• Авторизация


КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ СТЕРЕОСКОПИИ 19-03-2010 21:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Автостереоскопия, безочковая бинокулярная стереоскопия - воспроизведение стереоизображений без каких-либо располагаемых перед глазами наблюдателя сепарирующих приспособлений (стереоочков, стереоскопов и т.п.). Примерами использования принципа A. могут служить безочковая стереопроекция , растровые стереофото и стереодиапозитивы, интегральная фотография. Впервые метод A. с применением параллельного светопоглощающего растра предложен одновременно Бертье и Лизегангом в 1896 г.

Аккомодация - непроизвольное изменение выпуклости хрусталика глаза, позволяющее сфокусировать на сетчатке глаза изображения предметов, находящихся на различных расстояниях от наблюдателя. Группы глазных мышц, управляющие A. и конвергенцией зрительных осей, работают согласованно, и при наблюдении объектов в пространстве степень A. однозначно связана со степенью конвергенции. При рассматривании стереоизображений между A. и конвергенцией происходит принудительное рассогласование в работе указанных групп мышц. Это объясняется тем, что степень A. определяется расстоянием от глаз наблюдателя до плоскости изображений стереопары, а степень конвергенции определяется расстояниями до изображений объектов, воспринимаемых в пространстве изображения. В наибольшей степени данное рассогласование проявляется при просмотре стереоизображений на экране. Длительное рассматривание участков стереоизображения, воспринимаемых на расстояниях, меньших, чем треть расстояния между зрителем и экраном, может вызвать ощущение дискомфорта, а на расстояниях, еще меньших, - утомление, боль в глазах и даже головную боль.

Алюминированный экран - см. экраны недеполяризующие.

Анаглифный метод (от греч. anagliphos - рельефный), анаглифический метод, метод анаглифов, метод цветных анаглифов - метод воспроизведения стереоизображений, заключающийся в предъявлении двух изображений стереопары, каждое из которых окрашено в цвет, дополнительный по отношению к другому (например, одно изображение - красное, другое - сине-зеленое). При наблюдении стереопары через анаглифные стереоочки каждый глаз воспринимает только одно изображение. Формируемое при этом объемное изображение воспринимается монохромным. Для стереопроекции по а.м. могут окрашиваться пучки проекционных лучей, например, путем установки цветных светофильтров, либо сами изображения. В первом случае оба изображения проецируются раздельно и каждый глаз видит изображение только такого цвета, как соответствующий светофильтр в очках. Это - аддитивный способ. Во втором случае два окрашенные в разные цвета и наложенные друг на друга изображения стереопары демонстрируются одним проектором (для получения такой стереопары можно использовать, например, два слоя одной цветной пленки). В этом случае каждый глаз воспринимает изображение, окрашенное в цвет другого светофильтра. Такой способ называется субтрактивным. А.м. предложен Д'Альмейда и Дюко дю Ороном в 1858 г. Реализован в кино Луи Люмьером в 1935 г. Для цветного кино непригоден. Широко применяется в учебном телевидении и для объемных иллюстраций в полиграфии. См. стереоочки анаглифные.

Аффинные искажения - линейные искажения изображений стереопары, возникающие при стереосъемке на конвергированных осях. Выражаются в разномасштабности идентичных участков левого и правого изображений. Например, квадрат на кадрах стереопары изображается в виде трапеций, положенных на бок. Одна и та же боковая сторона квадрата на левом кадре изображается в виде малого основания трапеции, а на правом - в виде большого. В стереопаре с а.и. неизбежно появление вертикальных параллаксов, увеличивающихся к краям изображения, что отрицательно влияет на комфортность наблюдения стереоизображения. При а.и. происходит нарушение линейной закономерности изменения горизонтальных параллаксов, что приводит к искаженному воспроизведению пространственной картины. Наиболее значительные а.и. возникают при стереосъемке однообъективной, осуществляемой с зеркальными или призменными стереонасадками. А.и. возникают также при синтезе стереоизображений или при их обработке на компьютере с применением программ, моделирующих стереосъемку на конвергированных осях.

Базис зрения, нормальный стереоскопический базис - расстояние между узловыми точками глаз человека. Это расстояние для разных людей б.з. колеблется в пределах от 55 до 73 мм. Величина б.з. определяет различие между левым и правым сетчаточными изображениями, которое является основой стереоскопического восприятия.

Базис стереоскопический, базис стереосъемки, базис съемочный - расстояние между входными центральными лучами левого и правого каналов оптической системы, с помощью которой осуществляется стереосъемка. Величина б.с. может изменяться при помощи различных оптических насадок. Величина б.с. в значительной степени определяет рельефность изображений объектов и пространственность стереоизображения. См. стереонасадка съемочная.

