Один из моих самых любимых художников, Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
опубликовано по просьбе Marina_OK
Mann und Frau den Mond betrachtend 1830-1835
Фридрих Каспар Давид - один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии. Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). С 1798 года художник жил в Дрездене, где принимал участие в выставках и познакомился с Рунге. Ранними работами Фридриха были рисунки, два из которых отмечены в 1805 г. первой премией Кружка веймарских любителей искусства, которым руководил И. В. Гёте. В 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком, Новалисом, Г. Клейстом. С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу.
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой).
Wrack im Eismeer (1798)
[699x494]
Riesengebirge 1835
другой вариант:
Cloister Cemetery in the Snow 1817-19
А вот то же самое в цвете:
[522x698]
Tetschen Altar or Cross in the Mountains 1807-08
[520x600]
Крест и собор в горах 1812. Место, часто встречающееся на картинах Фридриха.
Хижина в горах 1827
Песчаные горы на Эльбе 1823
Женщина у окна 1822
The Woman with the Candlestick, 1825
Lady on the Staircase
Крест на Балтике 1815
Сам Каспар Давид Фридрих
Landscape with Solitary Tree 1822
The Tree of Crows 1822
Evening on the Baltic Sea 1831
View from the Painter's Studio 1805-1806
Из окон часто, видимо, наблюдалась окружающая действительность, а иногда, наверное, и представлялось, что наблюдается (Owl in a Gothic Window (1837):
Cemetery at Dusk 1824-1826
Eldena Ruin 1825
On board a Sailing Ship
Woman on the Beach of Rugen 1818
Автопортрет 1800
City at Moonrise 1817
Landscape with Oak Trees and a Hunter 1811
Abbey in an Oak Forest 1809-1810
Evening
Moon Rising over the Sea 1821
Port by Moonlight 1811
Oak In The Snow 1820
А вот похожая местность (через 9 лет)
The Oaktree In The Snow 1829
Landscape in the Riesengebirge
Landscape With Grave Coffin And Owl 1836-37
Owl on a Grave, 1836-1837
Mountainous River Landscape Day Version 1830-35
Mountainous River Landscape 1830-35
Neubrandenburg In Flames 1835
Wreck In The Moonlight 1835
Sunset (Brother) 1830-35
Two Men Contemplating The Moon 1819-20
Moonrise By The Sea 1822
Boats In The Harbour At Evening 1828
Rocky Reef On The Sea Shore 1824
Evening 1824
Woman Before The Rising Sun 1818-20
портрет Фридриха, написанный Герхардом фон Кугелгеном (Gerhard von Kugelgen).
Drifting Clouds 1820
Capuchin Friar By The Sea 1808-1810
Graveyard Under Snow 1826
The Ruins Of Eldena 1825
View of Schmiedebergerkamm, 1837
Ploughed Field, 1830
Meadows Near Greifswald 1822
The Cemetery Gate 1825-1830
Landscape in the Riesengebirge, 1810 -11
The Sisters On The Balcony 1820
View Of A Harbour 1815-1816
View Of The Baltic 1820-1825
Neubrandenburg 1817
Найти десять отличий:
Winter Landscape 1811
Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г.) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Величие Средневековья уходит в небытие, как бы говорил художник, чудеса остались только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли.
Winter Landscape With Church 1811
Mountain Landscape with Rainbow (1809-10)
к этой картине прилагается статья тут http://en.wikipedia.org/wiki/Mountain_Landscape_with_Rainbow
Old Heroes' Graves 1812
The Chasseaur In The Forest 1814
Morning In The Riesengebirge 1810-1811
Cross In The Mountains 1805-1806
Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Резной крест на вершине скалы — обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Однако в последних лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, он кажется настоящим голгофским распятием. Полотно насыщено богословским смыслом, переданным через земные образы: солнце, скрытое от зрителя, воплощает Бога Отца, Христос на кресте освещает сумеречный мир Его отражённым светом, вечнозелёные ели — символ христианской надежды.
Winter Landscape 1811
Dolmen In The Snow 1807
Giant Grave By The Sea 1806-1807
Hills and Ploughed Fields near Dresden
В 1824 г. Фридрих получил звание профессора пейзажного класса Дрезденской академии, но его так и не допустили к преподаванию. Творчество художника вышло из моды, однако он не намерен был угождать вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня близ Дрездена» (около 1824 г.). Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Мягкие, просветлённые краски, щедро передающие цвет развороченной плугом почвы, зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней свежести.
Midday, 1820-25
Swans in the Reeds 1820
Snow Covered Hill with Ravens
Angel in Prayer, 1826-34
Хотя портретов написано Фридрихом не много, но:
Adolf Gottlieb Friedrich Reading 1802
Mother Heiden 1798-1802
Автопортрет
Self Portrait With Cap And Sighting Eye Shield 1802
Опять кресты, кладбИще на фоне свободной природы:
Pilgrimage At Sunset 1805
Вот название и год написания этой картины я не нашла:
Landscape With Pavilion 1797
Easter Morning, 1833
[600x471]
Morning in the Mountains
Waft of Mist, 1818-20
[549x699]
Странник над морем тумана (1818-1819)
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.
Фридрих принципиально не подписывал свои картины и не датировал их, считая себя соавтором вечной природы.
Утро.
Биография написана по материалам:
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1156
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81862
http://www.museum-online.ru/Romanticism/Kaspar_David_Friedrich