Манеры. Вежливость. Извинение.
[380x]Манеры - это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека, их регулятором является этикет.
Если Вы спросите, какие манеры должны быть у человека в обществе, то, в качестве основных, услышите следующие: скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательность и тактичность при общении с другими людьми. Человек, который следует всем правилам поведения и обладает хорошим манерами, всегда чист, аккуратен, опрятен, приветлив и вежлив, он умеет выслушать собеседника и поддержать разговор, умеет делать комплименты и умеет их принимать.
Если же поинтересоваться манерами дурными, то в числе первых назовут: привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях; вольность и развязность в жестикуляции и поведении; неряшливый внешний вид, неопрятную или вызывающую одежду; грубость, проявляемую в откровенной недоброжелательности к окружающим; бестактное навязывание другим людям своей воли и желаний; неумение сдерживать свои эмоции, (пусть и негативные по отношению к человеку, который Вам не нравится или откровенно противен); когда Вы не умеете, что называется, «следить за словами» - бестактность и сквернословие; навешивание и употребление унизительных кличек и прозвищ.
Манеры - это своеобразные единицы поведения, которыми пользуются все без исключения, постепенно, манеры становятся привычками, и человек не видит себя со стороны и не может оценивать свое поведение и манеры, а между тем они могут быть хорошими и плохими. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. Исходя из того, какие манеры у человека, можно сделать вывод о его культурном уровне и образовании.
К хорошим манерам относится: соблюдение правил культурного общения, вежливость, учтивость, пунктуальность, точность, выказывание уважения и благодарности другим людям. Придержать дверь перед выходящим человеком, пропустить даму вперед перед входом, зайти в лифт первым, а после этого пригласить даму, подав ей руку - все это хорошие манеры.
Эти два благородных человеческих качества предполагают внимание и глубокое уважение к внутреннему миру тех людей, с которыми мы встречаемся и беседуем; умение, а, главное, желание их понять; возможность почувствовать, чем можем доставить им радость, удовольствие, или, чего редко хочется, но слишком часто получается, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Смотрите, чтобы не сказали о Вас - «хотел как лучше, а получилось…»
Истинно воспитанный и тактичный человек всегда обращает внимание на конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, пол собеседника, его общественное положение, на место разговора, на обстоятельства в целом.
Хорошие манеры - это умение владеть собой и руководить своим поведением, это своеобразная вторая натура, корни которой родом из детства. Если ребенка с малых лет приучили здороваться, пропускать старших вперед, мыть руки и чистить зубы, то к взрослой жизни это станет уже привычным способом поведения. Приучая детей к хорошим манерам, мы строим будущую культуру и культурное общество.
[280x400]
Тактичный человек обычно старается предупредить создающие неловкость ситуации, но избежать их вовсе вряд ли кому удастся. Если же предвидеть ситуацию, то можно перевести всё происходящее в шутку, либо представить всё в несколько ином свете.
В конфликтной ситуации, по мере возможности, нужно избегать спора. В большинстве случаев самым правильным выходом будет уступить, не усугубляя конфликт, и извиниться. Благодаря этому, Вы, скорее всего, не только не проиграете, но и возвысите себя в глазах окружающих.
Если же уступить в спорной ситуации невозможно, попробуйте переубедить людей вежливо и тактично. В неловкой ситуации не повышайте голос, придерживайтесь дружелюбного тона. Говорите, глядя в глаза собеседнику, внимательно выслушивайте его доводы.
Воспитанный человек много раз в день произносит слова «простите» и «извините». Но делает он это не потому, что совершает так уж много ошибок, за которые обязательно нужно просить прощения. Дело в том, что эти слова могут употребляться и как не несущая особой эмоциональной нагрузки формула вежливости при обращении. Если человек предваряет свои вопросы и пожелания подобными оборотами, нет сомнений, что с ним легко можно будет найти общий язык.
Но просить прощения можно и по-настоящему. Когда человек совершает неблаговидный поступок, ставит кого-то в неловкое положение, не выполняет взятых на себя обязательств - он обязательно должен извиниться перед теми, кому своими действиями доставил неудобства. Конечно, просьбой о прощении вряд ли можно будет искупить вину в случае серьезной промашки. Но многие люди вообще не склонны признавать свою вину, поэтому человек, делающий это, смотрится достаточно выгодно на их фоне.
Даже самый вежливый и культурный человек время от времени случайно ставит себя в неловкое положение, говоря или делая нечто такое, что может быть расценено как оскорбление. Но если совершившему ошибку свойственно чувство такта, он быстро поймет, в чем именно его вина - и немедленно постарается ее загладить.