Базисная насадка - призменная или иная оптическая насадка, устанавливаемая перед съемочным стереообъективом для изменения стереоскопического базиса с целью усиления или ослабления эффекта восприятия трехмерности пространства и рельефности находящихся в нем объектов.
См. межосевое расстояние съемочное.

Безочковая стереопроекция , безочковый метод стереопроекции - вид стереопроекции, отличительной особенностью которого является отсутствие каких-либо наглазных устройств для сепарации изображений стереопары. Сепарация осуществляется благодаря свойствам специального растрового экрана. Если такой экран осветить направленным пучком света, то отраженный от него свет формируется в виде фокальных зон. Если при проекции изображения на такой экран глаз находится в фокальной зоне, то этим глазом зритель видит изображение, спроецированное объективом. При стереопроекции фокальные зоны образуются парами, для левого и правого глаз.
Зрительские места размещают таким образом, чтобы глаза сидящего зрителя находились в соответствующих фокальных зонах. Поэтому каждый глаз может видеть только одно, предназначенное для него, изображение стереопары. См. также автостереоскопия, стереоэкран растровый.

Бинокулярное зрение - зрение двумя глазами. Является необходимым условием стереоскопического зрения, которое, в свою очередь, является основой стереоскопического восприятия. Б.з. и стереоскопическое зрение часто отождествляют. Однако общим понятием является б.з.. При некоторых нарушениях зрения человек может не обладать стереоскопическим восприятием, несмотря на то, что работают оба глаза. Такой вид зрения, являющийся аномалией, офтальмологи называют одновременным зрением, которое, как и стереоскопическое, является бинокулярным.

Бинокулярное поле зрения - часть пространства, наблюдаемая одновременно двумя глазами без изменения положения головы. Б.п.з. – это общая часть наложенных друг на друга полей зрения левого и правого глаз. Выражается в угловых величинах. В горизонтальном б.л.з. направлении охватывает угол 115о – 120о .

Глубина пространства стереоизображения - воспринимаемая протяженность трехмерного изображения, определяемая максимальными величинами положительного и отрицательного параллаксов на экране, а также расстоянием от зрителя до экрана (см. пространство стереокиноизображения). См. параллакс положительный и параллакс отрицательный.

Голография (от греч. holos -весь, полный и grapho - пишу, черчу, рисую) - наука, занимающаяся изучением голографических процессов. В основе г. лежит способ записи световых волн, несущих информацию об объекте, без преломляющих оптических приборов. Для записи используется когерентный свет – свет определенной длины волны, излучаемый строго синфазно, то есть со взаимно согласованным протеканием световых колебаний в пространстве и времени. Такой свет, получаемый с помощью лазера, создает неподвижную интерференционную картину в большом объеме пространства. В процессе записи на светочувствительный слой фотопластинки воздействуют две волны когерентного света: непосредственно воздействующая на фотопластинку опорная волна (называемая также когерентным фоном) в виде рассеянного пучка света, излучаемого лазером, и объектная волна, представляющая собой когерентный свет того же лазера, отраженный от объекта. Взаимодействие опорной и объектной волн создает интерференционную картину волнового фронта (картину стоячих волн), несущую в своей структуре информацию об объекте. Результатом фотографической записи этой интерференционной картины является голограмма (от греч. holos - весь, полный и gramma - черта, буква, написание). На этапе восстановления голограмму освещают пучком когерентного света (такого же, какой был использован при записи), который в результате дифракции на этой структуре преобразуется в волновую картину, идентичную объектной волне, имевшей место в процессе записи. На таком же расстоянии от голограммы, на каком находился объект при записи, формируется объемное изображение объекта, в точности соответствующее оригиналу. Если наблюдатель при рассматривании голограммы смещает голову из стороны в сторону, то возникает эффект оглядывания. Благодаря этому явлению объемность такого изображения может быть воспринята на основе только монокулярного стереоэффекта, то есть объемность изображения на голограмме могут ощущать люди, не обладающие стереоскопическим зрением. Метод г. предложен Д.Габором в 1947 г. Используя свет ртутной лампы, излучавшей свет с постоянной длиной волны, Габор фотографировал полупрозрачные предметы. Свет, отраженный от предмета, взаимодействовал со светом, прошедшим сквозь предмет. Практическая реализация г. оказалась возможной только после изобретения лазера - источника когерентного света. Впервые запись голограмм с помощью лазера была осуществлена Э.Лейтом и Ю.Упатниексом в 1963 г. Свою "двухлучевую" схему, позволявшую получать объемные изображения непрозрачных предметов, они предложили в 1961 г. В 1962 г. Ю.Денисюк предложил метод записи голограмм с использованием толстослойных фотоэмульсий. Согласно его методу опорная и объектная волны распространяются навстречу друг другу. Фотопластинка располагается между источником света и объектом съемки. Такой метод позволяет зафиксировать трехмерную интерференционную картину почернений, образовавшихся в местах интенсивностей стоячих волн. Этот метод позволяет получать объемные полноцветные голографические изображения (с использованием источников когерентного света с тремя различными длинами волн) и, главное, наблюдать их при использовании источника освещения со сплошным спектром излучения, то есть источником обычного, некогерентного света. При освещении таким источником голограмма выбирает именно те монохроматические составляющие, которые использовались при съемке, и преобразует их в волны, по форме и распределению амплитуды точно совпадающие с волнами излучения, рассеянными объектом. В результате наблюдатель видит восстановленное цветное объемное изображение объекта. Метод Ю.Н.Денисюка является обобщенным и включает в себя метод Д.Габора и метод Э.Лейта и Ю.Упатниекса как частные случаи. Оказалось возможным использовать методы г. для получения объемны движущихся изображений. В 1976 г. советские ученые В.Комар и Е.Сухман впервые в мире осуществили голографическую киносъемку. В качестве источника освещения использовался рубиновый лазер. В том же году под руководством В.Комара впервые в мире была осуществлена объемная проекция голографического киноизображения на голографический экран. Экран представлял собой голограмму вогнутого зеркала, полученную многократным экспонированием в лучах когерентного света при различных направлениях опорного пучка. Количество экспозиций определяло количество зрительных зон, в пределах которых можно было наблюдать движущееся объемное изображение. При смещении головы в стороны, но при условии сохранения положения глаз в пределах общей фокальной зоны возникал эффект оглядывания, как и при рассматривании обычной голограммы.

