• Авторизация


Интервью Болата Актаева в газете “Литер” 13-03-2009 11:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Оригинал сообщения
Комментарии: [показать]

[193x244]Разносторонним интересам члена партии «Нур Отан» Болата Актаева можно только позавидовать. Инженер-металлург по профессии, кандидат технических наук, автор нескольких изобретений, мастер спорта СССР по автомобильным гонкам, он с 1992 года является президентом Федерации автомотоспорта Казахстана, членом Международной автомобильной федерации и Международной мотоциклетной федерации, в течение пятнадцати лет представляет нашу республику в международном автомотоспорте. Болат Актаев – десятикратный чемпион Казахстана по авторалли, автокроссу, ипподромным автогонкам, неоднократно входил в состав сборной СССР, участвовал в знаменитых автопробегах Париж – Штутгарт – Вена – Будапешт – Астрахань, Париж – Москва – Пекин, Париж – Улан-Батор – Пекин, «Великий шелковый путь» и многих других.

– На какой стадии развития автомотоспорт Казахстана, с какими трудностями приходится сталкиваться?

– Автомобильные и мотоциклетные гонки – это виды спорта, требующие больших материальных затрат на приобретение спортивных автомобилей и мотоциклов, их ремонт и техническое обслуживание, а также постройки и обслуживание специальных гоночных трасс. Федерация автомотоспорта Казахстана работает над этой комплексной задачей ежедневно, организует и проводит соревнования в течение всего года, охватывая крупные города Казахстана, привлекает участников, спонсоров, приглашает зрителей. Первые гонки в независимом Казахстане состоялись уже в 1992 году, с тех пор наша главная задача – популяризовать этот вид спорта среди населения, особенно – молодежи. Ведь спорт дисциплинирует и воспитывает. Тем более мне, как патриоту своей страны, конечно, хочется, чтобы спортсмены-казахстанцы занимали призовые места в гонках международного уровня.

– Что вас, металлурга, привело в автогонки?

– Дело в том, что в детстве я был активным участником судомодельного кружка в Доме пионеров, даже стал чемпионом Казахстана среди детей. Затем меня увлекло моделирование автомобилей, я перешел в другую секцию – делать модели имевшихся тогда автомашин. И в этом виде спорта также стал чемпионом Казахстана. Так и вошла в мою жизнь страсть к автомотоспорту, которая выросла вместе со мной от моделей к настоящим автомобильным гонкам. Сейчас моя работа в федерации – общественно-политического характера, но занимает почти все мое свободное время. Каждые выходные езжу в разные города страны, где проходят соревнования. В этом году наша федерация проводит 50 с лишним соревнований по шести разным видам: автокроссу, мотокроссу, картингу, гонкам по ипподрому, авторалли, ралли-рейду. Так что вся моя жизнь – на колесах.

– Кроме того, вы еще являетесь автором нескольких изобретений. Каких именно?

– После института меня сразу взяли в аспирантуру – как отличника учебы и благодаря особенностям моей дипломной работы. Тогда, в 1971 году, впервые в советской металлургии я применил вычисление на электронной машине. Может быть, слышать это сегодня, когда компьютер на каждом столе, немного странно. А тогда не было информационных систем как таковых, компьютерные языки были другие. Смысл моей дипломной работы: как металлургу удобнее работать около печи с большой емкостью расплавленного металла. Я предложил погружать в емкость стальной фильтр, записывать показания, анализировать происходящие процессы на компьютере. Но делать все при разных условиях, чтобы повышать эффективность работы доменных и мартеновских печей. Получались огромные колонки вычислений, я написал программу для вычислительной машины «Минск-32», однако она не успевала считать, поэтому нам пришлось переписывать программу в институте математики в Москве, где была одна из лучших в мире на тот момент машин – «БЭСМ-6». На ней считались орбиты запуска космических кораблей с космодрома Байконур. И только тогда все получилось. В аспирантуре я свое изобретение довел до ума. Так что можно сказать, что металлургия у меня в крови.

– Вы, чемпион республики, ушли из спорта непобежденным…

– …завоевав в последний раз звание чемпиона Казахстана по зимним гонкам в 1991 году. Все отдал ребятам: две машины, несколько десятков моторов, шин, экипировку. Хотя собирал все годами. На соревнования по авторалли в 1989 году приезжали со всего СССР. В том числе профессиональные автомобильные гонщики с Волжского автомобильного завода. На них работал весь завод, а нам все приходилось доставать, обменивать, покупать. Это заставляло нас придумывать все самим, быть и конструкторами, и токарями, и механиками. Жил в Актюбинске, а в поисках нужных деталей и шин ездил в Прибалтику, Ленинград, Москву, Тольятти. Сейчас я чаще за рулем стандартной машины, спортивной – иногда.

Последний титул я завоевал волей случая. На чемпионате Казахстана по зимним трековым гонкам один из спортсменов заболел, меня попросили сесть за руль, вспомнить молодые годы. Я согласился, и подтвердилась народная мудрость, что мастерство «не ржавеет». Так я выиграл чемпионат.