В разных странах традиции различны, поэтому и формы извинений могут отличаться. Например, в России, если человек случайно задел кого-то в толпе, он приносит извинения, а в Великобритании извиняются оба участника происшедшего.
Просить извинения - это не всегда признание своей вины. И извинения просят не только тогда, когда в чём-то сожалеют. Когда вы едете в транспорте, к примеру, и вам надо выйти, а впереди вас стоят люди, вы обычно говорите: «Извините, вы на следующей остановке выходите?». В описанной ситуации это не извинение в полном смысле этого слова, а вежливое обращение. Извиняться надо чаще - это своеобразная культура общения.
Если человек извиняется искренне, а не походя, то сделать это, зачастую, не так уж просто. Нельзя произносить извинение таким тоном, будто вину еще предстоит доказать. Не стоит бормотать под нос или использовать угрожающий тон. Во время принесения извинений, не стоит конкретизировать и разбирать по полочкам свою вину, поскольку не всегда можно правильно уловить, чем именно был оскорблен тот или иной человек, и появится риск достичь эффекта, противоположного желаемому: человек будет оскорблен еще сильнее. Главное - самому понять суть своей вины. Поставьте себя на место обиженного человека - вам проще будет реально оценить обстановку и самого себя.
Не стоит думать, что принесенное извинение обязательно заставит обиженного человека немедленно даровать свое прощение. Во-первых, существуют очень обидчивые люди, заслужить прощение которых требуется масса усилий. А во-вторых, многим людям надо подумать, прежде чем принять решение, и, возможно, прощение будет дано на следующий день, а не сразу после беседы.
Разумеется, воспитанный и культурный человек никогда не употребляет слова «извиняюсь», поскольку его смысл - согласно правилам словообразования в русском языке - «извиняю самого себя». Также это подразумевает, что Вам, в принципе, не важно, будут ли приняты Ваши извинения или нет.
Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Очень важно то, как вы преподнесете свое извинение: не следует небрежно, как бы невзначай бросать «Прости!». В этом случае вы можете только усугубить обиду.
Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия - это и будет его ответом на ваше извинение. Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. Ведь некоторым людям очень тяжело извиняться. Быстрота реакции на ваше извинение зависит от характера человека и от серьезности обиды. Не принято при извинении трогать за руку человека, перед которым вы извиняетесь.
Существует форма поведения, называемая «афронт». Это нарочитое стремление оскорбить, унизить человека, разорвать с ним всякие отношения. Конечно, воспитанный человек никогда не станет поступать таким образом. Но необходимо внимательно следить за своим поведением, чтобы оно не показалось никому оскорбительным или высокомерным.
[300x281]Уважительное, предупредительное отношение к людям, вежливость и воспитанность, конечно же, далеко не исчерпываются тем, что люди - родные между собой или малознакомые - говорят друг другу "извините", "спасибо" и "пожалуйста". Но именно с этих слов начинаются и уважение, и вежливость, и воспитанность.
Все мы не раз слышали такие выражения, как: «холодная вежливость», «ледяная вежливость». Эти эпитеты, прибавленные к столь благородному человеческому качеству, не только стирают его сущность, но, по сути, делают своей полнейшей противоположностью.
Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
К сожалению, для нас стало совершенной банальностью прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Вежливость может быть истинной лишь при условии, что она доброжелательна, так как это - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в своем доме, в гостях, при встрече с боссом и в общественных местах.
Нет для человека сладостней музыки, чем его имя, произнесенное вслух другим. Но опасайтесь назвать собеседника по имени неверно - Вам эту оплошность могут не простить и начнут жестоко и мелочно мстить. Соответственно, очень важно научиться сразу и правильно запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт. А он находил время для того, чтобы запомнить и, при случае, воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».
Вежливое, уважительное отношение к людям, как норма поведения безусловно, рождается в семье. Все начинается с детства. Двух-, трехлетними детьми мы узнаем слова "спасибо", "пожалуйста", "будь добр", "извини" и берем их с собой в дорогу жизни. Эти слова облагораживают человеческие отношения, делают людей добрее.
Разве человек, произносящий слово "спасибо" не испытывает истинного чувства благодарности, а тот, кто отвечает "пожалуйста", не ощущает искренней признательности за благодарность? А без слов как поведать другим о своих чувствах, как догадаются другие, что у вас в душе? Поэтому о важно, чтобы и чувства человеческие, и связанные с ними слова вошли в привычку, стали естественной необходимостью, как, скажем, умывание и чистка зубов по утрам.