Двухобъективные способы стереосъемки - способы стереосъемки, заключающиеся в съемке изображений стереопары с помощью стереообъектива или двух объективов, каждый из которых фиксирует свое изображение стереопары. Д.с.с. могут быть реализованы в трех вариантах: 1) съемка стереопары на одну пленку; 2) стереосъемка на две пленки одним аппаратом; 3) стереосъемка двумя аппаратами. Д.с.с. являются наиболее распространенными способами получения стереоизображений и широко применяются при съемке стереофильмов, стереофотографий, стереодиапозитивов. См. двухпленочные способы стереосъемки.

Двухпленочные способы стереосъемки - способы стереокиносъемки или стереофотосъемки на две пленки двумя аппаратами при одновременном экспонировании кадров стереопары, либо одним специальным аппаратом для стереосъемки, оснащенном двумя лентопротяжными трактами. Копии стереофильмов, снятых подобным образом, изготавливались как на двух, так и на одной пленке. Д.с.с. применялись для съемки стереофильмов с использованием как 35-мм, так и 65-мм пленок. Начиная с 1985г., д.с.с. используется в системе "Аймакс-3Д". См. также стереосъемка двумя аппаратами.

Деполяризация света - частичное или полное преобразование поляризованного пучка света в обычный, неполяризованный. Степень д.с. поляризованного пучка света отражающей поверхностью, рассеивающей средой или какой-либо оптической системой характеризуется отношением светового потока деполяризованной составляющей к полному световому потоку поляризованного пучка света с учетом потерь света при отражении или пропускании. См. поляризация света.

Дивергенция - взаимное расположение зрительных осей при наблюдении стереоизображения или его отдельного участка при положительном параллаксе, превышающем величину базиса зрения. В системе "Стерео-70" параметры стереокиносъемки рассчитываются так, чтобы при стереокинопроекции д. для кинозрителей не имела места. В ряде зарубежных методик за основу расчета принимается допустимая величина д., равная 1о . Термином д. иногда обозначают изменение угла между зрительными осями в сторону их разведения, что более точно соответствует термину дивергирование. См. параллакс положительный.

Дивергирование - изменение угла между зрительными осями при переводе взора с более близкой рассматриваемой точки на более дальнюю. Угол конвергенции при рассматривании реальных объектов уменьшается до значений, близких к нулю, при рассматривании стереоизображений на экране - до отрицательных значений. Иногда термин д. подменяют термином дивергенция, что не совсем корректно. См. конвергенции угол.

Дискомфорт стереоскопический – совокупность неприятных ощущений, возникающих при сепарированном наблюдении стереопары вследствие заметных отличий условий физиологического восприятия стереоизображений от условий восприятия реальных объектов в пространстве. Причинами д.с. являются различия в яркости и резкости левого и правого изображений стереопары, неправильный выбор диапазона горизонтальных параллаксов, наличие вертикальных параллаксов, разномасштабность левого и правого изображений стереопары и др. См. комфортность восприятия стереокиноизображения, параллакс вертикальный, параллакс горизонтальный, сепарация.

Диспаратность - одновременное формирование на сетчатках глаз корреспондирующих точек, являющихся изображениями точки фиксации взгляда, и диспаратных точек, являющихся изображениями точки, расположенной в пространстве ближе или дальше точки фиксации взгляда. Д. является необходимым условием стереоскопического зрения. Диспаратностью называют также величину параллакса между корреспондирующими и диспаратными точками на сетчатках левого и правого глаз, выраженную в угловой или дуговой мере. При просмотре стереоизображений степень д. определяется величинами параллаксов, заложенных в изображениях стереопары.