– Вы, кроме автоспорта, еще и мотоспортом увлекаетесь?

– Конечно. Раньше самым мощным мотоциклом был «Урал М-63». Хотя более удобной была «Ява-350». До 35 лет не слезал с седла мотоцикла. Помнится, в 1992 году мы проводили ралли-марафон Париж–Москва–Пекин. Начали организовывать при СССР в 1991 году, а провели – в суверенном Казахстане. Тогда японцы, уезжая, подарили новый мотоцикл «Хонда Доминатор». В то время это была очень серьезная машина, на таких мы тогда еще не ездили. Дело в том, что мы помогли им организовать уникальный по длине ралли-рейд протяженностью 16 тысяч километров, показали нашу страну во всей ее красоте. Японцы поражались безграничным степям Казахстана, доброте и гостеприимству нашего народа, тому, что казахи внешне похожи на японцев.

Когда приехали в одну семью, один из японцев расчувствовался и предложил тост за казаха-аксакала. Он, по его мнению, был копией его отца. В этом году ждем почти 50 гонщиков на ралли-рейд, который стартует 6 июля, в День города – Астаны и в день рождения президента Нурсултана Назарбаева. Мы хотим показать, что в Казахстане автомобильный спорт в почете и заслуженно пользуется народной любовью и вниманием публики.

– В Казахстане много почитателей автомотоспорта?

– Проводимые нами соревнования неизменно пользуются вниманием со стороны казахстанцев, так как любая гонка – это зрелищное, захватывающее дух единоборство. К примеру, в Петропавловске на мотокросс приезжает более 15 тысяч зрителей. Люди как лес вокруг трассы. Для того чтобы стать чемпионом Казахстана по автокроссу, надо проехать, минимум, пять этапов. Один – в Алматы, второй – в Кокчетаве, третий – в Петропавловске, четвертый – в Астане, а пятый снова в Алматы. Участвуя в таких гонках, вырастают чемпионы. Специально проводим очень много этапов по всему Казахстану, чтобы привлечь внимание потенциальных спортсменов. Когда езжу по нашим дорогам, удивляюсь количеству потенциальных Шумахеров – так любит наш народ скорость… Конечно, это шутка; автоспорт – дело серьезное и требует профессиональной подготовки. Считаю, что дороги наших городов не место для состязаний, поэтому приглашаю всех любителей машин и скорости вступить в ряды нашей федерации и реализовывать свои мечты и амбиции на спортивной арене.

– Можете вспомнить самый трудный автопробег?

– Самое трудное случается, как правило, не на соревнованиях, а до них. Знаете, что такое добраться до места гонок из Актюбинска в 80-х годах прошлого столетия, когда один за рулем? Бывало, сутками в буране стояли. Мороз, бездорожье. Благо всегда с нами верные друзья, горячее сердце, вера в нашу работу, теплые рукавицы, шапка, тулуп, два троса и запасные колеса.

– Как ваша семья относится к вашей работе?

– Супруга и дети уже привыкли к моей страсти к гонкам. С женой мы 33 года вместе, вырастили трех сыновей. Сложно, конечно, когда муж месяцами дома не бывает. Но она относится с пониманием. Старший сын – предприниматель, средний заканчивает университет, а младший – заядлый футболист. Все они мои болельщики, стараются не пропускать ни одного соревнования, всегда радуются победам наших, казахстанских спортсменов.

– Вы не только бессменный президент Федерации автомотоспорта, но и член народно-демократической партии «Нур Отан». Помогает ли вам это в проведении соревнований?

– Я член партии с 1999 года, со дня создания, мои друзья и соратники также члены партии, поэтому на соревнованиях мы всегда выступаем под эмблемой «Нур Отан». Я солидарен с президентом и полностью поддерживаю недавние конституционные реформы – это дает новые возможности, способствует вовлечению людей в процесс управления государством. Я – патриот своей страны. Задача Казахстана – войти в число пятидесяти конкурентных стран мира, и я готов отдавать все свои силы для достижения этой цели. Спорт, здоровый образ жизни – это инвестиции в нашу молодежь, в будущие поколения казахстанцев.

Если мои коллеги-однопартийцы, нуротановцы, поддержат и выдвинут меня в депутаты, поверьте, у меня достаточно сил и энергии для того, чтобы достойно представлять народ Казахстана в мажилисе, реализовать спортивно-патриотические программы президента, воспитать казахстанских звезд спорта мировой величины, которые будут побеждать под флагом нашей страны и заставят гордо звучать гимн Республики Казахстан для спортсменов всего мира.

Жанна ОЙШЫБАЕВА, Фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана

Google Bookmarks Digg del.icio.us Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong



Я сейчас нахожусь In da city
Мой настрой Good
Я слушаю Infected Mushrooms
[показать]LIci WP - WordPress crossposting plugin
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Интервью Болата Актаева в газете “Литер” | Andrey_Moisseyev - Автоспорт в Казахстане | Лента друзей Andrey_Moisseyev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»