдал ребятам: две машины, несколько десятков моторов, шин, экипировку. Хотя собирал все годами. На соревнования по авторалли в 1989 году приезжали со всего СССР. В том числе профессиональные автомобильные гонщики с Волжского автомобильного завода. На них работал весь завод, а нам все приходилось доставать, обменивать, покупать. Это заставляло нас придумывать все самим, быть и конструкторами, и токарями, и механиками. Жил в Актюбинске, а в поисках нужных деталей и шин ездил в Прибалтику, Ленинград, Москву, Тольятти. Сейчас я чаще за рулем стандартной машины, спортивной – иногда.
Последний титул я завоевал волей случая. На чемпионате Казахстана по зимним трековым гонкам один из спортсменов заболел, меня попросили сесть за руль, вспомнить молодые годы. Я согласился, и подтвердилась народная мудрость, что мастерство «не ржавеет». Так я выиграл чемпионат.
– Вы, кроме автоспорта, еще и мотоспортом увлекаетесь?– Конечно. Раньше самым мощным мотоциклом был «Урал М-63». Хотя более удобной была «Ява-350». До 35 лет не слезал с седла мотоцикла. Помнится, в 1992 году мы проводили ралли-марафон Париж–Москва–Пекин. Начали организовывать при СССР в 1991 году, а провели – в суверенном Казахстане. Тогда японцы, уезжая, подарили новый мотоцикл «Хонда Доминатор». В то время это была очень серьезная машина, на таких мы тогда еще не ездили. Дело в том, что мы помогли им организовать уникальный по длине ралли-рейд протяженностью 16 тысяч километров, показали нашу страну во всей ее красоте. Японцы поражались безграничным степям Казахстана, доброте и гостеприимству нашего народа, тому, что казахи внешне похожи на японцев.
Когда приехали в одну семью, один из японцев расчувствовался и предложил тост за казаха-аксакала. Он, по его мнению, был копией его отца. В этом году ждем почти 50 гонщиков на ралли-рейд, который стартует 6 июля, в День города – Астаны и в день рождения президента Нурсултана Назарбаева. Мы хотим показать, что в Казахстане автомобильный спорт в почете и заслуженно пользуется народной любовью и вниманием публики.
– В Казахстане много почитателей автомотоспорта?– Проводимые нами соревнования неизменно пользуются вниманием со стороны казахстанцев, так как любая гонка – это зрелищное, захватывающее дух единоборство. К примеру, в Петропавловске на мотокросс приезжает более 15 тысяч зрителей. Люди как лес вокруг трассы. Для того чтобы стать чемпионом Казахстана по автокроссу, надо проехать, минимум, пять этапов. Один – в Алматы, второй – в Кокчетаве, третий – в Петропавловске, четвертый – в Астане, а пятый снова в Алматы. Участвуя в таких гонках, вырастают чемпионы. Специально проводим очень много этапов по всему Казахстану, чтобы привлечь внимание потенциальных спортсменов. Когда езжу по нашим дорогам, удивляюсь количеству потенциальных Шумахеров – так любит наш народ скорость… Конечно, это шутка; автоспорт – дело серьезное и требует профессиональной подготовки. Считаю, что дороги наших городов не место для состязаний, поэтому приглашаю всех любителей машин и скорости вступить в ряды нашей федерации и реализовывать свои мечты и амбиции на спортивной арене.
– Можете вспомнить самый трудный автопробег? – Самое трудное случается, как правило, не на соревнованиях, а до них. Знаете, что такое добраться до места гонок из Актюбинска в 80-х годах прошлого столетия, когда один за рулем? Бывало, сутками в буране стояли. Мороз, бездорожье. Благо всегда с нами верные друзья, горячее сердце, вера в нашу работу, теплые рукавицы, шапка, тулуп, два троса и запасные колеса.
– Как ваша семья относится к вашей работе?– Супруга и дети уже привыкли к моей страсти к гонкам. С женой мы 33 года вместе, вырастили трех сыновей. Сложно, конечно, когда муж месяцами дома не бывает. Но она относится с пониманием. Старший сын – предприниматель, средний заканчивает университет, а младший – заядлый футболист. Все они мои болельщики, стараются не пропускать ни одного соревнования, всегда радуются победам наших, казахстанских спортсменов.
– Вы не только бессменный президент Федерации автомотоспорта, но и член народно-демократической партии «Нур Отан». Помогает ли вам это в проведении соревнований?– Я член партии с 1999 года, со дня создания, мои друзья и соратники также члены партии, поэтому на соревнованиях мы всегда выступаем под эмблемой «Нур Отан». Я солидарен с президентом и полностью поддерживаю недавние конституционные реформы – это дает новые возможности, способствует вовлечению людей в процесс управления государством. Я – патриот своей страны. Задача Казахстана – войти в число пятидесяти конкурентных стран мира, и я готов отдавать все свои силы для достижения этой цели. Спорт, здоровый образ жизни – это инвестиции в нашу молодежь, в будущие поколения казахстанцев.
Если мои коллеги-однопартийцы, нуротановцы, поддержат и выдвинут меня в депутаты, поверьте, у меня достаточно сил и энергии для того, чтобы достойно представлять народ Казахстана в мажилисе, реализовать спортивно-патриотические программы президента, воспитать казахстанских звезд спорта мировой величины, которые будут побеждать под флагом нашей страны и заставят гордо звучать гимн Республики Казахстан для спортсменов всего мира.
Жанна ОЙШЫБАЕВА, Фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана
Я сейчас нахожусь In da city
Мой настрой Good
Я слушаю Infected Mushrooms
[показать]LIci WP - WordPress crossposting plugin