• Авторизация


Стратегия поведения: йога действия 18-10-2008 15:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Шестой век до н.э. в Индии был ознаменован внезапно возросшим количеством отшельников-аскетов. Взрослые трудоспособные мужчины стали в массовом порядке отказываться от исполнения своих обязанностей по отношению к семье, обществу и государству и уходить в леса, дабы провести там остаток своих дней в одиночестве или в союзе с другими такими же отшельниками. Для подобных аскетов-затворников даже был разработан специальный корпус священных текстов («лесных учений»), к сожалению, ныне практически полностью утраченный.
Количество отшельников угрожающе возросло с появлением Вардхамана Махавиры, основавшего джайнизм и его младшего современника – Будды Шакьямуни. История сохранила обращение, которым брахманы предостерегали своих соплеменников от влияния новых, отличных от классического индуизма, религиозных веяний: «Приближается странник Гаутама! Его шайка подобна граду, побивающему урожай зерна. Те из вас, кто является родителями, несомненно, лишатся своих сыновей!»
Чтобы как-то противостоять нарастающему влиянию новых движений, ведические брахманы были вынуждены пересмотреть понятие Отрешенности. Изначально Отрешение рассматривалось как способ достижения свободы от оков кармической деятельности и понималось, прежде всего, как оставление всякой собственности, отречение от социального статуса, а также отказ от любых обязательств по отношению к семье и государству.
Однако формальный отказ от социальной активности не может гарантировать свободу от «оков кармы», ибо уединение само по себе не приводит к остановке непрерывного потока действий, желаний и мыслей. Подлинное бездействие может быть достигнуто лишь путем преодоления привязанностей к результатам собственной деятельности, что достигается систематическим вырабатыванием у себя привычки относиться к любым действиям как к разновидности жертвоприношения.
Другими словами, для достижения внутреннего безмолвия нужно отрешаться от результатов своей деятельности, а не от самой деятельности. А это, в свою очередь означает, что отпадает необходимость покидать социум: можно продолжать жить и действовать в мире, при условии полного отсутствия личной заинтересованности в результатах собственных действий. Конечной целью этой практики (своего рода недеяния в действии, получившей название йоги действия) является отказ от главнейшего результата деятельности ума – идее о личности (или «эго») как независимой и автономной сущности, обособленной от окружающего мира.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Вот тут категорически не соглашусь. Когда появился Шакьямуни брахманизму было несколько тысячелетий и он регрессировал. Там уже были человеческие жертвоприношения. А говорить о классическои индуизме вообще нельзя, потому что он появился позже! Когда Шакьямуни ушёл в нирвану, его учение постепенно в Индии угасло. Перешло в Китай и др. А в Индии оно соединилось с брахманизмом и появилась синтетическая религия - индуизм.
firedreamer 19-11-2008-15:03 удалить
«Индуизм» – размытый и ненаучный термин (которого нет и на санскрите), поэтому каждый склоняет его так, как бог на душу положит. Индийская религия (как, впрочем, и совокупная индийская культура в целом) не имеет четких границ, но все же ее стержень на всех этапах развития оставался существенно ведическим (основанным на авторитете Вед). Поэтому, чтобы не загромождать статью сложными инородными терминами, я употребил «религиозные течения, отличные от классического индуизма» в значении «секты, отличные от ортодоксальный ведизма (как его понимали в то время)».
Безусловно, соглашусь с тем, что отсутствие непосредственного личного переживания и чрезмерная ритуализация позднего брахманизма косвенным образом стимулировала развитие неортодоксальных (неведических) религиозных направлений.
Буддизм господствовал на территории Бхараты более 1000 лет, а его упадок был во многом обусловлен стремительным расцветом бхагаватизма и ростом популярности учений, основанных на толковании Веданты. Учения таких выдающихся личностей, как Шанкара, Рамануджа, Мадхава, Шри Чаитанья Махапрабху, Вишнусвами, Баладева Видьябхушана и т.д. были сформированы в атмосфере полемического противостояния с философскими школами буддизма, хотя вряд ли это можно было бы назвать «объединением» или синкретизацией.
firedreamer, ну не будем путать учение Шакьямуни с буддийской религией. Как не станем объединять слова Христа с православной, католической и протестанской церквями.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Стратегия поведения: йога действия | firedreamer - Растворение личности посредством сновиденной практики | Лента друзей firedreamer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»