...У нашего сегодняшнего гостя, выражаясь строчкой из его собственной песни, в этой жизни шальной все чудесно! Крепкая дружная семья, любящая супруга, а его творчество настолько многогранно, что порой затрудняешься ответить, кто же он на самом деле – поэт, театральный актер или герой новомодного телевизионного сериала. За его плечами сотни хитов, солидная часть из которых написана специально для Валерия Леонтьева. «Я – просто певец», «Емеля», «Ночной звонок», «Ягодка», «Шери» и еще и еще и еще… У нас в гостях Николай Денисов!
[показать]
Часть первая: «Когда я взялся писать песню «Кабаре», коллеги-песенники считали меня сумасшедшим»
- Странное дело, Николай Ильич. Пока готовился к нашей беседе, по радио вдруг включили Вашу старую добрую песню "Мои друзья", где Валерий Леонтьев поет: "Дари судьба родные лица, и если у друзей беда случится, пусть только позовут меня они и я приду"... Можно ли сказать, что эти строчки про Вашу с ним дружбу? Часто случалось приходить на помощь?
Николай Денисов: В принципе и я, и Валерий по своим характерам привыкли в основном решать свои проблемы сами. Но за тридцать лет наших человеческих и творческих взаимоотношений, конечно, бывало всякое. Не помню, чтобы на какую-то мою просьбу Валера не откликнулся и я всегда старался отвечать ему тем же.
- А как вообще состоялось Ваше с ним знакомство? Валерий решил обратиться к Вам за песней или Вы пришли к нему предлагать свое творчество?
Николай Денисов: Первый раз я увидел его по телевизору в 1980 году, когда Валерий победил на своём первом международном конкурсе и мы с моим санкт-петербургским соавтором композитором Лорой Квинт смотрели этот фестиваль. Валера был ярок, необычен для нашей тогдашней эстрады, удивительно харизматичен. Нам очень захотелось с ним познакомиться и мы «вышли» на него где-то через год во время его первого приезда в Питер на гастроли. Никакой толпы авторов вокруг его гримёрки тогда ещё не было, Валера был в начале звёздного пути... И мы с Лорой принесли ему несколько своих песен, и одной из них Валерий сразу заинтересовался... Помню, как моей жене-актрисе Елене Рубиной, кудрявой от природы, Лора Квинт поручила определить на глаз нет ли в Валериной причёске «химии», это почему-то её очень интересовало (улыбается). И моя супруга тут же подтвердила природную подлинность Валерочкиных кудрявых волос!
- И как же она это определила?
Николай Денисов: От природы курчавый человек всегда точно определит своего собрата и разоблачит искусственно завитого индивидуума так же, как натуральную блондинку никогда не обманет крашеная дама! (смеется)
[показать]
[показать]
- А какой же была первая песня, которую в тот вечер выбрал Леонтьев?
Николай Денисов: «Прощание с мамой», наша с Лорой Квинт. Однако, очень скоро мы стали писать специально для Валеры «Я просто певец», «Маска», «Праздник без меня», «Свидание в Юрмале», «Мои друзья»... Сложилось этакое песенное ателье «индивидуального пошива». (улыбается) В дальнейшем я и с другими своими соавторами Раймондом Паулсом, Володей Евзеровым, Андреем Косинским, Андреем Потёмкиным, Лешей Гарнизовым писал уже, как правило, с расчётом на сценический образ Валеры...
[показать]
- А вот Игорь Крутой как-то сказал в интервью, что если Леонтьеву песня не нравится, он отдает ее автору и тактично извиняется – мол, прости, но я с этим материалом не справился... В вашем случае, много было песен, с которыми Валерий "не справился"?
Николай Денисов: Со мной, как с давним автором и приятелем, Валера всегда откровенен сразу: «нравится - не нравится». Часто это зависит от его «сегодняшней» программы: «влезает» в неё новая песня или выбивается из общего ряда. Предлагая певцу что-то новое, я всегда стараюсь следить за его текущим репертуаром. Если песня понравилась, Валера часто любит доводить её стихи до кондиции вместе со мной, я всегда откликаюсь на его просьбы и приношу ему новые варианты каких-то строчек, пока он не скажет: «А вот это то, что надо!» За долгие годы содружества где-то после 50-той песни на мои стихи, взятой в текущий репертуар певца, я стал гораздо спокойнее относится к тому, что Валерий от чего-то отказывается. Однажды он не попробовал спеть одну нашу с Володей Евзеровым песню «Цветет малина за окном», которая позже стала хитом в исполнении Софии Ротару и Николая Баскова. Зато вернулся к отвергнутой вначале «Ягодке».
- О, раз уж вспомнили про «Ягодку» и Владимира Евзерова, хочется сказать, что для большинства поклонников Ваш творческий союз с этим композитором один из самых любимых. Расскажите, как у Вас с ним обычно рождается песня – сначала появляется музыка, а потом стихи, или наоборот?