Диспаратные точки, несоответствующие точки - сопряженные точки на сетчатках глаз, являющиеся при рассматривании реальных объектов изображениями точек, расположенных ближе или дальше точки фиксации взгляда, а при рассматривании стереоизображений - точек, которые воспроизводятся с параллаксом, отличным от нулевого. См. параллакс нулевой.

Зона ясного стереовидения, зона стереоскопической глубины – участок пространства, одновременно охватываемый взглядом без двоения изображений, то есть участок, в пределах которого возможна фузия. Протяженность з.я.с. увеличивается по мере удаления точки фиксации взгляда, а её угловая величина, называемая фузионным углом, для одного и того же наблюдателя составляет величину, в среднем несколько превышающую 1о для центрального зрения. Величина 70’, определенная опытным путем Г.Люшером в 1930г., рядом авторов принята за основу при выборе параметров стереосъемки.

Зрительная ось, зрительная линия, луч зрения - линия, проходящая через центральную ямку сетчатки и точку фиксации взгляда. З.о. не совпадает с оптической осью глаза, так как центральная ямка расположена в стороне от оптической оси. При наблюдении реальных объектов з.о. двух глаз пересекаются в точке фиксации взгляда, а при наблюдении стереоизображений з.о. проходят через сопряженные точки стереопары.

Интегральная фотография, лучевая голография, некогерентная голография – метод съемки без объектива и наблюдения объемного изображения без сепарирующих устройств. Съемка производится на фотопластинку через растр, состоящий из большого количества микролинз. Каждая микролинза формирует свое изображение в ракурсе, соответствующем ее положению относительно снимаемого объекта. С полученного негатива через аналогичный растр печатается позитив. При рассматривании позитивного изображения через такой же растр восстанавливается объемное изображение объекта, которое формируется на том же расстоянии от пластинки, на каком размещался объект при съемке. Описанный метод, предложенный и реализованный Г.Липпманом в 1908 г., был первым опытом пространственной записи, отличительной особенностью которой является то, что в каждом микроизображении зафиксированы все точки объекта, а каждая точка объекта зафиксирована на всей поверхности фотоматериала. И.ф. предвосхитила появление голографии, поэтому ее называют также лучевой голографией и некогерентной голографией. Определенный интерес представляет также относящийся к и.ф. способ получения объемных изображений, основанный на записи параллакс-панорамограммы.

Квазистереоскопия – эффект кажущейся стереоскопичности, возникающий при раздельном предъявлении двух идентичных плоскостных изображений, совмещенных на экране с некоторым взаимным смещением по горизонтали. Боковые границы левого и правого изображений должны быть при этом совмещены. Общий для всего изображения положительный параллакс, не превышающий параллакс бесконечности, и нулевой параллакс боковых границ обусловливают восприятие изображения в заэкранном пространстве. Благодаря эффекту к. в отдельных стереофильмах удачно используются плоскостные киноизображения и фотографии. См. параллакс нулевой, параллакс положительный, стереоскопическое восприятие.

Коммутационные жидко-кристаллические (ЖК) очки, стереоочки жидко-кристаллические - стереоочки для наблюдения совмещенных стереоизображений по эклипсному методу, а также для наблюдения видео или компьюторных стереоизображений, предъявляемых в виде поочередно сменяющих друг друга левого и правого изображений стереопар. Каждый из двух коммутационных элементов к.ж.к.о. представляет собой ЖК модулятор света, содержащий слой жидких кристаллов, расположенных между двумя поляроидами со взаимно-перпендикулярной (либо параллельной) ориентацией плоскостей поляризации. Слой ЖК при подаче на него электрического напряжения поворачивает на 90о плоскость поляризации света, прошедшего через первый поляроид. В результате ЖК элемент со взаимно -перпендикулярной ориентацией плоскостей поляризации поляроидов пропускают свет, а в случае параллельной ориентации свет полностью гасится. Световые потоки для левого и правого глаз перекрываются поочередно, синхронно с поочередным предъявлением левого и правого изображений. При стереопроекции на обычный экран аналогичные светофильтры, установленные перед левым и правым объективами стереопроектора, перекрывают световые потоки синхронно с переключением светофильтров в стереоочках. Управление к.ж.к.о. может осуществляться как проводным, так и беспроводным (чаще всего с использованием инфракрасных излучателей) способами.

