В Харькове существует выставочный зал, где выставляют авангардное искусство- Ермилов -центр. Первый раз я посетила этот центр, расположенный в подвальном помещении университета, с дочкой несколько лет назад. Это была выставка фотографий Бориса Михайлова. Фотограф живет в США. Выставка отображала жизнь бомжей. Конечно, это проблема общества. И проблему нужно как-то решать. Наверное, американские зрители были потрясены сгустком мерзости, отображенной на фото. Посетители выставки отнеслись к увиденному по-разному. Вот цитаты из двух статей, написанных разными корреспондентами.
1. В Ермилов-центре состоялось открытие персональной выставки известного фотографа Бориса Михайлова "Нереспектовые". Мастер фотографии (то, что мастер не секрет, в то ли русло он направил мастерство - другой вопрос) презентовал в Харькове свою нашумевшую серию снимков с маргинальными слоями общества. Доведенный до абсурда соцреализм: вместо светлого будущего и величия Человека - ободранные парадные, гениталии и бомжи.
Людей много - яблоку негде упасть. Пару слов о публике: богЭма, "свободные художники", культуроведы (читай люди, которые ни разу в жизни не работали на работе, где платят налоги) - все эти седые маститые старцы с умным видом расхаживали вдоль экспозиций, цокая языками, якобы смакуя ракурс и свет, а заодно красуясь перед молоденькими журналистками и студентками.
Посетители попроще просто сосредоточенно ходят и ищут в фотографиях гениальность и искусство. Сосредоточенный взгляд в стену. Модный шарфик. Фотоаппарат. Вот уже, вот сейчас появится гениальность. Вот уже я ее чувствую!
2. И если говорить о предтечах Михайлова, можно вспомнить Босха, Гойю с его «Сатурном, пожирающим своих детей», «Каннибалами», «Капричос», Рубенса с тошнотворными жирными телами, склизкий язык Достоевского, Арто… Кто сказал, что искусство всегда красивое, доброе и счастливое? Искусство может убить. Оно не должно нравиться. Оно разное и отражает все грани человеческого существования. Искусство, к тому же, у каждого свое. И отношения с ним очень личные, интимные.
Обсуждая выставку, журналист Александр Костенко пишет в своем блоге: «Почему ваши негибкие умы, господа эксперты, не допускают даже мысли, что кому-то может не понравиться фото унылой волосатой мошонки или разверстых женских ног с расплывающимся пятном зеленки между ними?». Пожалуй, наоборот, эксперты не допускают мысли, что это кому-то может нравиться. Это же серная кислота в глазу, она жжет, и на эту боль приходится нервно обращать внимание, она разъедает, обнажает язвы и явление приходится анализировать, изучать.
Лично для меня заключительным аккордом моих впечатлений послужило фото бомжихи в спущенных панталонах. Фото явно постановочное. Думаю, фотограф оплатил готовность женщины попозировать в интересном для него виде, дабы посильнее эпатировать зрителя. И для меня это фото стало отражением личности фотографа. Авангард, братцы!
С тех пор дочку мою ни под каким видом в Ермилов-центр не затянешь. Я иногда захожу туда. И надо сказать, пару раз попадала на интересные выставки. Одна из последних- собранная Олегом Векленко коллекция работ мастеров разных стран. Выставка была подготовлена к годовщине Чернобыльской аварии.
Но зачастую, уходя из Ермилов-центра, вспоминаешь слова Александра Блока: «Не следует давать имя искусства тому, что называется не так».
И вот последние впечатления от выставки Нины Мурашкиной. Автор, безусловно, овладела массой приемов. Но назвать то, что я увидела, элементом культуры, не могу. Скорее, это культурообразное похабство. Какие-то навязчиво повторяемые садо-мазо мотивы, члены-бензопилы, груди-глаза, раздвинутые ноги, торчащие груди. Зачем-то ко всему этому добавлен самовар, шкуру убиенной лисицы, служившей, видимо, в прошлом воротником. Посреди зала- висящие на поднятой кверху красной ткани, имитирующей юбку, голые гипсовые ноги. Те же зрители: фотографирующие девочки и мальчики с возгласами: «Круто! Прикольно!» Будет еще круче, если посреди зала поставить гинекологическое кресло с теми же гипсовыми ногами, но уже в раздвинутом виде. Публика будет ломиться толпами.
Да что девочки! Мой знакомый позвонил мне и спросил, видела ли я выставку? Больше всего его поразили картины-рондо. Необычный формат. «Как оригинально! Прямо, как Рембрандт!»
О! Рембрандт, наверное, в гробу ворочается! У Рембрандта мысли и чувства, струящийся от лиц и рук свет. Жизнь, проглядывающая сквозь черты изображенных на портрете. А тут половая жизнь (с извращениями) в искусстве.
Сейчас трудно чем-то поразить публику. Я уже видела гиперреалистичную, подвешенную к потолку пластмассовую корову с выпущенными кишками в пластмассовой луже крови, огромный стеклянный куб, наполненный летающими мухами и мушиными трупами на полу, стеллаж с окурками. Такое оно, авангардное искусство. Чтобы что-то продать, нужно сотворить нечто, бьющее под дых. Нужно громко кукарекать, чтобы тебя услышали и заметили.
2.
.
9.
2.
3.
4.