Николай Денисов: Для профессионала писать стихи на готовую музыку или сочинять их сначала на свой ритм не имеет решающего значения. Бывает и так, и так! Удача может придти к любому варианту создания песни. Раймонд Паулс дал мне мелодию, под которую уже сочинялись неизвестные мне латышские стихи, и я написал слова «Кабаре», Марыля Родович недавно подарила Валерию мелодию знаменитого поляка Северина Краевского, на которую я с удовольствием написал русские стихи для песни «Всё чудесно»… А, к примеру, «Шестая жизнь» начиналась с моих стихов. По-всякому бывает…
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Самое приятное, что о каких-то любимых песнях я часто уже и не могу сказать, что было первым: слово или мелодия… И это здорово! Что касается времени написания, то, если я знаю о чём и как написать, то пишу очень быстро… Ещё Вольтер говорил молодым: «Выбирай себе профессию, которая даётся тебе легко!» В искусстве это – основополагающий закон во всех жанрах: тяжело петь танцевать, говорить, сочинять – не пой, не танцуй, не говори, не сочиняй, займись каким-нибудь другим хорошим делом. Но, но, но… Время обычно уходит не на рифмы и словосочетания, а на поиски «изюминки» песни в сюжете, запоминающихся образах, настроении, способном возбудить творческую фантазию исполнителя. Это порой нелегко, особенно, если не хочешь повторять ни свои уже написанные когда-то песни, ни тем более чужие. Так что когда приходит момент «озарения» - всегда радуешься! Вот оно, что-то новенькое!
- А уж как поклонники радуются этому «новенькому»! Кстати, о стихах и рифмах. Насколько Валерий Леонтьев требователен к текстам?
Николай Денисов: Я уже говорил, что Валера любит со мной дорабатывать предложенный материал. Порой и сам выбирает тему для песни... А часто я и сам люблю оттолкнуться от его «сегодняшнего» настроения, каких-то событий его личной жизни, о которых он мне поведал... Именно так у меня с музыкой Володи Евзерова родилась песня «Ночной звонок», которая была принята Валерием сразу и без каких-либо переделок. Он до сих пор исполняет её удивительно проникновенно и эмоционально.
[показать]
[показать]
- За эти годы в репертуаре Леонтьева накопилось, наверное, несколько десятков Ваших песен. Есть среди них такие, которые Вы любите больше всего, а может какую-то одну считаете самой удачной?
Николай Денисов: Все песни за тридцать лет сочинённые для Валеры (а их уже около шестидесяти или больше, сбился со счёта) я очень люблю, и как ребёнок радуюсь, если в очередной раз их слышу по радио или ТВ, не говоря уже про концерты, где Валера может исполнять их очень по разному, как подлинный артист... Помню историю создания одной из знаковых для меня песен: «Кабаре». Шёл 1986 год и слово «кабаре» на советском радио и ТВ было практически запрещённым. Паулс жил в Риге и там с этим было полегче (улыбается). Я взял у него мелодию, и все мои коллеги поэты-песенники считали меня сумасшедшим, что в эпоху песен о комсомольских стройках я взялся воспевать жизнь в кабаре. В то время цензура была строга и философское осмысление этой темы ни от чего не спасало. Мы с Валерой думали, что петь он её будет только на концертах, и то могли запретить. А ведь помогла «Хозяйка кабаре судьба», и песня попала на новогодний телевизионный огонёк, на радио, стала популярной, надолго вошла в репертуар Валеры, жаль сейчас её не поёт в каком-нибудь новом актёрском качестве без сумасшедшего канкана, который можно передать балету… А Раймонд при встречах со мной всегда говорит про «Кабаре»: «Такие песни, Коля, часто не рождаются!»
[показать]
[показать]
[показать]
- А хиты из одной строчки часто рождаются?
Николай Денисов: Часто. Помню родилась строчка: «Ах, как же мы с тобой грешны!», из которой родилась песня для С. Ротару «Ночь любви». А знаменитое «Кабаре» с Р.Паулсом «пошло», когда в уме появилась строчка «Хозяйка кабаре судьба!». До сих пор так называю свои творческие вечера.
- А что вообще для поэта может служить стимулом к творчеству? Лично для Вас…
Николай Денисов:Стимул к творчеству – «Коля! Напиши, пожалуйста, песню! Напиши, пожалуйста, пьесу! К такому-то сроку!» отвечаю: «Есть! Сэр!» и иду работать! Иногда приходится работать и в очень сжатые сроки, но тогда и организм мобилизуется иначе. Однажды Валера сам написал стихи к песне, а потом вдруг разочаровался в них и за часа полтора (!!!) до записи на студии срочно вызвал меня, чтобы я написал на мелодию свой текст. Написал. Песня была записана и исполнялась потом в этом варианте.
- И что же это за песня?
Николай Денисов: «Прикоснись». Ее мы «ваяли» вместе с Валерой...
Читать вторую часть
Фото из личного архива Николая Денисова и из архива сайта «Дельтаплан»
Внимание! Вы можете прокомментировать эту публикацию или прочитать комментарии других посетителей