Комфортность восприятия стереоизображения - совокупное ощущение естественности объемного изображения, возникающее у зрителя при максимальном приближении условий формирования сетчаточных изображений кадров стереопары к условиям формирования сетчаточных изображений реальных объектов. К.в.с. достигается при выполнении ряда специфических требований, предъявляемых к стереоизображению . К ним относятся: соблюдение диапазона горизонтальных параллаксов, отсутствие вертикальных параллаксов, одинаковость фотографических и геометрических параметров левого и правого изображений стереопары (резкость, яркость, равномерность яркости, одинаковость масштаба, отсутствие аффинных искажений ). На к.в.с. существенное влияние оказывают размеры и расположение стереоэкрана , а также правильное размещение зоны зрительских мест. См. параллакс горизонтальный .

Конвергенция - взаимное положение зрительных осей обоих глаз, направленных на точку фиксации взгляда. При наблюдении стереоскопических изображений зрительные оси направлены на сопряженные точки изображений стереопары . Так как глаза постоянно аккомодированы на плоскость изображений и степень аккомодации не зависит от положения точки, сформированной в пространстве стереоизображения , происходит рассогласование механизмов к. и аккомодации, работающих согласованно в естественных условиях. К. имеет место при отрицательных и нулевых параллаксах, а также при положительных положительных параллаксах, величина которых меньше базиса зрения . Термин к. используется и в стереокиносъемке . При стереосъемке на конвергированных осях главные оптические оси объективов (реальных или мнимых) направлены на точку в плоскости рампы аналогично зрительным осям глаз. При стереокиносъемке на параллельных осях термин к. иногда используют при регулировке межосевого расстояния стереообъектива в процессе установки дистанции рампы. См. межосевое расстояние съемочное , параллакс нулевой , параллакс отрицательный , параллакс положительный , рампы дистанция , рампы плоскость .

Конвергирование - изменение угла конвергенции в сторону его увеличения, то есть при уменьшении расстояния между наблюдателем и точкой фиксации взгляда.

Корреспондирующие точки - сопряженные точки на сетчатках глаз, являющиеся изображениями фиксируемой взглядом точки пространства. Формируются на центральных ямках сетчаток правого и левого глаз.

Коэффициент передачи третьего измерения - кратность растяжения или сжатия продольных размеров изображений объектов по отношению к размерам, перпендикулярным направлению съемки. Величина к.п.т.и. находится в обратной зависимости от величины фокусного расстояния съемочного объектива и в прямой зависимости от расстояния между зрителем и экраном. При стереопроекции к.п.т.и. можно рассматривать как результат воздействия линейной перспективы, усиленной стереоскопическим восприятием .

Межосевое расстояние съемочное - расстояние между выходными центральными лучами левого и правого световых потоков, прошедших через пару оптических блоков съемочного стереообъектива или пару объективов, с помощью которых осуществляется стереосъемка. В большинстве систем величина м.р.с. регулируется, что позволяет производить установку выбранной дистанции рампы. Изменение м.р.с. осуществляется при помощи механизма децентрации путем взаимного смещения в горизонтальном направлении оптических блоков стереообъектива или, при двухобъективной стересъемке, левого и правого объективов. Величина м.р.с. контролируется величинами индекса рампы и дистанции рампы по шкале, имеющейся на стереообъективе.

Межцентровое расстояние - расстояние между центрами кадров стереопары на пленке. В системах стереокинематграфа , основанных на применении горизонтальной стереопар, величина м.р. может совпадать с величиной основного базиса стереосъемки , принятого для данной системы В системах с вертикальной стереопарой м.р. является одним из основных параметров, характеризующих данную систему, и свидетельствет о ее совместимости с другими подобными системами.

Миниатюризации эффект - эффект уменьшения видимых размеров объектов, возникающий при наблюдении стереоизображений , полученных путем стереосъемки с увеличенным базисом. Этот эффект имеет место также при бинокулярном наблюдении реальных объектов через оптические устройства, стереоскопический базис которых превышает базис зрения. М.э. - неизбежный побочный результат съемки с гиперстереоскопией.

Многостереопарная проекция, многообъективная проекция, многоракурсная проекция - проекция многостереопарного изображения на линзо-растровый стереоэкран . Производится несколькими идентичными объективами, расположенными рядом на одной горизонтали. Образующиеся при проекции серии примыкающих друг к другу узких фокальных зон составляют расширенные фокальные зоны. При смещении головы в стороны глаза последовательно оказываются в соседних парах узких фокальных зон, несущих изображения соседних стереопар, благодаря чему возникает эффект оглядывания. Увеличение ширины фокальных зон позволяет разместить в зрительном большее количество зрительских мест по сравнению с одностереопарной проекцией.

Многостереопарная съемка, многоракурсная стереосъемка - стереосъемка специальными киносъемочными или фотографическими аппаратами с целью получения многостереопарного изображения . Для м.с. используются аппараты с несколькими, от трех и более, идентичными объективами, расположенными на одной горизонтали с равными интервалами между ними. Такого рода м.с. называют также многообъективной стереосъемкойстатичного объекта . М.с. может быть выполнена последовательной съемкой обычным фотоаппаратом или обычным однообъективным киносъемочным аппаратом. Аппарат при этом перемещается в горизонтальной плоскости в направлении, поперечном направлению съемки (либо по дуговой траектории, центр которой находится на участке объекта, расположенного в плоскости рампы ). Поэтому положение точки съемки каждого последующего кадра изменяется и любые два кадра могут образовывать стереопару неподвижным . М.с. может быть выполнена и аппаратом, если объект в процессе съемки плавно поворачивается вокруг вертикальной оси. При получении стереоизображений изображений и многостереопарных последовательной однообъективной съемкой параллакс временной трансформируется в параллакс стереоскопический .

Многостереопарное изображение, многоракурсное изображение – серия сопряженных изображений, полученных путем многостереопарной съемки. Рассматривание м.и. возможно только при многостереопарной проекции на линзо-растровый стереоэкран. Возможно также преобразование м.и. в автостереоскопическое изображение например, в стереодиапозитив растровый. Смещение головы в стороны при рассматривании м.и. приводит к тому, что глаза наблюдателя оказываются в других парах фокальных зон, и зритель получает возможность наблюдать изображаемые объекты, как бы оглядывая его с разных сторон (см. эффект оглядывания). (см. (см. автостереоскопия), стереоэкран линзо-растровый)

Монокулярное видение, монокулярное зрение – восприятие наблюдаемых объектов или их изображений одним глазом. При м.в. оценка протяженности пространства и степени рельефности находящихся в нем объектов производится на основе вторичных факторов пространственного зрения . Обычная однообъективная фото-, кино- или видеосъемка является имитацией м.в.. При рассматривании двумя глазами изображений, полученных путем такой съемки, плоскостность изображения подчеркивается и представление о пространственности оказывается в некоторой степени ниже, чем при м.в.. См. монокулярный стереоэффект .

Монокулярное поле зрения - участок пространства, наблюдаемй одновременно одним глазом. Измеряется в угловых величинах. В горизонтальном направлении охватывает угол около 150о , в вертикальном - около 125о. При фиксации взором неподвижной точки пространства м.п.з. (предметы при этом распознаются без различения мелких деталей) ограничивается полем зрения по горизонтали около 30о и по вертикали - около 22о.

Монокулярный стереоэффект - эффект восприятия протяженности пространства и рельефности предметов при рассматривании их одним глазом на основе вторичных факторов пространственного зрения . К этим факторам относятся: линейная перспектива, частичное перекрытие задних объектов передними, светотень, воздушная перспектива. При наблюдении изображений к таким факторам относится также изменение резкости изображений предметов, находящихся на различных расстояниях от съемочного аппарата. При наблюдении объектов с движущегося транспортного средства или при наблюдении изображений, снятых движущейся камерой, сильно действующим фактором является последовательно временной стереоэффект.

Обтюрирующие устройства - устройства для осуществления эклипсного метода , обеспечивающие попеременное предъявление левому и правому глазам наблюдателя соответственно левого и правого изображений стереопары. Располагаются перед объективами стереопроектора и глазами наблюдателя. О.у. могут выполняться либо в виде механического приспособления (подвижные заслонки, вращающиеся обтюраторы), либо в виде управляемого модулятора света. Первые применялись на ранних этапах развития стереокино, последние находят все более широкое применение для просмотра стереоскопических видеоизображений и стереоизображений, синтезированных на компьютере. Наблюдатель использует в этом случае коммутационные жидко-кристаллические очки .

Одновременное зрение - вид бинокулярного зрения , при котором наблюдение объектов двумя глазами происходит без стереоскопического восприятия . При о.з. восприятие третьего измерения, как и при монокулярном видении , основывается только на вторичных факторах пространственного зрения . О.з. может быть врожденным или являться следствием нарушений работы зрительного аппарата, таких, например, как косоглазие или различная степень отклонения зрения от нормального для левого и правого глаз. О.з. может быть полным или частичным, быть постоянным или проявляться временно.

Опорные плоскости - совокупность условных плоскостей в пространстве стереосъемки , параллельных плоскости рампы и отстоящих друг от друга на таких минимальных расстояниях, при которых две точки, расположенные в двух любых соседних о.п. в пространстве стереоизображения воспринимаются на различных расстояниях от наблюдателя. Количество о.п. определяет максимально возможное количество планов, воспроизводимое данной системой стереокинематографа . Количество о.п. зависит от ряда факторов, в том числе таких, как размеры кадров стереопары , стереоскопический базис, резкостные характеристики объектива и кинопленки и др. Распределение опорных плоскостей в пространстве подчиняется определенной закономерности (с увеличением расстояния от аппарата расстояние между соседними о.п. увеличивается). Это должно учитываться при размещении объектов в пространстае стереосъемки.

Острота стереоскопического зрения - способность зрительного аппарата человека различать минимальную разницу в удаленности двух точек при рассматривании их двумя глазами. Для разных людей о.с.з. различна. Для одного и того же человека о.с.з. может меняться в зависимости от уровня освещенности, контраста объектов и других факторов. Практической мерой о.с.з. считается величина, обратная порогу стереоскопического зрения. Иногда о.с.з. оценивают в угловой мере, то есть так же, как и порог стереоскопического зрения, что следует считать условным.

Отжимающее действие рамки - феномен стереоскопического восприятия объемного изображения, часть которого, сформированная в пространстве между наблюдателем и плоскостью изображений стереопары, "обрезается" границами изображения. В этом случае возникает ощущение неестественности стереоизображения, которое как бы "отжимается" за плоскость изображений стереопары. При стереопроекции такие участки стереоизображения “отжимаются” из внутризального пространства за экран. Эффект о.д.р. особенно неприятен, когда статичные изображения переднеплановых объектов "обрезаются" боковыми границами изображения. Эффект о.д.р. практически не заметен в планах, снятых с движения. Увеличение угловых размеров стереоизображения также существенно уменьшает эффект о.д.р.. Эффект о.д.р. всегда следует учитывать, если в снимаемой сцене присутствуют объекты, расположенные перед плоскостью рампы.

Паразитные изображения, фантомные изображения, фантомы - дополнительные изображения, появляющиеся в поле кадровых окон стереокиносъемочного аппарата при стереокиносъемке, либо на экране или за его пределами при стереопроекции. В процессе стереокиносъемки основными причинами возникновения п.и. являются: попадание в поле кадра части светового потока, прошедшего через соседний объектив, а также дополнительные отражения и сквозное прохождение части светового потока при использовании призменных или зеркальных базисных насадок .

Параллакс (от греч. parallaxis - уклонение) - величина взаимного смещения сопряженных точек на сетчатках глаз или в изображениях стереопары. П. между сопряженными участками изображения на сетчатках глаз измеряется в угловых величинах, на изображениях стереопары - в линейных.

Параллакс бесконечности съемочный - разность расстояний на негативе между сопряженными точками изображений объектов, бесконечно удаленных или расположенных в плоскости условной бесконечности, и вертикальными осями симметрии кадров стереопары.

Параллакс бесконечности стереокинематографической системы – нормированная для данной конкретной системы величина съемочного параллакса бесконечности. Рассчитывается, исходя из требования параллельности зрительных осей при наблюдении в кинозале изображений бесконечно удаленных объектов. Расстояние между сопряженными точками изображений таких объектов на экране должно быть равно базису зрения . Величина п.б.с.с. определяется путём деления величины базиса зрения на расчетный коэффициент проекционного увеличения.

Параллакс бесконечности экранный – расстояние на экране между сопряженными точками изображений объектов, бесконечно удаленных или расположенных в плоскости условной бесконечности. За расчетный п.б.э. принимают величину, близкую к средней величине базиса зрения человека. В системе “Стерео-70” величина п.б.э. принята равной 65 мм. Реальная величина п.б.э. зависит от параметров стереокиносъемки, от величины коэффициента проекционного увеличения, от правильности настройки стереопроекционной оптики. Увеличение п.б.э. является причиной дивергенции при наблюдении изображений удаленных объектов, что приводит в одних случаях к ухудшению комфортности восприятия стереоизображения , в других – к разрушению стереоскопического эффекта.

Параллакс вертикальный - взаимное смещение сопряженных точек по вертикали на сетчатках глаз, а также в совмещенных изображениях стереопары . В процессе наблюдения реальных объектов у человека с нормальным зрением п.в. не возникает. При предъявлении стереоизображений наиболее частой причиной возникновения п.в. является взаимное смещение по вертикали изображений стереопары, возникающее из-за неточности установки взаимного положения оптических осей стереооптики при стереосъемке и стереопроекции. Наличие п.в. отрицательно сказывается на комфортности восприятия стереоизображения , вызывая неприятные ощущения и повышенную утомляемость зрения. Для высококачественного стереоизображения допустимая величина п.в. в угловой мере не должна превышать 20'. Более критичным и крайне неприятным является взаимный п.в. между отдельными участками стереоизображения. Об этом необходимо помнить при проведении стереосъемок в две экспозиции.

Параллакс временной, параллакс движения - изменение взаимного смещения изображений разноудаленных точек пространства на сетчатке глаза, а также на кадрах обычного (плоскостного) киноизображения, возникающее при перемещении наблюдателя или киносъемочного аппарата в направлении, поперечном по отношению к направлению съемки. П.в. является одним из факторов монокулярного стереоэффекта .

Параллакс горизонтальный, параллакс продольный - взаимное смещение в горизонтальном направлении сопряженных точек на изображениях стереопары. П.г. преобразуется на сетчатках глаз в бинокулярный параллакс и является главным условием стереоскопического восприятия (стереопсиса) при сепарированном предъявлении изображений стереопары. Знак и величина п.г. определяют положение точки, формируемой в пространстве стереоизображения . При положительном параллаксе точка формируется и воспринимается за плоскостью изображений стереопары, а при отрицательном параллаксе - перед этой плоскостью. При нулевом параллаксе изображения сопряженных точек совмещаются и соответствующая им точка стереоизображения формируется в плоскости изображений стереопары.

Параллакс нулевой - частный случай горизонтального и вертикального параллаксов. Участки изображений стереопары с п.н. горизонтальным совмещаются друг с другом и воспринимаются в плоскости плоскости изображений стереопары. П.н. вертикальный является необходимым условием правильности предъявления стереопары.

Параллакс отрицательный - частный случай горизонтального параллакса в совмещенных изображениях стереопары. В участках стереоизображения с п.о. сопряженная точка для правого глаза расположена левее соответствующей сопряженной точки для левого глаза. При рассматривании этих точек зрительные оси пересекаются перед плоскостью изображений стереопары. В местах пересечения зрительных осей формируются изображения рассматриваемых точек. С п.о. воспроизводятся точки объекта, расположенные от точки съемки на расстояниях, меньших дистанции рампы .

Параллакс-панорамограмма, параллакс-панорамограмма – совокупность фотографических изображений, позволяющая наблюдать объемные изображения. Представляет собой развертку изображений объекта, полученную путем специального фотографирования через параллельный линзовый растр, расположенный перед эмульсионным слоем фотопластинки. Для получения п.п. однообъективный фотоаппарат перемещается в процессе съемки в горизонтальной плоскости по дуге, центр которой расположен в одной из точек объекта съемки. Временная развертка достигается при равномерном перемещении аппарата и одновременном равномерном перемещении в поперечном направлении растровой пластины. Общее смещение пластины, равное шагу растра, производится за отрезок времени, соответствующий времени перемещению аппарата из начального положения в конечное. При рассматривании п.п. через растр, аналогичный используемому при съемке, восстанавливается объемное изображение объекта. Описанная выше п.п. есть непрерывная п п.. Дискретную п.п. можно получить, например, путем печати через параллельный линзовый растр многостереопарного изображения с помощью специального фотоувеличителя. В последнем случае объемное изображение восстанавливается при рассматривании п.п. через растр, аналогичный используемому при печати. Описанные способы получения п.п. предложены М. Бонне в 1930-х г.г.

Параллакс положительный - частный случай горизонтального параллакса в совмещенных изображениях стереопары. В участках стереоизображения с п.п. сопряженные точки для правого глаза расположены правее соответствующих сопряженных точек для левого глаза. При одновременном рассматривании этих точек зрительные оси пересекаются за плоскостью изображений стереопары. В местах пересечения зрительных осей формируются изображения рассматриваемых точек. Если п.п. равен базису зрения , соответствующий участок изображения формируется в бесконечности. В стереокино допускается увеличение п.п. до величины, при которой дивергенция не превышает 1о для участков изображения с наиболее удаленными объектами. В этом случае стереоизображение воспринимается без ухудшения комфортности восприятия стереоизображения .

Параллакс экранный - взаимное смещение сопряженных точек в совмещенных на экране изображениях стереопары. П.э. определяет взаимное положение зрительных осей при сепарированном наблюдении стереоизображения. При п.э., равном нулю, сопряженные точки совмещены на экране и зрительные оси пересекаются в плоскости экрана. Участки изображения с положительными параллаксами воспринимаются в заэкранном пространстве, с отрицательными – во внутризальном.

Перспектива воздушная - фактор монокулярного стереоэффекта , выражающийся в уменьшении воспринимаемого контраста наблюдаемых объектов по мере увеличения их расстояния от точки наблюдения. Причиной этого является наличие воздушной дымки. Чем больше толщина воздушного слоя, отделяющего объекты от наблюдателя, тем сильнее проявляется рассеивающее действие воздушной среды.

Перспектива линейная - главный фактор монокулярного стереоэффекта , выражающийся в кажущемся уменьшении линейных размеров объектов по мере их удаления от наблюдателя. В смысловом стереоизображении в отдельных случаях п.л. может доминировать и подавлять факторы стереоскопического восприятия .

Поляризаторы - поляризационные светофильтры, устанавливаемые перед левым и правым объективами стереопроектора с целью сепарации левого и правого изображений стереопары. Ориентация п. согласована с ориентацией поляризационных светофильтров-анализаторов в зрительских поляроидных очках . См. поляризационный метод стереопроекции.

Поляризации плоскость - плоскость, в которой расположены направления луча линейно-поляризованного света и вектора Е напряженности электрического поля, создаваемого световой волной. См. поляризация света .
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ СТЕРЕОСКОПИИ | Седьмая_печать - Дневник Седьмая Печать | Лента друзей Седьмая_печать / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»